ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-30953/2021 от 29.06.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

29 июня 2021 года Дело № А56-30953/2021

Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2021 года. Полный текст решения изготовлен 29 июня 2021 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Петровой Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга

заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

третье лицо: ООО "Конструктор"

о признании недействительным решения

при участии

от заявителя: ФИО2, доверенность от 18.11.2020.

от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность от 20.10.2020.

от третьего лица: не явился, извещен.

установил:

Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) от 26.01.2021 по делу № 44-395/21 о нарушении законодательства о контрактной системе.

Определением суда от 16.04.2021 заявление принято к производству, на 08.06.2021 назначено предварительное судебное заседание с возможностью перехода в основное судебное заседание в отсутствие возражений сторон.

Определением от 08.06.2021 суд отложил предварительное судебное заседание на 29.06.2021, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Конструктор» (далее – Общество).

Возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.

Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.

В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в заявлении, представитель Управления возражал против его удовлетворения.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направило, поэтому в соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Как следует из материалов дела, Администрация (заказчик) 30.12.2020 разместила на официальном интернет-сайте www.zakupki.gov.ru извещение № 0172200002220000262 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по санитарному содержанию земель общего пользования, не имеющих ведомственной принадлежности, в границах Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 2021 году и аукционную документацию; начальная (максимальная) цена контракта составила 22 409 859 руб. 79 коп.

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

В Управление 19.01.2021 поступила жалоба Общества (вх. № 1640/21) на действия аукционной комиссии заказчика при проведении аукциона по извещению
№ 0172200002220000262, выразившиеся в необоснованном, по мнению Общества, недопуске его заявки к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.

По результатам рассмотрения жалобы Общества и проведенной на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ внеплановой проверки Управление 26.01.2021 вынесло решение по делу № 44-395/21, которым жалоба Общества признана обоснованной (пункт 1); аукционная комиссия заказчика признана нарушившей часть 5 статьи 67 Закона № 44-ФЗ (пункт 2); заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки решено выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения (пункт 3); материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении членов аукционной комиссии заказчика (пункт 4).

Во исполнение пункта 3 решения Управление выдало Администрации предписание от 26.01.2021 по делу № 44-395/21 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, которым обязало заказчика в течение 7 дней с момента размещения предписания на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок устранить нарушение части 5 статьи 67 Закона № 44-ФЗ, путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения аукциона по извещению № 0172200002220000262, повторно рассмотреть первые части заявок на участие в указанном аукционе в соответствии с мотивировочной частью решения от 26.01.2021 по делу № 44-395/21 о нарушении законодательства о контрактной системе, проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по извещению № 0172200002220000262 в соответствии с законодательством о контрактной системе.

Не согласившись с решением и предписанием Управления, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

По мнению Администрации, заявка Общества была правомерно отклонена, поскольку значение показателя «Толщина стенки технического люка должно быть 4 – 6 мм» должно быть представлено участником закупки в составе первой части заявки в соответствии с инструкцией по ее заполнению без каких-либо изменений; позиция заказчика основана на невозможности рассматривать значение «4 – 6 мм» как числовое, поскольку единица измерения «мм» не является единицей измерения СИ в соответствии с «ГОСТ 8.417-2002. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин», введенным в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 04.02.2003 № 38-ст; заказчик нигде в документации не упоминает десятичные кратные, дольные или производные единицы единиц Международной системы единиц; положение пункта 4.10 инструкции по заполнению первой части заявки не подлежало применению.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Согласно части 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 указанной статьи должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

В силу части 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации (пункт 1); несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе (пункт 2).

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона № 44-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ).

Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 13.01.2021 заявка Общества отклонена в связи с ее несоответствием требованиям, установленным в документации об электронном аукционе. В приложении № 5 к техническому заданию в отношении товара «Контейнер» установлен показатель «Толщина стенки технического люка должна быть 4 – 6 мм». Как следует из протокола от 13.01.2021, Общество в своей заявке указало значение данного показателя «Толщина стенки технического люка 5 мм» с нарушением пункта 4.21 инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.

В соответствии с подпунктом 19.3 пункта 19 информационной карты аукциона первая часть заявки на участие в нем должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

В разделе 5 технического задания аукционной документации приведена инструкция по подготовке сведений о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки (представляемых в первых частях заявок участников).

В соответствии с пунктом 2.1 инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретное значение показателя – единственное значение, указываемое участником закупки в первой части заявки в соответствии с инструкцией по ее заполнению. Конкретное значение показателя не должно сопровождаться словами и словосочетаниями, используемыми заказчиком при установлении требований к максимальным и/или минимальным значениям показателей, а также словами, символами, используемыми заказчиком при установлении требований к вариантам значений.

Числовое значение – всякое число, полученное в результате подстановки в выражение вместо букв каких-либо действительных чисел (с установленной единицей измерения СИ).

