Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
18 октября 2017 года Дело № А56-31335/2017
Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 18 октября 2017 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Грачевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Саевой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
акционерного общества «Объединенная двигателестроительная корпорация»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №8
о признании недействительным решения от 27.10.2016 в части п. 2.3. мотивировочной части Решения, в части п. 3.1 резолютивной части Решения - в отношении установления недоимки по налогу на прибыль организаций за 2013 год в сумме 31 782 576 руб. с дивидендов от ПАО «УМПО» за 2012 год, привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 3 178 258 руб. за неуплату в бюджет налога на прибыль организаций за 2013 год, а также начисления пени в сумме 9 003 209 руб.
при участии
от заявителя - ФИО1, доверенность от 27.08.2017
ФИО2, доверенность от 20.04.2017
от заинтересованного лица – ФИО3, доверенность от 12.12.2016
ФИО4, доверенность от 10.01.2017,
установил:
акционерное общество «Объединенная двигателестроительная корпорация» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения от 27.10.2016 в части п. 2.3. мотивировочной части Решения, в части п. 3.1 резолютивной части Решения - в отношении установления недоимки по налогу на прибыль организаций за 2013 год в сумме 31 782 576 руб. с дивидендов от ПАО «УМПО» за 2012 год, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 3 178 258 руб. за неуплату в бюджет налога на прибыль организаций за 2013 год, а также начисления пени в сумме 9 003 209 руб.
Распоряжением Заместителя Председателя Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.08.2017 дело передано в производство судьи Грачевой И.В.
В судебное заседание 09.10.2017 явились представители заявителя и заинтересованного лица.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Участвующие в деле лица заявили, что ими представлены все доказательства, необходимые для выяснения обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела и принятия решения.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, суд в соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Инспекцией проведена выездная налоговая проверка АО «ОДК» за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, по результатам которой был составлен акт выездной налоговой проверки от 14.09.2016 №13-13/29 и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.10.2016 № 13-13/29Р.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Федеральную налоговую службу (далее - ФНС России). Решением ФНС России от 10.03.2017 №СА-4-9/4351@ Решение Инспекции от 27.10.2016 № 13-13/29Р оставлено без изменений, а апелляционная жалоба Общества без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с вынесенным решением от 27.10.2016 № 13-13/29Р, считая его необоснованным, не соответствующим фактическим обстоятельствам, положениям НК РФ, обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно заявлению Общества, с учетом дополнений, заявитель не согласен с выводами Инспекции, отраженными в пункте 2.3.1 оспариваемого решения, о том, что АО «ОДК» (до 27.09.2013 - ОАО «ОДК») в нарушение подпункта 5 пункта 3 статьи 45, пункта 1 статьи 246, статьи 247, пункта 1 статьи 274, подпункта 2 пункта 3 статьи 284, пункта 1 статьи 287 НК РФ неправомерно не уплачен налог на прибыль организаций с дивидендов за 2012 год, полученных в 2013 году от российской организации Публичного акционерного общества «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (далее - ПАО «УМПО»), в сумме 31 782 576 рублей.
Основанием для указанного вывода Инспекции послужило то, что доля ОАО «ОДК» в уставном капитале ПАО «УМПО» на момент принятия решения о выплате дивидендов составляла 43,94%, что не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ в части непрерывного владения на праве собственности не менее 365 календарных дней 50 - процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации для применения к налоговой базе налоговой ставки в размере 0 процентов.
Заявитель считает, что выводы Инспекции о неправомерности применения ПАО «УМПО» при выплате АО «ОДК» дивидендов за 2012 год ставки 0 процентов, являются ошибочными, поскольку на дату принятия общим собранием акционеров решения о выплате дивидендов (27.06.2013) изменение размера уставного капитала ПАО «УМПО» на размещенные акции дополнительного выпуска еще не было внесено в его устав. По мнению Общества на дату составления Списка лиц, имеющих права, закрепленные именными эмиссионными ценными бумагами, по состоянию на 16.05.2013 количество размещенных акций составило 309 163 154 штуки, из которых 205 313 797 штук или 66,4 процента принадлежало АО «ОДК».
В связи с чем, заявитель указывает, при выплате АО «ОДК» дивидендов, ПАО «УМПО», являясь налоговым агентом, обоснованно применило к ним ставку налога на прибыль организаций в размере 0 процентов, руководствуясь подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ, размером доли АО «ОДК» в его уставном капитале в размере 66,4 процента и фактом владения данной долей в течение периода, превышающего 365 дней.
