ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-3109/2021 от 19.04.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

08 мая 2021 года                                                                 Дело № А56-3109/2021

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2021 года . Полный текст решения изготовлен мая 2021 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Гуляева С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кудрявцевой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

общества с ограниченной ответственностью «ГЕОИЗОЛ» (ИНН <***>)

к 1) Комитету по государственному заказу Санкт-Петербурга, 2) Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению «Мостотрест» 

третьи лица: 1) акционерное общество «Возрождение»; 2) акционерное общество «Сбербанк - АСТ»

о признании недействительными торгов в форме конкурса с номером извещения 0172200002520000345

при участии

от заявителя – не явился, извещен

от заинтересованного лица – 1) ФИО1 по доверенности от 01.02.2021, 2) ФИО2 по доверенности от 19.01.2021,

от третьих лиц – 1) ФИО3 по доверенности от 19.03.2021, 2) не явился, извещен,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ГЕОИЗОЛ» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее – Комитет) и Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению «Мостотрест» (далее - Учреждение) о признании недействительными торгов в форме конкурса с ограниченным участием (номер извещения 0172200002520000345).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество «Возрождение» (далее – АО «Возрождение»); акционерное общество «Сбербанк - АСТ» (далее – АО «Сбербанк-АСТ»).

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании представители Комитета, Учреждения и АО «Возрождение» возражали против удовлетворения заявленных требований.

Заявитель и АО «Сбербанк-АСТ», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку представителей не обеспечили. В порядке части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие их представителей.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 30.12.2020 на официальном сайте zakupki.gov.ru Уполномоченным органом (Комитет), Заказчиком (Учреждение) размещены извещение и конкурсная документация на проведение конкурса с ограниченным участием в электронной форме на капитальный ремонт объекта «1-й ФИО4 мост через р. Ср. Невку» (номер извещения 0172200002520000345).

Начальная (максимальная) цена контракта 49 027 668 руб.

Общество полагая, что названный конкурс с ограниченным участием в электронной форме проводится с существенными нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке вправе установить такой критерий, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 указанного закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев (пункт 11 Правил).

В силу пунктов 10, 28 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 16.2 конкурсной документацией на выполнение работ по капитальному ремонту объекта «1-й ФИО4 мост через р. Ср. Невку» установлен порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее - «Квалификация участников закупки»).

На основании пункта 27(2) Правил оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки» заказчиком был установлен показатель «Общее количество исполненных контрактов (договоров)». Для оценки заявок (предложений) по данному критерию оценки установлена 100-балльная шкала оценки: при отсутствии исполненных контрактов (договоров) заявке участника присваивается 0 баллов; при наличии одного исполненного контракта (договора) - 50 баллов; при наличии двух и более исполненных контрактов(договоров)- 100 баллов.

Конкурсной документацией установлено, что по Квалификации участника закупки предоставляются исполненные государственные и (или) муниципальные контракты (договоры) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейных объектов капитального строительства: Мостовых сооружений. Каждый государственный и (или) муниципальный контракт (договор) должен быть заключен и исполнен не ранее 01.01.2017 и до даты начала подачи заявок на участие в конкурсе. Цена каждого исполненного государственного и (или) муниципального контракт (договора) должна быть не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта.

Квалификация участника определяется исходя из заявленного участником в форме «Квалификация участника закупки» (согласно приложению № 7 к Конкурсной документации) количества исполненных государственных и (или) муниципальных контрактов (договоров), информация о которых доступна и подтверждена на официальном сайте Единой информационной сети в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Общество, обращаясь с требованием о признании недействительными торгов указывает на неправомерное сужение круга линейных объектов капитального строительства до Мостовых сооружений.

Вместе с тем в соответствии с частью 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» мосты, как искусственные дорожные сооружения, т.е. сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона, являются технологической частью автомобильной дороги.

Согласно пункт 3.1 ГОСТ 33178-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов», введенным в действие приказом Росстандарта от 11.08.2015 № 1119-ст, мостовое сооружение - инженерное дорожное сооружение (мост, путепровод, эстакада и др.), устраиваемое при пересечении транспортного пути с естественными или искусственными препятствиями; часто заменяется термином «мост».

Таким образом, объектом закупки является выполнение капитального ремонта искусственного дорожного сооружения, которое является линейным объектом.

Согласно Перечню искусственных дорожных сооружений Санкт-Петербурга, являющемуся приложением к Приложению № 1 к Государственному заданию на оказание государственных услуг (выполнение работ) СПб ГБУ «Мостотрест» на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденному Председателем Комитета по развитию транспортной инфраструктуры 30.12.2020, 1-й ФИО4 мост относится к разделу 1 «Разводные мосты».