В соответствии с пунктом 3.2.1 инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе по показателям, к значениям которых в документации установлены требования о предоставлении одного конкретного значения, наименование показателя и единицы измерения (при наличии) представляются в строгом соответствии с установленными требованиями, при этом значение показателя представляется в виде одного конкретного значения, с учетом характеристик поставляемых товаров, при выполнение закупаемых работ, а также положений инструкции.

Согласно пункту 4.10 инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе значения формата «X – Y» (где X, Y – числовые значения) в том числе в комбинации с формулировками «должно быть», «должен быть», «должна быть», «должны быть» установлены заказчиком при установлении требований к минимальному и максимальному значению показателя, в таком случае участник закупки должен представить тип показателя, описанный в пункте 3.2.1 инструкции по заполнению первой части заявки. При предоставлении сведений по данному типу показателей участник закупки представляет значение, находящееся в пределах установленного интервала, при этом указанные значения не являются включенными в обозначенные предельные величины минимальных и максимальных значений.

В силу пункта 4.21 инструкции при указании значений показателей товаров, по которым установлены требования к показателям товаров, которые не могут рассматриваться согласно инструкции по заполнению первой части заявки как требование к максимальному и/или минимальному значению показателей товаров или как требование к вариантам значений показателей товаров, участник закупки указывает значение показателя товара без изменений.

В приложении № 5 к техническому заданию в табличном виде приведены требования к значениям показателей товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика.

По позиции «Товар № 1. Контейнер» установлен показатель «Толщина стенки технического люка». В соответствии с указанной таблицей в типе показателя заказчиком дословно указано «Показатели, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения, в том числе диапазоны значений, а также показатели, для которых установлены неизменные значения». Значение показателя «Толщина стенки технического люка» установлено как «должно быть 4 – 6», в столбце единицы измерения указано «мм».

Администрация настаивает, что данный показатель относится к типу показателей, значения которых должны указываться участником закупки в составе первой части заявки в соответствии с инструкцией по ее заполнению в неизменном виде, участник закупки должен был руководствоваться правилом 4.21 инструкции. Кроме того, заказчик указывает, что значение «должно быть 4 – 6» не может рассматриваться как числовое по смыслу пунктов 2.1, 4.10 инструкции, поскольку указанная для него единица измерения «мм» не является единицей измерения СИ.

Между тем данное утверждение заказчика обоснованно отклонено Управлением.

В таблице Г.1 ГОСТ 8.417-2002 приведены рекомендуемые для применения кратные и дольные единицы СИ, среди который указаны и мм.

Кроме того, в инструкции по заполнению первой части заявки не приведены особенности указания установленных документацией конкретных значений показателей в зависимости от вида единицы СИ (кратная дольная, производная и т.д.).

Значение показателя «должно быть 4 – 6» соответствует описанию, приведенному в пункте 4.10 инструкции по заполнению первой части заявки, в связи с чем Общество в своей заявке указало конкретное значение (5 мм), не выходящие за минимальный и максимальный пределы значения показателя (4 и 6). Заявленное Обществом значение спорного показателя фактически соответствовало требованиям заказчика.

При этом Общество указало все иные требуемые характеристики товаров в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки и дало согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных аукционной документацией, что не оспаривается Администрацией.

Кроме того, при вынесении оспариваемых решения и предписания Управление учло следующие обстоятельства.

Заказчику поступил запрос на разъяснение положений аукционной документации, в пункте 5 которого были приведены значения показателей из таблицы приложения № 5 к техническому заданию, сформулированные одинаковым образом: «должно быть 540 – 600», «должно быть 10 – 11», «должно быть 9 – 10», «должно быть 4 – 6», «должно быть 200 – 240» и участником закупки задан вопрос о возможности применения в отношении таких показателей пункта 4.10 инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.

В ответе от 11.03.2021 на данный запрос разъяснений Администрация указала, что положения пункта 4.10 инструкции могут применяться в отношении части таких показателей, при этом не указала в отношении каких конкретно.

Управление обоснованно отметило, что из разъяснений заказчика не следует запрет на применение пункта 4.10 в отношении показателя «должно быть 4 – 6» с указанием единиц измерения «мм».

С учетом приведенных обстоятельств, Управление обоснованно констатировало отсутствие у заказчика оснований для отклонения заявки Общества и о нарушении им части 5 статьи 67 Закона № 44-ФЗ.

Довод Администрации о том, что при отклонении заявки Общества она руководствовалась иным решением Управления, которым такое же отклонение заявки признано правомерным, несостоятелен. Заказчики в своей закупочной деятельности должны руководствоваться нормами Закона № 44-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт органа, осуществляющего публичные полномочия, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку решение и предписание Управления от 26.01.2021 по делу № 44-395/21 о нарушении законодательства о контрактной системе соответствуют требованиям действующего законодательства, в удовлетворении заявленных Администрацией требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Петрова Т.Ю.