ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-31491/16 от 24.11.2016 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

20 декабря 2016 года Дело № А56-31491/2016

Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2016 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
 судьи Суворова М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сундеевой М.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: общество с ограниченной ответственностью «ВАРТ СПБ» (адрес: 191014, <...>/ ЛИТ А помещение 20Н, ОГРН: <***>);

ответчик: 1) Администрация Центрального района Санкт-Петербурга (191167, г Санкт-Петербург, пр-кт. Невский 176/А, ОГРН: <***>)

2) Санкт-Петербургское Государственное казенное учреждение «ЖИЛИЩНОЕ АГЕНТСТВО ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» (193167, г Санкт-Петербург, <...>. ОГРН: <***>)

3) Общество с ограниченной ответственностью «Центральный РЭС ТСВ» (191014, Санкт-Петербург, ФИО1 33 лит. А пом 7-Н, ОГРН: <***>);

о взыскании 383.000 руб.

при участии:

- от истца: не явился (уведомлен)

- от ответчика: 1) представителя ФИО2, по доверенности от 28.09.2015, 2) представителя ФИО3, по доверенности орт 29.09.2016, 3) представителя Ж

ФИО4, по доверенности от 25.10.2016

установил:

Истец - общество с ограниченной ответственностью «ВАРТ СПБ» обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с ответчиков - Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, Администрации Центрального района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга», общество с ограниченной ответственностью «Центральный РЭС ТСВ» солидарно 383.000 руб. убытков, причиненных в результате затопления нежилого помещения используемого истцом в качеств офиса, расположенного по адресу: <...> литер А, помещение 3-Н.

В судебном заседании 17.11.2016 объявлен перерыв до 24.11.2016. после перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда и участников процесса.

Как установлено материалами дела, пояснениями участников процесса, истец является арендатором нежилого помещения, используемого под офис, расположенного по адресу: <...>, литера А, пом. 3-Н, общей площадью 257.7 кв.М, кадастровый № 78:31:0001278:2588, находящееся на 1 -2 этажах.

Указанное помещение арендует ООО «Варт СПб» на основании Договора аренды № А130397 от 07.02.2013 заключенного с Комитетом по управлению городским имуществом, в качестве офиса.

12.01.2016 истец обратился в аварийно-техническую службу с заявкой о затоплении указанного нежилого помещения. Аварийной службой при выезде установлено, что течь произошла по вине ответчика, являющегося собственником нежилого помещения №8Н по адресу: <...>, литера, которое расположена этажом выше, что подтверждается Актом от 12.01.2016 года.

В результате затопления офиса истца нанесен вред имуществу, а именно: предметам мебели, интерьера, оборудования и технике расположенных в комнатах №6, №7, коридоре №21 арендуемого помещения.

Согласно акту о заливе б/н от 12.01.2016 года, выданного ООО «Центральный РЭС ТСВ» причиной залива в комнате №6, комнате №7, коридоре №21 помещения 3-Н, дома 10 лите-ра А по Саперному переулку в Санкт-Петербурге стала разморозка чугунного радиатора, находящегося в сцепке. Залив указанных помещений произошел по вине собственника помещения №8Н дома 10 литера А по Саперному переулку в Санкт-Петербурге.

Согласно акту от 12.01.2016 причинение ущерба имуществу истца произошло в результате прорыва участка трубопровода отопления до радиатора в месте сочленения труб отопления в помещении, содержание которого в силу закона возложено на ответчика. Названный акт не содержит сведений о нарушении арендатором правил эксплуатации помещения.

Посчитав, что лицом ответственным за причиненный истцу ущерб является ответчик, ООО «ВАРТ» направило претензию КУГИ о возмещении ущерба, требования которой оставлен ответчиком без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения с настоящим иском в суд.