Согласно пункту 1 статьи 43 НК РФ дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяется налоговая ставка 0 процентов - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 287 НК РФ по доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, не позднее дня, следующего за днем выплаты.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 03.09.2012 внеочередным общим собранием акционеров ПАО «УМПО» на основании протокола от 06.09.2012 № 32 принято решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций.
19.11.2012 решение о дополнительном выпуске ценных бумаг подписано генеральным директором ОАО «УК «ОДК», являющегося управляющей организацией ПАО «УМПО».
Федеральной службой по финансовым рынкам 20.12.2012 зарегистрировано решение о дополнительном выпуске ценных бумаг. Государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг 1-01-30132-D-005D.
На момент принятия решения о дополнительном выпуске ценных бумаг общее количество размещенных ранее ценных бумаг составляло 309 114 463 штук.
В соответствии с зарегистрированным решением о дополнительном выпуске ценных бумаг, ценные бумаги в количестве 250 000 000 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая на общую сумму 250 000 000 рублей, размещаются по закрытой подписке.
Размещение дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций ПАО «УМДО» посредством закрытой подписки осуществляется в пользу открытого акционерного общества «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» (далее - ОАО «ОПК «Оборонпром») и открытого акционерного общества «Научно-производственное объединение «Сатурн» (далее - ОАО «НПО «Сатурн»).
На оснований заявлений на приобретение дополнительных акций в порядке использования преимущественного права с 17.01.2013 по 12.02.2013 физическими лицами были приобретены обыкновенные бездокументарные акции ПАО «УМПО» в количестве 48 691 штук, что подтверждается квитанциями к приходному кассовому ордеру и передаточными распоряжениями.
30.04.2013 между ПАО «УМПО» и ОАО «НПО «Сатурн» заключен договор о приобретении акций «ПАО «УМПО», а именно:
- договор от 30.04.2013 № 40/10-32253, по условиям которого ПАО «УМПО» обязуется передать ОАО «НПО «Сатурн», а ОАО «НПО «Сатурн» оплатить обыкновенные именные бездокументарные акции ПАО «УМПО» в количестве 123 315 017 штуки номинальной стоимостью 1 рубль по цене размещения одной ценной бумаги 20,20 рублей. Общая стоимость передаваемых акций составляет 2 490 963 343 рублей.
14.05.2013 между ПАО «УМПО» и ОАО «ОПК «Оборонпром» заключены договоры о приобретении акций «ПАО «УМПО», а именно:
- договор от 14.05.2013 № 40/10-32299, по условиям которого ПАО «УМПО» обязуется передать ОАО «ОПК «Оборонпром», а ОАО «ОПК «Оборонпром» оплатить обыкновенные именные бездокументарные акции ПАО «УМПО» в количестве 17 425 743 штуки номинальной стоимостью 1 рубль по цене размещения одной ценной бумаги 20,20 рублей. Общая стоимость передаваемых акций составляет 352 000 008,60 рублей.
- договор от 14.05.2013 № 40/10-32300, по условиям которого ПАО «УМПО» обязуется передать ОАО «ОПК «Оборонпром», а ОАО «ОПК «Оборонпром» оплатить обыкновенные именные бездокументарные акции ПАО «УМПО» в количестве 10 216 337 штуки номинальной стоимостью 1 рубль по цене размещения одной ценной бумаги 20,20 рублей. Общая стоимость передаваемых акций составляет 206 370 007,40 рублей.
- договор от 14.05.2013 № 40/10-32301, по условиям которого ПАО «УМПО» обязуется передать ОАО «ОПК «Оборонпром», а ОАО «ОПК «Оборонпром» оплатить обыкновенные именные бездокументарные акции ПАО «УМПО» в количестве 7 168 320 штуки номинальной стоимостью 1 рубль по цене размещения одной ценной бумаги 20,20 рублей. Общая стоимость передаваемых акций составляет 144 800 064 рублей.
По вышеуказанным договорам датой исполнения ПАО «УМПО» обязанности по передаче акций считается дата зачисления акций на счета ОАО «НПО «Сатурн» и ОАО «ОПК «Оборонпром».