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2001 № 527 «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге» 1-й ФИО4 мост входит в указанный перечень объектов исторического и культурного наследия в составе гидросистемы с сооружениями Ансамбля Елагина острова.

Учитывая специфику работ по капитальному ремонту мостовых сооружений и значительное отличие их от работ на иных линейных объектах (линейно-кабельные сооружения, трубопроводы, железнодорожные линии и пр.), установление по Квалификации участников закупки опыта выполнения работ по всем линейным объектам капитального строительства не является опытом сопоставимого характера и объема. В соответствии с Перечнем видов выполняемых работ по капитальному ремонту объекта «1-й ФИО4 мост через р. Ср. Невку» (Приложение № 5 к Конкурсной документации) в состав работ вошли работы, характерные только для капитального ремонта мостового сооружения.

Опыт участника закупки поставлен Заказчиком в зависимость от конструктивных и технических особенностей Объекта. Представляется очевидным, что капитальный ремонт любого иного линейного объекта не требует, например, переустройства балок пролетного строения стационарных и разводного пролета из стали, ремонт механизмов разводного крыла, сооружение железобетонных устоев на свайном основании с устройством переходных плит, как это предусмотрено Проектной документацией на капитальный ремонт Объекта (Приложение № 2 к Конкурсной документации), получившей положительное заключение государственной экспертизы от 27.10.2020 № 78-1-1-3-054122-2020 выдано ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ».

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных этим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Устанавливая в Конкурсной документации с целью оценки показателя «Общее количество исполненных контрактов (договоров)» нестоимостного критерия оценки заявок участников «Квалификация участников закупки» Заказчик исходил из своих нужд и потребностей, а также объекта закупки, что соответствует требованиям пунктов 10 и 11 Правил оценки заявок, положениям Закона о контрактной системе и направлено на определение наиболее квалифицированного исполнителя по заключаемому контракту, поскольку содержит объективные требования именно с учетом предмета конкурса, позволяет дать объективную и достоверную оценку способности соответствующего участника исполнить государственный контракт с соблюдением качества и сроков, с учетом необходимости предотвращения излишнего расхода бюджетных средств.

При этом установление нестоимостного критерия оценки заявок участников «Квалификация участников закупки» не ограничивает потенциальное число участников закупки.

Содержание показателя «Общее количество исполненных контрактов (договоров)» по нестоимостному критерию «Квалификация участников закупки» и порядок его оценки заказчиком в конкурсной документации полностью раскрыты.

Основная функция оспариваемого критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить Заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям заказчика в качественном и своевременном выполнении работ по капитальному ремонту Объекта, учитывая его специфику.

Отсутствие баллов по показателю «Общее количество исполненных контрактов (договоров)» не может быть расценено как ограничение доступа к участию в конкурсе, поскольку такой участник не лишен возможности получения максимального количества баллов по иным показателям. Сама по себе возможность проиграть в конкурсе не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности. Конкурсный отбор не оказывает влияния на конкуренцию, так как каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в конкурсе. Все участники конкурса изначально равны между собой. Круг участников и их характеристики по критериям оценки заранее неизвестны. Самостоятельные действия каждого из участников конкурса будут влиять на результаты конкурса и победителем будет определен лучший из участников.

Таким образом, спорный критерий оценки не препятствует участию в конкурсе и не означает невозможность стать победителем, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен на выбор победителем конкурса того, кто предоставил наилучшие условия выполнения работ.

Учитывая изложенное, Квалификация участника закупки установлена в соответствии с требованиями пунктов 27(2), 27(3) и 30 Правил оценки заявок и законодательством о контрактной системе в сфере закупок.

Пунктом 12.12.1 Конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 Приложения 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности. Инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление № 99) было установлено дополнительное требование к участникам закупки - наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия.

В подтверждение соответствия дополнительным требованиям участнику необходимо было представить документы согласно перечню, установленному Постановлением № 99, Конкурсной документацией.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 09.02.2021 № 0172200002520000345-2 заявка Общество признано несоответствующей дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и пункта 12.12.1 Конкурсной документацией, в нарушение части 7 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, подпунктов 19.9.3.2 пункта 19.9 раздела 19 «Требования к содержанию, составу заявки» документации о закупке, Постановления № 99, во второй части заявки на участие в закупке участником закупки не представлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям.

На основании изложенного торги в форме конкурса с номером извещения 0172200002520000345 соответствуют закону, не нарушают прав и законных интересов Общества, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                  Гуляев С.Б.