В обоснование возражений относительно предмета спора, Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга указал, что согласно актам от 12.01.2016 и 18.01.2016 в комнатах площадью 27,9 кв.м, площадью 23,4 кв.м, коридоре площадью 13 кв.м, расположенных в помещении 3-Н обнаружены следы протечки, зафиксировано повреждение подвесного потолка, обоев и полового покрытия. Описание находящегося в помещениях, подвергшихся протечки имущества (офисная мебель, оргтехника, документация и прочее имущество), а также следов его повреждения в указанных актах отсутствует. В представленной Обществом копии выдержки из отчета № 19954 от 18.01.2016 также отсутствует перечень находящегося в Объекте имущества и характер его повреждения.

Из акта от 12.0.2016 следует, что протечка произошла с вышерасположенного помещения 8-Н на 3 этаже из-за разморозки чугунного радиатора находящегося на сцепке. Причиной разморозки радиатора при визуальном осмотре выявлено: частичное отсутствие оконной фурнитуры (окна плотно не закрыты), нет плотного утепления оконных рам.

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 положения о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 N 98 Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга, контроля за его использованием и сохранностью, а также в сфере земельных отношений (за исключением инвентаризации земель и территорий зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, а также земельного контроля за использованием земель в Санкт-Петербурге).

Полномочия Комитета предусмотрены разделом 3 названного Положения.

Подпунктом 3.59 Положения о Комитете установлена обязанность Комитета обеспечивать в пределах своей компетенции защиту имущественных прав Санкт-Петербурга при ведении дел в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, третейских судах, осуществляя полномочия истца, ответчика либо третьего лица. Совместно с Комитетом финансов Санкт-Петербурга обеспечивает защиту интересов Санкт-Петербурга при взыскании с Санкт-Петербурга денежных средств в судебном порядке.

Осуществление содержания и ремонта имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга не отнесено к компетенции Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга ни положением о Комитете, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 N 98, ни иными правовыми актами.

Согласно реестру собственности Санкт-Петербурга организацией обеспечивающей техническое обслуживание помещения 8-Н, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Саперный переулок, д. 10, литера А является Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга».

Таким образом, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга является ненадлежащим ответчиком по заявленным в рамках настоящего дела требованиям. Кроме того, в соответствии с пунктом 2.2.14 Договора аварии отопительной системы, водопроводных и канализационных сетей, затопление (проникновение воды из соседних помещений) являются страховым событием, от наступления которого Арендатор обязан застраховать Объект и при наступлении которого Арендатор обязан незамедлительно сообщить о происшедшем Арендодателю.

Согласно абзацу 7 пункта 2.2.11 Договора Арендатор обязан заключить со страховой организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации право на осуществление имущественного страхования, договор страхования Объекта.

В течение 10 календарных дней с момента заключения этого договора письменно, с приложением копии договора, уведомить об этом Арендодателя.

Пунктом 2.2.14 Договора установлено, что договор страхования заключается по выбору Арендатора на весь срок действия Договора, но не более чем на 5 лет, или ежегодно.

Письмом от 28.02.2014 № 28/02/14-1, поступившим в Комитет 05.03.2014 вх. № 2789, Общество представило копию страхового полиса от 21.03.2013, из которого следует, что договор страхования Объекта заключен на срок с 07.03.2013 по 01.07.2015. Однако, документов, подтверждающих продление договора страхования или заключение нового договора страхования после 01.07.2015 в срок, установленный пунктом 2.2.11 Договора и во исполнение указанного пункта, истцом не представлено.

В ходе рассмотрения дела представителем истца заявлено ходатайство о замене ненадлежащего ответчика Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга надлежащими соответчиками в виде Администрации Центрального района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга».

В обоснование заявленного ходатайства представитель истца указал, что в силу ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания жилого помещения лежит на собственнике данного имущества.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников в многоквартирном доме.

Согласно п. 1.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года № 1078 (далее - Положение), администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.

Задачами администрации в сферах городского хозяйства, жилищной политики Санкт-Петербурга, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, транспорта, энергетики, текущего ремонта и содержания дорог и дорожного строительства в силу п. 2.4, 2.4.1 Положения являются организация содержания, обеспечение функционирования и обслуживания государственного жилищного и нежилого фонда Санкт-Петербурга.