По вышеуказанным договорам ПАО «УМПО» обязано в течение 3 рабочих дней, следующих за днем поступления документа, подтверждающего оплату суммы сделки, совершить со своей стороны все действия, необходимые для регистрации перехода права собственности на ценные бумаги на счет депо ОАО «НПО «Сатурн» и ОАО «ОПК «Оборонпром» в ООО «Центральный Московский Депозитарий» либо на лицевой счет ОАО «НПО «Сатурн» и ОАО «ОПК «Оборонпром» в реестре акционеров ПАО «УМПО».
Уведомление об операции, проведенной по лицевому счету, от 17.05.2013 № 37-03/717 подтверждает дату списания ценных бумаг с лицевого счета ПАО «УМПО» и зачисление на лицевой счет ОАО «НПО «Сатурн».
Уведомление об операции, проведенной по лицевому счету от 17.05.2013 № 37-03/720, от 17.05.2013 № 37-03/719, от 17.05.2013 № 37-03/718, подтверждает дату списания ценных бумаг с лицевого счета ПАО «УМПО» и зачисление на лицевой счет ОАО «ОПК «Оборонпром».
Отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг утвержден приказом ОАО «УК «ОДК» от 30.05.2013 № 547 и подписан генеральным директором М.В.ЕА. 14.06.2013.
После реализации акций ПАО «УМПО» по договору от 30.04.2013 № 40/10-32253 доля ОАО «УК «ОДК» уже составляла 47,4 процента.
Согласно перечням предприятий, входящих в состав ОАО «УК «ОДК» доля участия в уставном капитале ПАО «УМПО» на 31.05.2013 и 30.06.2013 составляла 43,94 процента.
27.06.2013 Федеральной службой по финансовым рынкам (далее - ФСФР РФ) зарегистрирован отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг. ПАО «УМПО» было размещено 158 174 108 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 (Один) рубль. Соответствующие изменения в Устав ПАО «УМПО», связанные с увеличением уставного капитала, были зарегистрированы Межрайонной Инспекцией ФНС России № 39 по Республике Башкортостан 13.08.2013.
В подпункте «В» пункта 13 Отчета указано, что лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа акционерного общества - эмитента является ОАО «УК «ОДК» и доля участия АО «УК «ОДК» в уставном капитале эмитента составляет 43,94 процента.
Таким образом, на дату подписания Отчета (14.06.2013), на дату подачи (17.06.2013) и на дату регистрации (27.06.2013) Отчета ФСФР РФ, а также на день принятия решения ПАО «УМПО» о выплате дивидендов (27.06.2013), доля ОАО «ОДК» в ПАО «УМПО» составляла 43,94 процента.
Кроме того, список лиц, имеющих право на участие во внеочередном общем собрании акционеров (далее - Список), составлен по данным реестра владельцев именных ценных бумаг Общества по состоянию на 16.05.2013.
Вместе с тем, в Список уже были включены акции, которые были реализованы физическим лицам в январе и феврале 2013 года в размере 48 691 штук, соответственно дивиденды распределялись на акции с учетом дополнительного выпуска (309 114 463 +48 691 =309 163 154).
Согласно списку лиц, зарегистрированных в реестре владельцев ценных бумаг ПАО «УМПО», представленном письмом от 26.04.2016 № 16-05/298099 АО «Регистраторское общество «СТАТУС» на 27.06.2013 года общее количество акций составляло 467 288 571 штук, из которых 238 431 082 штук находятся на обслуживании Небанковской кредитной организации ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» и 205 313 797 штук принадлежат ОАО «УК «ОДК».
Соответственно, доля ОАО «УК «ОДК» в ПАО «УМПО» на 27.06.2013 года составила 43,94 процента (205 313 797 штук * 100/467 288 571 штук).
Таким образом, доля АО «ОДК» на момент принятия решения о выплате дивидендов (27.0(5.2013) составляла 43,94%, что не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ в части непрерывного владения на праве собственности не менее 365 календарных дней 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации для применения к налоговой базе налоговой ставки в размере 0 процентов. АО «ОДК» не уплатило налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов в 2013 году в сумме 31 782 576 руб. за 2012 год от ПАО «УМПО».
