Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
28 ноября 2013 года Дело № А56-32192/2013
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2013 года .
Полный текст решения изготовлен ноября 2013 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Королевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терлецкой К.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Общество с ограниченной ответственностью "М-СБ"
заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России №21 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене Постановления
при участии
от заявителя – предст. Рыбальченко Е.А. (доверенность от 04.07.2013)
от заинтересованного лица – предст. Никитинской О.С. (доверенность от 30.08.2013 № 15-05/12366)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "М-СБ" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Межрайонной ИФНС России №21 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 28.05.2013 г. № 10/020652-3 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа 40 000 руб.
Оспариваемым Постановлением Обществу вменяется нарушение требований п.п. 14 и 15 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами».
Дело первоначально было принято в порядке упрощенного производства, однако, суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в связи с отсутствием в материалах дела доказательств надлежащего извещения заявителя о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Выслушав доводы обеих сторон и, рассмотрев материалы дела, суд находит требование Общества обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена проверка соблюдения ООО «М-СБ», осуществляющего деятельность через билетные кассы, законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки денежных средств, а также использования организацией, осуществляющей прием платежей физических лиц, специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов.
В ходе проверки был установлен факт приема платежей от физических лиц за приобретаемые ими билеты на театрально-зрелищные мероприятия, проводимое Некоммерческим партнерством Культурно-просветительский центр деятелей театра и кино «АЛЕКО», (билет на спектакль «Красная шапочка» по цене 250 рублей и услугу за распространение билетов стоимостью 25 рублей): кассир ООО «М-СБ» приняла от лица, производившего покупку, денежные средства в размере 275 рублей, при этом отпечатала на ККМ кассовый чек на сумму 25 рублей за услугу по распространению билетов и оформила бланк строгой отчетности «Билет» на сумму 250 рублей.
Кроме того, в ходе проверки налоговым органом было установлено, что Общество не имеет специального банковского счета для зачисления на него в полном объеме денежных средств, полученных от плательщиков при приеме платежей.
По результатам проверки сотрудниками Инспекции составлены акт от 17.04.2013 № 10/020652 проверки использования организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими прием платежей физических лиц (осуществляющими деятельность поставщика), специального банковского счета (счетов) для осуществления соответствующих расчетов и соблюдения обязанности по сдаче в кредитную организацию, полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет.
В ходе проверки Инспекция установила, что согласно представленному договору на распространение билетов, заключенному между ООО «М-СБ» и ООО «Некоммерческим партнерством Культурно-просветительский центр деятелей театра и кино «АЛЕКО» (принципал), Общество (агент) от своего имени по поручению и за вознаграждение принципала оказывает услуги по продаже билетов на зрелищные мероприятия, проводимые принципалом.
Инспекция пришла к выводу, что Общество является платежным агентом, однако в нарушение Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон № 103-ФЗ), не использует специальный банковский счет для приема платежей наличными денежными средствами от физических лиц в счет оплаты за услуги по продаже билетов на зрелищные мероприятия.
Усмотрев в действиях ООО «М-СБ» признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, 17.05.2013 уполномоченным должностным лицом налогового органа составлен протокол № 10/020652 об административном правонарушении.
Постановлением от 28.05.2013 № 10/020652-3 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Согласно части 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов, влечет наложение штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч руб.
В Постановлении от 28.05.2013 № 10/020652-3 налоговый орган указал, что Общество на исполняет установленную частью 14 статьи 4 Закона № 103-ФЗ обязанность при приеме платежей использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов, а также установленную частью 15 статьи 4 названного Закона обязанность по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет, в связи с отсутствием специального банковского счета.
Таким образом, привлечение ООО «М-СБ» к административной ответственности по статье 15.1 основано на выводах Инспекции о том, что Общество является платежным агентом, принимает платежи от физических лиц, направленные на исполнение денежных обязательств физического лица перед театром по оплате зрелищного мероприятия.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 103-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Закона № 103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В статье 2 Закона № 103-ФЗ установлены, в том числе, следующие понятия:
плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Частью 1 статьи 3 данного Закона установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Из смысла указанных норм следует, что деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг, платежный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
В соответствии со статьей 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов (часть 14).
Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (часть 15).
Как следует из материалов дела, между ООО «М-СБ» (исполнитель) и ООО «Некоммерческим партнерством Культурно-просветительский центр деятелей театра и кино «АЛЕКО» (заказчик) заключен договор от 06.02.2013, в соответствии с которыми заявитель осуществляет комплекс услуг по распространению среди населения и иных лиц билетов, дающих право на посещение зрелищных мероприятий, проводимых заказчиком, и/или зрелищных мероприятий, организацию проведения которых для третьих лиц на своей сценической площадке осуществляет заказчик.
Налоговый орган настаивает, что реализация через театральную кассу билетов свидетельствует о приеме платежей от физических лиц и подпадает под действие Закона № 103-ФЗ.
Между тем, из положений Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» следует, что его действие распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - приему платежей, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком; платежный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
В рассматриваемом случае гражданин, приобретающий в театральной кассе билет на спектакль, никаких денежных обязательств перед театром не имеет; реализация Обществом входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности в соответствии с пунктом 20 части 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации является самостоятельным видом услуг, не облагаемых НДС.
Таким образом, Общество не является субъектом вменяемых правонарушений, и в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного требование Общества подлежит удовлетворению, а Постановление признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь ст.ст. 207-211, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить Постановление Межрайонной ИФНС России №21 по Санкт-Петербургу от 28.05.2013 г. № 10/020652-3 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "М-СБ" к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа 40 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Королева Т.В.