В пункте 3.2.7 Положения закреплено, что администрация района осуществляет полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга.

В соответствии с п. 3.4 Положения администрация для решения задач, в сферах городского хозяйства, жилищной политики Санкт-Петербурга, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, транспорта, энергетики, природопользования обладает следующими полномочиями в виде обеспечения контроля за содержанием, эксплуатацией, текущим и капитальным ремонтом инженерных систем и коммуникаций, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, расположенных на территории района (п. 3.4.33 Положения). Также, в установленном порядке представлять интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, в том числе при создании и деятельности товариществ собственников жилья, а также при выборе и осуществлении иных способов управления многоквартирными домами (п.3.4.34 Положения). Участвовать в осуществлении контроля за сохранностью и обеспечением содержания свободных жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, расположенного на территории района (п.3.4.57 Положения).

Следовательно, полномочия по содержанию нежилых помещений, относящихся к государственной собственности Санкт-Петербурга возложены на администрацию района.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Таким образом, по мнению истца, надлежащим ответчиком по настоящему делу является администрация Центрального района Санкт-Петербурга, поскольку в силу приведенных положений закона и пунктов Положения, ответственность за надлежащее состояние нежилых помещений, относящихся к государственной собственности Санкт-Петербурга, возложены на администрацию района, как на представителя собственника нежилого помещения.

Также, по мнению истца, необходимо считать надлежащим ответчиком - Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Жилищное агентство Центрального района» - организацию, осуществляющую, согласно реестра собственности Санкт-Петербурга, техническое обслуживание помещения 8-Н, расположенного по адресу: <...>, литера.

Определением суда от 16.06.2016, произведена замена ненадлежащего ответчика, на. Также, названным определением к участию в деле в качестве соответчика привлечены Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга».

В редакции уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, истец просит взыскать с ответчиков сумму причиненного ущерба в порядке солидарной ответственности.

Как следует из отзыва Администрации Центрального района Санкт-Петербурга, согласно части 1 статьи 36 ЖК Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В силу подпункта «д» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N 491). В состав общего имущества включены механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры)

Согласно п.5 Правил N 491 в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В соответствии с п. 6 Правил N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Таким образом, учитывая положения пункта 6 Правил N 491, во взаимосвязи с подпунктом «д» пункта 2, пунктом 5 Правил, обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые не имеют отключающие устройства, расположенные на ответвлениях стояков внутридомовой системы отопления. являются общим имуществом собственников многоквартирного дома.

В нежилом помещении 8Н на стояках центрального отопления запорная арматура или иное регулирующее устройство отсутствуют. Следовательно, радиаторы являются общим имуществом собственников многоквартирного дома.

При данных обстоятельствах, ответственность за причиненные истцу убытки в заявленном размере, не может быть возложена на Администрацию Центрального района Санкт-Петербурга.

Судом также установлено, что между СПбГКУ «Жилищное агентство Центрального района», выступающим представителем Санкт-Петербурга, и ООО «Центральный РЭС ТСВ» заключен контракт на управление многоквартирным домом по адресу: Саперный пер., д. 10 литера А.

Ключи от свободных помещений государственного фонда находятся у управляющей организации.

Акт от 12.01.2016, устанавливающий причины протечки составлен в одностороннем порядке заинтересованным лицом - управляющей организацией. Представители ответчиков (администрации района, жилищного агентства) для составления акта не вызывались.

Частичное отсутствие оконной фурнитуры и оконного утепления, недостаточно для вывода о том, что данное обстоятельство находится в прямой причинной связи с понижением температуры воздуха внутри нежилого помещения до таких показателей, когда стало возможным превращение воды в радиаторе в лед и разрыва радиатора.

Таким образом, по мнению ответчика 1 обязанность ООО «Центральный РЭС ТСВ», как управляющей организации, по поддержанию в надлежащем состоянии системы центрального отопления дома не были выполнены надлежащим образом, что привело к замерзанию воды в системе трубопровода центрального отопления, проходящего через помещение 8 Н и, в свою очередь, к разрыву радиатора.