Довод Общества о том, что позиция Инспекции сформирована без учета положений пункта 1 статьи 43 НК РФ, является необоснованным, поскольку выплата ПАО «УМПО» денежных средств в размере 353 139 730,84 рублей в августе 2013 года на расчетный счет ОАО «УК «ОДК» (на основании решения годового общего собрания акционеров ПАО «УМПО», прошедшего 27.06.2013, исходя из списка лиц, имеющих право на участие во внеочередном собрании акционеров, составленного по состоянию на 16.05.2013) рассматривается Инспекцией в качестве выплаты дивидендов. В данном случае со стороны налогового органа отсутствовали какие-либо претензии в части квалификации указанных выплат исходя из критериев пункта 1 статьи 43 НК РФ.
Довод Общества о том, что введенная Федеральным законом от 23.06.2014 № 167-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй НК РФ» обязанность по самостоятельному исчислению и уплате налога налогоплательщиками, не распространяется на более ранние налоговые периоды, противоречит действующему законодательству о налогах.
Так, в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В пункте 4 статьи 24 НК РФ закреплено, что налоговые агенты перечисляют удержанные у налогоплательщика налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ» установлено, что согласно пункту 4 статьи 24 НК РФ налоговые агенты перечисляют удержанные у налогоплательщика налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.
В данном Постановлении также сделан вывод, что обязанным лицом продолжает оставаться налогоплательщик (подпункт 5 пункта 3 статьи 45 НК РФ), к которому и должно быть предъявлено налоговым органом соответствующее требование об уплате налога.
При этом корреспондирующий указанной норме подпункт 5 пункта 3 статьи 45 НК РФ предусматривает, что в случае, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом.
Принимая во внимание приведенные положения, определяющие характер обязанностей налогового агента, необходимо иметь в виду, что он перечисляет в бюджет сумму налога, обязанность по уплате которой лежит на налогоплательщике.
ПАО «УМПО» в качестве налогового агента не удержало сумму налога у АО «ОДК» при выплате дивидендов за 2012 год. Вместе с тем, в любом случае в рассматриваемой ситуации обязанным лицом продолжает оставаться налогоплательщик - АО «ОДК».
В связи с чем, если налоговый агент, выплативший налогоплательщику доход в виде дивидендов по акциям, не исчислил и не удержал с него суммы налога на прибыль, должником перед бюджетом по налогу является сам налогоплательщик. Соответственно, налогоплательщик обязан уплатить сумму налога и пени самостоятельно.
Таким образом, обязанность по самостоятельному исчислению и уплате налога налогоплательщиками установлена на законодательном уровне до принятия Федерального закона от 23.06.2014 № 167-ФЗ.
Кроме того, изменения внесенные Федеральным законом от 23.06.2014 № 167-ФЗ фактически устанавливали лишь специальный срок уплаты налога налогоплательщиком, имея в виду, что уточнение перечня лиц, признаваемых налоговыми агентами по налогу на прибыль при выплате дивидендов, произошло в середине налогового периода.
Для доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности других организаций датой получения дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (подпункт 2 пункта 4 статьи 271 НК РФ). Поэтому при поступлении дохода в виде дивидендов, с которых налог не был удержан налоговым агентом, исчисление налога производится налогоплательщиком самостоятельно в порядке статей 275, 286, 287 НК РФ в сроки, установленные для уплаты налога на прибыль организаций - 28.03.2014.
В данном случае, налоговым агентом налог не был удержан, обязанность АО «ОДК» по уплате налога должна была быть исполнена в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ путем предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
В соответствии с пунктом 5.3 Раздела V Приложения 3 Приказа ФНС России от 22.03.2012 №ММВ-7-3/174@ «Об утверждении формы и формата предъявления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения» по строке 070 указывается общая сумма доходов, исключаемых из прибыли, отраженной по строке 060 Листа 02, в частности: доходы от долевого участия в других организациях, налог с которых удержан налоговым агентом (источником выплаты дохода) по ставкам в соответствии со статьей 284 НК РФ.
Ссылаясь в заявлении на положения Федерального закона Российской Федерации от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон №208-ФЗ) Общество указывает, что на дату принятия общим собранием акционеров решения о выплате дивидендов (27.06.2013) изменение размера уставного капитала ПАО «УМПО» на размещенные акции дополнительного выпуска еще не было внесено в его устав. Также Общество указывает, что правовые последствия увеличения уставного капитала ПАО «УМПО» возникают с даты государственной регистрации в налоговых органах изменений в устав общества или устава общества в новой редакции. По мнению Заявителя, при отсутствии по состоянию на 27.06.2013 регистрации в налоговом органе изменения размера уставного капитала ПАО «УМПО» на размещенные акции дополнительного выпуска отсутствуют правовые основания для пересчета доли ОАО «УК «ОДК» до 43,94 процента.
