ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-32291/14 от 20.10.2014 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

28 октября 2014 года Дело № А56-32291/2014

Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2014 года. Полный текст решения изготовлен 28 октября 2014 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
 судьи Орловой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сидоровой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец  : Муниципальное автономное учреждение "Снабжение и питание Ломоносовского муниципального района"

(место нахождения: 188515, Ленинградская область, д.Кипень, Ропшинское ш., д. 3; ОГРН 1024702182944);

ответчик  : Администрация муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области

(место нахождения: 188502, Ленинградская область, Ломоносовский район, дер. Горбунки, д.5А; ОГРН: 1024702186442);

о взыскании 4.143.038 руб. 06 коп.,

при участии:

от истца: представитель Темина Л.М. по дов. от 18.08.2014 г. №б/н, представитель Яковлев А.А. по дов. от 19.05.2014 г. №16, начальник учреждения Полякова А.В., постановление №21-к от 27.07.2012 г.,

от ответчика: представитель Вихарева А.Б. по дов. от 27.06.2014 г. №2, представитель Лаврентьева Н.С. по дов. от 09.01.2014 г. №3,

установил:

Истец – Муниципальное автономное учреждение «Снабжение и питание Ломоносовского муниципального района», обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ответчику - Администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, о взыскании 1.550.8449 руб. 50 коп. расходов на исполнение муниципального задания за период с декабря 2012 года по сентябрь 2013 года, 2.592.188 руб. 56 коп. долга по содержанию имущества и 43.715 руб. 19 коп. возмещения расходов по оплате госпошлины.

Определением суда от 18.08.2014 г. судом были приняты к рассмотрению уточненные исковые требования истца, согласно которым истец просил взыскать 4.908.447 руб. 03 коп., из которых 1.271.541 руб. 17 коп. составляют расходы на исполнение муниципального задания за период с декабря 2012 года по сентябрь 2013 года, 3.636.905 руб. 86 коп. - долг по содержанию имущества.

Также определением суда от 18.08.2014 г. истцу было отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества «Сестрорецкий хлебозавод».

Стороны поддержали ранее изложенные позиции, пояснив, что мирного урегулирования спора достичь не удалось.

Арбитражный суд установил:

29.06.2012 постановлением администрации муниципального образования
 Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области № 902
 (далее - Постановление № 902) создано муниципальное автономное учреждение
 «Снабжение и питание Ломоносовского муниципального района»
 (далее - МАУ «СнабПит»). В соответствии с Постановлением № 902 функции и полномочия учредителя МАУ «СнабПит» осуществляет Администрация муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 902 за МАУ «СнабПит» закреплено имущество, перечень которого содержится в приложение №1 к Постановлению № 902.

При этом, собственником имущества, перечень которого содержится в приложении №1 к Постановлению №902, является муниципальное образование Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области.

Согласно пункту 2.1. Устава МАУ «СнабПит» автономное учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования здравоохранения, образования, социальной защиты: для организации системы гарантированного питания в муниципальных общеобразовательных и иных организациях Ломоносовского муниципального района Ленинградской области.

Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (часть 1 статьи 4 Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»), (далее - Закон № 174-ФЗ).

При этом, МАУ «СнабПит», в силу требований Устава является некоммерческой организацией, что подтверждается выполнением МАУ «СнабПит» фактически убыточной деятельности по заданию Учредителя, отсутствием деятельности, приносящей прибыль.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается в обязательном порядке Учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг (часть 2 статьи 4 Закона № 174-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона № 174-ФЗ финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 названной статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Пунктом 2.8. Устава МАУ «СнабПит» предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета Ломоносовского муниципального района Ленинградской области.

Учредитель устанавливает задание для автономного учреждения согласованные с целями, ради которых учреждение создано и осуществляет финансовое обеспечение выполнения этого задания.

В соответствии с бюджетным законодательством финансирование деятельности автономного учреждения осуществляется исключительно предоставлением субсидии в рамках доведенного задания (статья 69.1 БК РФ).

Статья 4 Закона № 174-ФЗ предусматривает, что учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

В декабре 2012 года и.о. главы Администрации утверждено муниципальное задание МАУ «СнабПит» на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Муниципальное задание),

Согласно п. 1 Муниципального задания наименование муниципальной услуги: предоставление питания на бесплатной основе (с частичной компенсацией его стоимости) обучающимся в общеобразовательных учреждениях Ломоносовского района за счет средств местного бюджета.

Пунктом 2 Муниципального задания определены потребители муниципальной услуги - несовершеннолетние лица в возрасте от 6,5 до 18 лет. Объем показателей муниципальной услуги регламентирован п. 3 Муниципального задания. Сумма финансового объема выполнения Муниципального задания на 2013 год составляет 4.507.710 руб.