В обоснование возражений относительно предмета спора, ООО «Центральный РЭС ТСВ» указало, что 18.01.2016г. с представителем собственника, Центральным РЖА, был составлен Акт, которым установлено, что протечка произошла из помещения на 3-м этаже №8-Н, в результате «разморозки» радиатора отопления из-за приоткрытого окна.

Последствия аварии устранены ООО «Центральный РЭС ТСВ» 12.01.2016.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 того же кодекса, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила) в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В обоснование размера причиненного ущерба, истец в материалы дела представил отчет № 19954 от 18.02.2016, составленный оценщиком ФИО5 ЗАО «Северо-Западный Региональный центр экспертиз», согласно которому размер ущерба от затопления, причиненного имуществу истца, находившемуся в нежилом помещении в момент залива, составил: стоимость поврежденного имущества, с учетом износа – 375.000 руб., услуги по оценке рыночной стоимости ремонта/замены поврежденного имущества – 8.000 руб.

В ходе рассмотрения дела, исковые требования по размеру ответчиками не опровергнуты.

В соответствии с п.3.4.34. Положения администрация района уполномочена в установленном порядке представлять интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, в том числе при создании и деятельности товариществ собственников жилья, а также при выборе и осуществлении иных способов управления многоквартирными домами. Положение об администрации района не содержит такого полномочия, как содержание помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с Уставом СПбГКУ «Жилищное агентство Центрального района» оно создано для материально-технического обеспечения деятельности администрации.

Согласно Уставу для достижения указанной цели агентство осуществляет виды деятельности, в том числе:

Организация мероприятий, направленных на обеспечение содержания объектов жилищного и нежилого фондов, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в части доли, принадлежащей Санкт-Петербургу, ликвидации аварий и проведение ремонтно-восстановительных работ в указанных объектах (п.2.3.27 Устава).

Обеспечение участия в осуществлении контроля за сохранностью и обеспечением содержания свободных жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, расположенного на территории района (п.2.3.28 Устава).

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Таким образом, согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ и Устава районное жилищное агентство обеспечивает реализацию полномочий администрации района.

Бюджетные ассигнования по целевой статье 9900061 «Расходы на содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга» в 2015 - 2016 г.г. были утверждены бюджетной росписью по лицевому счету <***> СПб ГКУ «Жилищное агентство Центрального района», что подтверждается уведомлениями о бюджетных ассигнованиях.

Таким образом, учреждение, обладающее специальной правоспособностью, определенной собственником его имущества, обеспечивает исполнение такого государственного полномочия, как содержание жилых и нежилых помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга.

При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответственность за причиненный истцу ущерб в сумме 383.000 руб. подлежит возложению на Санкт-Петербургское Государственное казенное учреждение «ЖИЛИЩНОЕ АГЕНТСТВО ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА».

В иске к Администрации Центрального района Санкт-Петербурга, общество с ограниченной ответственностью «Центральный РЭС ТСВ» надлежит отказать.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

Исходя из анализа приведенной нормы закона следует, что солидарная обязанность может возникнуть у лиц либо на основании договора, с момента заключения которого и до его исполнения должники находятся в равном положении по отношению как к кредитору, так и к друг другу, поскольку приняли одно и то же обязательство в отношении одного и того же единого предмета исполнения, либо на основании закона, когда содолжники участвуют в правоотношении, модель которого определил законодатель.

При этом возможность возложения солидарной обязанности на лиц, обязанность по возмещению вреда у которых возникла по разным основаниям, действующим законодательством не предусмотрена.

На основании изложенного, и

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 46   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга» в пользу общества с ограниченной ответственностью «ВАРТ СПБ» 383.000 руб. в счет возмещения убытков, а также 10.660 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист.

В удовлетворении иска к Администрации Центрального района Санкт-Петербурга, общество с ограниченной ответственностью «Центральный РЭС ТСВ» надлежит отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Суворов М.Б.