Вместе с тем, в силу пункта 2 статьи 12 Закона № 208-ФЗ внесение в устав общества изменений и дополнений, в том числе изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется по результатам размещения акций общества на основании:
- решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения,
- решения общего собрания акционеров об уменьшении уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций,
- иного решения, на основании которого осуществляется размещение акций и размещение эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции,
- зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций либо, если в соответствии с федеральным законом процедура эмиссии акций не предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах выпуска акций, выписки из государственного реестра эмиссионных ценных бумаг.
Указанные изменения подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона № 208-ФЗ изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных данным Федеральным законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.
Положениями Закона № 208-ФЗ не регулируется вопрос о моменте вступления в силу изменений, связанных с увеличением уставного капитала, для самого ПАО «УМПО» и его акционеров. При этом в ходе выездной налоговой проверки в первую очередь анализировались именно взаимоотношения ПАО «УМПО» и его основного акционера - АО «ОДК», не являющегося для ПАО «УМПО» третьим лицом.
Согласно статье 4 Закона о регистрации Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе.
Статьями 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен основной принцип правового регулирования отношений в сфере информации, а именно: принцип достоверности информации.
В соответствии со статьей 99 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 1 статьи 25 Закона № 208-ФЗ уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами (т.е. зачисленных на лицевые счета акционеров).
Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой (статья 2 Федерального закона 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает несколько этапов, из которых завершающим является государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Из анализа приведенных выше норм Закона № 208-ФЗ, Закона о регистрации, Закона о рынке ценных бумаг следует, что оценка факта увеличения уставного капитала Общества производится с учетом данных отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг и сведений о дате государственной регистрации указанного отчета.
Согласно положениям Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в частности, статьи 19) внесение изменений в устав не является этапом эмиссии, которая завершается в момент государственной регистрации отчета об итогах размещения.
На основании статьи 29 указанного Федерального закона право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю в случае учета прав на ценные бумаги в системе ведения реестра - с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя.
В этой связи необходимо отметить, что государственная регистрация изменений в устав акционерного общества и в ЕГРЮЛ, осуществляемая по результатам эмиссии ценных бумаг, не оказывает влияния на объем прав акционеров.
Тот факт, что само ПАО «УМПО» учитывало при составлении Списка акционеров и распределении дивидендов за 2012 год часть акций дополнительного выпуска, реализованных ранее 16.05.2013, подтверждает позицию Инспекции о том, что изменения в связи с увеличением уставного капитала начинают действовать для акционеров (АО «ОДК») и ПАО «УМПО» на этапе размещения акций.
При таких обстоятельствах позиция АО «ОДК» о правовых последствиях увеличения уставного капитала с даты государственной регистрации в налоговых органах изменений в устав ПАО «УМПО» в рассматриваемой ситуации является ошибочной и противоречит материалам дела:
1) согласно подпункту «В» п. 13 Отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа акционерного общества - эмитента является ОАО «УК «ОДК» и доля участия управляющей организации в уставном капитале эмитента составляет 43,9 процента (указанный отчет подписан 14.06.2013 генеральным директором ОАО «УК «ОДК» - управляющей организацией ПАО «УМПО» - ФИО5; зарегистрирован ФСФР России 27.06.2013);
2) согласно списку лиц, зарегистрированных в реестре владельцев ценных бумаг ПАО «УМПО», представленному АО «Регистраторское общество «СТАТУС», по состоянию реестра на 27.06.2013 общее количество акций составляло 467 288 571 штук (309 114 463+ 158 174 108) номиналом 1 рубль каждая, из которых 238 431 082 штук находятся на обслуживании Небанковской кредитной организации ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» и 205 313 797 штук принадлежат ОАО «УК «ОДК». Соответственно, доля АО «ОДК» в ПАО «УМПО» на 27.06.2013 года составила 43,94 процента (205 313 797 * 100/467 288 571).
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В сферу действия Закона № 208-ФЗ, не входит установление условий применения ставки 0% по налогу на прибыль организаций, данные условия непосредственно предусмотрены подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ.