Во исполнение данного Муниципального задания МАУ «СнабПит» в период с декабря 2012 года по сентябрь 2013 года был заключен ряд договоров и муниципальных контрактов на организацию питания учащихся муниципальных образовательных учреждений.

Общая стоимость по вышеуказанным договорам и муниципальным контрактам составила – 1.271.541 руб. 17 коп.

Решением Совета депутатов МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области 2-ого созыва №62 от 19.12.2012 «О бюджете муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в разделе 6.2. утвержден размер субвенций из областного бюджета на 2013 год на осуществление отдельных государственных полномочий Ленинградской области по предоставлению питания обучающимся в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Ленинградкой области в сумме - 16 142 000 (Шестнадцать миллионов сто сорок две тысячи) рублей 00 копеек.

Вышеуказанное решение опубликовано в газете Совета депутатов и Администрации муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области за № 54 (697) 28 декабря 2012 года.

Сумма в размере 16.142.000 руб. отражена в расходной части бюджета Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на 2013 год (Приложение №10 к решению совета депутатов №62 от 19.12.2012).

Ссылаясь на то, что, несмотря на наличие денежных средств в бюджете, в адрес МАУ «СнабПит» финансирование, в том числе по Муниципальному заданию, выделено не было, и 23.09.2013, распоряжением Администрации №283-р Муниципальное задание было отменено в связи с отсутствием утвержденной муниципальной услуги в Ведомственном перечне муниципальных работ (услуг), оказываемых (выполняемых) муниципальным автономным учреждением МАУ «СнабПит» истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании 4.908.447 руб. 03 коп. (с учетом принятых судом уточнений).

Муниципальное автономное учреждение «Снабжение и питание Ломоносовского муниципального района» создано путем изменения типа существующего муниципального учреждения «Управление торговли «База снабжения продовольственными и промышленными товарами закрытых бюджетных учреждений «Администрации МО «Ломоносовский муниципальный район» (МУ Управление торговли «БС ЗБУ») с 15.08.2012 в соответствии с Постановлением Администрации от 29.06.2012 № 902. Создание МАУ «СнабПит» осуществлялось в целях реализации требований Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Постановление Администрации от 29.06.2012 № 902 принималось на основании предложения начальника МУ Управление торговли «БС ЗБУ» Поляковой А.В., на что указано в вводной части Постановления.

Постановлением Администрации от 29.06.2012 № 902 также был утвержден перечень мероприятий по созданию муниципального автономного учреждения «Снабжение и питание Ломоносовского муниципального района» (Приложение 2), согласно которого необходимо было выполнить, в числе прочих, следующие мероприятия:

-внесение изменений в постановление администрации от 30.06.2011 «Об утверждении перечня муниципальных услуг...» (п.8);

-утверждение муниципального задания, утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности (п. 13);

-заключение соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии (п. 14);

В соответствии со ст.4 Федерального закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»:

«3. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

- Правительством Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;

- местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Кроме указанных в части 2 настоящей статьи государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.

Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).»

В соответствии со ст.69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ):

«3. Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта ююджета).

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.»

В соответствии с Постановлением Администрации от 06.05.2011 № 428/1 (далее -Постановление № 428/1) утверждено Положение о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее - Положение о формировании муниципального задания), Положение о финансовом обеспечении выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее — Положение о финансовом обеспечении выполнения муниципального задания), Положение об определении объема и условиях предоставления субсидий муниципальным учреждениям муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее — Положение об определении объема и условиях предоставления субсидий).

В соответствии с пунктами 5, 9 Положения о формировании муниципального задания:

«5. Муниципальное задание формируется на основе ведомственного перечня муниципальных услуг (работ), показателей качества муниципальных услуг (при их установлении), составленных главным распорядителем бюджетных средств (далее — ГРБС) и утвержденных главой администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район...

9. Муниципальное задание утверждается главным распорядителем бюджетных средств у главы администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район в течении 10 дней со дня официального опубликования бюджета Ломоносовского района на очередной финансовый год и на плановый период и доводятся до подведомственных муниципальных учреждений до начала финансового года».

В соответствии с пунктами 4 и 8 Положения о финансовом обеспечении выполнения муниципального задания:

«4. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования Ломоносовский муниципальный район на соответствующие цели.

8. Предоставление муниципальному бюджетному, муниципальному автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания (далее — соглашение), заключаемого муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениями, администрацией муниципального образования Ломоносовский муниципальный район и ГРБС, в соответствии с типовой формой, утвержденной комитетом финансов администрации МО Ломоносовский муниципальный район. Администрация муниципального образования Ломоносовский муниципальный район вправе уточнять и дополнять соглашение с учетом отраслевых особенностей.

Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.

Периодичность перечисления субсидий в течение финансового года и размеры субсидий определяются соглашением и кассовым планом.»

В соответствии с уставом МАУ "СнабПит" основной его деятельностью является организация системы гарантированного питания муниципальных общеобразовательных и иных организаций Ломоносовского муниципального района.

Соответственно, основной муниципальной услугой, которую может оказывать МАУ "СнабПит" (согласно уставной деятельности) - является организация питания.

На 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов МАУ "СнабПит" учредителем утверждено муниципальное задание на организацию питания в общеобразовательных учреждениях Ломоносовского района.

Областным законом Ленинградской области №8-03 от 16 февраля 2011 года "О внесении изменений в областной закон от 30.06.2006 № 46-оз «Об организации питания обучающихся в отдельных образовательных учреждениях, расположенных на территории Ленинградской области" организация питания обучающихся в образовательных учреждениях и обеспечение условий его предоставления в соответствии с федеральным законодательством возлагается на образовательные учреждения. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность».

В связи с тем, что МАУ "Снабпит" не является образовательным учреждением, Распоряжением администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 23.09.2013г. № 283-р муниципальное задание было отменено как неправомерное.

В соответствии с п.3.15 «Порядка расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований» утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 15.04.2010 №89 (в ред. Постановлений Правительства Ленинградской области от 27.10.2010 №282, от 14.05.2012 №152) - образовательные учреждения осуществляют расходование средств субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий Ленинградской области по предоставлению питания на бесплатной основе.

В соответствии с представленными письмами Комитета по образованию администрации МО Ломоносовский муниципальный район и отдела потребительского рынка, защиты прав потребителей и поддержке малого и среднего бизнеса администрации МО Ломоносовский муниципальный район МАУСнабпит" не оказывает муниципальных услуг на территории Ломоносовского района, в связи с чем, сформировать ведомственный перечень муниципальных услуг не представляется возможным. Равно как и сформировать другое муниципальное задание в целях реализации полномочий органов местного самоуправления. Следовательно, предоставление субсидии МАУ "Снабпит" из местного бюджета является нецелевых расходованием бюджетных средств.

Таким образом, в бюджете муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на 2013 год не утверждались расходы на предоставление субсидии МАУ «СнабПит» в целях выполнения муниципального задания, муниципальная услуга «предоставление питания на бесплатной основе (с частичной его стоимости) обучающимся в общеобразовательных учреждениях Ломоносовского района за счет средств местного бюджета» не утверждалась в Ведомственном перечне муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в качестве основных видов деятельности, Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания с МАУ «СнабПит» не заключалось, план финансово-хозяйственной деятельности МАУ «СнабПит» не утверждался.

МАУ «СнабПит» не оказывало каких-либо муниципальных услуг в 2013 - 2014 годах.

Кроме того, в целях сохранения созданного автономного учреждения, муниципальными учреждениями Ломоносовского муниципального района заключались договора и контракты с МАУ "Снабпит" в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на приобретение продуктов питания, сухих пайков, подарочных наборов и т.д. Объем средств выделенных на эти цели составил в 2012 г. 45,3 млн. руб., в 2013г. 48,6 млн. руб. Кассовый расход по учреждениям, подведомственным Комитету по образованию, по оплате за приобретение продуктов питания и за организацию питания МАУ «СнабПит» составил за 2012 год 44 342,0 тыс.руб., за 2013 год 47 193,6 тыс.руб. Кредиторская задолженность МАУ «СнабПит» перед Комитетом по образованию составляет 261 557,79 руб. Сумма финансового объема выполнения муниципального задания согласно утвержденного муниципального задания составила 4 507,7 тыс.руб. (л.д.140).

Указанная деятельность является, в соответствии с законодательством - иной, приносящей доход деятельностью. Данный факт подтверждает Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности за 2012г., за 2013г.

Согласно действующему законодательству любые учреждения независимо от типа могут осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. В соответствии с п.2.9. МАУ «СнабПит» «автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату...» Вместе с тем доходы от такой деятельности, полученные бюджетным (автономным) учреждением поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и у учредителя не возникает обязанности на покрытие расходов, допущенных учреждением от иной, приносящей доход деятельности.

В соответствии с п.2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации «Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.»

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

На основании изложенного отсутствуют основания для удовлетворения иска о взыскании с ответчика 4.908.447 руб. 03 коп.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ, с истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 3.827 руб. 04 коп.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Расходы по уплате госпошлины в размере 43.715 руб. 19 коп. оставить на истце.

Взыскать с Муниципального автономного учреждения «Снабжение и питание Ломоносовского муниципального района» в доход федерального бюджета госпошлину в размере 3.827 руб. 04 коп.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Орлова Е.А.