При этом, нормой подпункта 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ установлен конкретный момент определения срока и доли участия в выплачивающей дивиденды организации - день принятия решения о выплате дивидендов. Такое указание исключает наличие двоякого толкования, сомнений, противоречий и неясности. Подпункт 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ не допускает иного порядка определения указанного срока, в том числе, исходя из норм Закона №208-ФЗ. Указанным Законом установлен порядок распределения и выплаты дивидендов, а не налогообложения.
Ссылка Заявителя на Письма Минфина России от 15.10.2014 № 03-08-13/51811 и ФНС России от 08.12.2014 № ГД-4-3/25303@ подлежит отклонению, в том числе, с учетом того обстоятельства, что в указанных письмах рассматривался вопрос о порядке применения положений статьи 10 «Дивиденды» Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 13.04.2000.
Заявитель указывает, что налоговому органу не предоставлено право проверять правильность определения размера уставного капитала выплачивающей дивиденды организацией в целях распределения дивидендов на дату принятия решения об их выплате, а предоставлено лишь право документального контроля за датой приобретения акционерами доли в определенном выплачивающей дивиденды организацией уставном капитале.
Вместе с тем, Обществом не учтено, что для подтверждения права на применение налоговой ставки, установленной подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ, налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов (абзац 7 пункта 3 статьи 284 НК РФ в редакции, действовавшей в проверяемом периоде).
Такими документами могут, в частности, являться договоры купли-продажи (мены), решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, договоры о реорганизации в форме слияния или присоединения, решения о реорганизации в форме разделения, выделения или преобразования, ликвидационные (разделительные) балансы, передаточные акты, свидетельства о государственной регистрации организации, планы приватизации, решения о выпуске ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, проспекты эмиссии, судебные решения, уставы, учредительные договоры (решения об учреждении) или их аналоги, выписки из лицевого счета (счетов) в системе ведения реестра акционеров (участников), выписки по счету (счетам) «депо» и иные документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов (абзац 8 пункта 3 статьи 284 НК РФ).
Обращаясь к буквальному толкованию понятия «доля в уставном капитале», необходимо учитывать, что доля - это количественно выраженная часть чего-либо целого.
Налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах (подпункт 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ), при этом подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ установлены условия применения ставки 0% по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов, исчисляемые на день принятия решения:
- о непрерывном владении на праве собственности в течение не менее 365 календарных дней
- не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации.
При этом, перечень документов, подтверждающих право на применение налоговой ставки 0 процентов, указанный в пункте 3 статьи 284 НК РФ, не носит исчерпывающего характера.
Таким образом, в рамках выездной налоговой проверки Инспекцией осуществлялся контроль за соблюдением условий применения ставки 0%, установленных подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ, одним из которых является владение на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации.
В данном случае установление юридически значимых фактов (обстоятельств) при проверке правильности применения налоговой ставки 0 процентов необходимо производить с учетом положений абзацев 2, 7 и 8 пункта 3 статьи 284 НК РФ, в связи с чем, довод Общества об использовании Инспекцией доказательств, не предусмотренных пунктом 3 статьи 284 НК РФ, является необоснованным. Кроме того, следует отметить, что содержание полученных Инспекцией в рамках выездной налоговой проверки документов Обществом фактически не опровергается.
В соответствии с общими условиями установления налогов, предусмотренными статьей 17 НК РФ, налоговая ставка является одним из самостоятельных элементов налогообложения, определение которой необходимо для признания соответствующего налога установленным.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.05.2007 № 372-О-П, налоговая ставка, в том числе нулевая ставка по налогу, является обязательным элементом налогообложения и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.
Таким образом, отраженные в обжалуемом Решении выводы соответствуют законодательству и подтверждены материалами дела: доля АО «ОДК» в уставном капитале ПАО «УМПО» на момент принятия решения о выплате дивидендов (27.06.2013) составляла 43,94%, то есть условие подпункта 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ в части непрерывного владения на праве собственности не менее 365 календарных дней не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации не выполнялось.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Общество правомерно привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 3 178 258 рублей за неуплату в бюджет налога на прибыль организаций за 2013 год с начислением пеней в сумме 9 003 209 рублей в порядке положений статьи 75 НК РФ.
Из материалов дела следует, что при назначении штрафа, Инспекцией применены смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения обстоятельства и сумма назначенного Обществу штрафа уменьшена в два раза.
На основании изложенного, решение Инспекции в оспариваемой части является законным и обоснованным, а заявленные Обществом требования удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ.
Согласно статье 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Грачева И.В.