ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-32797/05 от 15.05.2009 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

22 мая 2009 года Дело № А56-32797/2005

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2009 года. Полный текст решения изготовлен 22 мая 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ракчеевой М.А.  ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борченко А.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Коммерческий центр, транспорт и лес» к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга

о признании недействительными решений

при участии

от заявителя: представители ФИО1, доверенность от 29.04.2009; ФИО2, доверенность от 11.01.2009;

от КЗР: представители ФИО3, доверенность от 07.04.2009, ФИО4, доверенность от 11.01.2009;

от ООО «Западный терминал»: не явилось, извещено;

от ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь»: представители ФИО5, доверенность от 23.03.2009; ФИО6, доверенность от 19.03.2009, ФИО7, доверенность от 03.12.2008;

установил:

ОАО «Коммерческий центр, транспорт и лес» (далее – ОАО «КЦТЛ») обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления городского кадастра недвижимости Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 3536 об отказе в кадастровом учете принадлежащего заявителю подъездного железнодорожного пути, расположенного по адресу: <...>, литера ИЦ, и решения Управления городского кадастра недвижимости Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 06.07.2005 № 3620 об отказе в кадастровом учете принадлежащих заявителю подъездных железнодорожных путей, расположенных по адресу <...>, литеры ИФ, ИУ, ИХ, ИР, ИП, ИС, а также об обязании Управления городского кадастра недвижимости Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт –Петербурга произвести кадастровый учет принадлежащих заявителю подъездных железнодорожных путей, расположенных по адресу: <...>:

- «Береговой путь», протяженностью 732,3 погонных метров, литера ИЦ;

- «Тупик центральной котельной, секционный съезд, Октябрьский путь, путь 1 цеха, путь на склад металла цеха № 4, пути в пролеты цеха № 7 (4,5,6)» протяженностью 2276,9 погонных метров, литера ИФ;

- «Путь на пескостройку, весовой путь, деповские пути» протяженностью 592,5 погонных метра, литера ИУ;

- «Главный Ленинский путь, пути на склад оборудования, пути в пролет эллинга, Ленинские пути (4,6)» протяженностью 1400,8 погонных метров, литера ИХ;

- «Пути листовой стали» протяженностью 159,4 погонных метров, литера ИР;

- «Тупик Торшкова», протяженностью 70,1 погонного метра, литера ИП;

- «Пути новой набережной», протяженностью 151,8 погонных метров, литера ИС;

- «Объездной путь», протяженностью 262 погонных метров, литера ИТ.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО «Западный терминал».

Решением от 04.09.2006 в части требований ОАО «КЦТЛ» относительно подъездных железнодорожных путей, расположенных по адресу: <...>, литеры ИП, ИС, ИУ – производство по делу прекращено; в остальной части в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2008 решение от 04.09.2006 в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменено, оспариваемые решения признаны недействительными; в остальной части решение оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.01.2009 решение и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение. При этом суд кассационной инстанции предложил проверить, существуют ли фактически спорные подъездные пути; были ли созданы спорные пути как железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие к путям общего пользования с целью обслуживания определенных грузоотправителей и грузополучателей, либо эти пути создавались с целью перевозки грузов внутри производственного комплекса Ленинградского судостроительного завода имени А.А. Жданова.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее – КУГИ) и ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (далее – Верфь).

В судебном заседании 07.05.2009 заявитель уточнил требования и просил суд признать недействительными решения КЗР от 30.06.2005 № 3536 об отказе в кадастровом учете подъездного пути, расположенного по адресу: <...>, литера ИЦ; а также решения КЗР от 06.07.2005 № 3620 об отказе в кадастровом учете подъездных железнодорожных путей, расположенных по адресу: <...>, литеры ИФ, ИХ, ИР, ИТ; обязать КЗР произвести кадастровый учет упомянутых объектов недвижимости. Ходатайство в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом удовлетворено.

В отзыве и письменных объяснениях Верфь просит в удовлетворении требований отказать, так как право собственности ОАО «КЦТЛ» на спорные пути не подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, протокол согласования состава передаваемого АООТ «КЦТЛ» имущества, имущественных прав и обязанностей по состоянию на 01.11.1994 опровергается иными документами (генеральным договором об образовании и деятельности холдинговой группы от 02.11.1994, актом от 01.11.1994 № 1, инвентаризационной описью основных средств), данный документ не содержит дату составления, дату согласования и утверждения, а также включает в себя противоречивые положения; инвентарные карточки не являются правоустанавливающим документом. Заявителем не представлены документы, подтверждающие отведение земельного участка под строительство спорных объектов, возведение их как объектов недвижимости и ввод в эксплуатацию; в настоящее время некоторые пути разрушены (частично или полностью), поэтому не могут эксплуатироваться и быть поставлены на кадастровый учет.

В судебном заседании 07.05.2009 объявлен перерыв до 15.05.2009.

После перерыва судебное заседание продолжено.

КУГИ и ООО «Западный терминал» извещены о дате и месте судебного заседания надлежащим образом, поэтому в соответствии с требованиями статей 158, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц.

Представитель заявителя поддержал требования. Представители КЗР и Верфи просили в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в отзывах и письменных объяснениях.

Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон и третьего лица, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Оспаривая решения КЗР об отказе в кадастровом учете подъездных железнодорожных путей, заявитель указывает, что эти решения противоречат действующему законодательству и нарушают его права в сфере предпринимательской и иной коммерческой деятельности как собственника подъездных железнодорожных путей, расположенных по адресу Санкт-Петербург, ул. Корабельная, дом 6, литеры ИЦ, ИФ, ИХ, ИР, ИТ.

В качестве обоснования своего права собственности заявитель ссылается на Генеральный договор об образовании и деятельности холдинговой группы от 02.11.1994, акт № 1 приема-передачи имущества и основных средств и инвентаризационную опись основных средств, переданных ОАО «КЦТЛ» по акту приема передачи от 01.11.1994 № 1, а также протокол согласования состава передаваемого АООТ «КЦТЛ» имущества, имущественных прав и обязанностей по состоянию на 01.11.1994 (оригинал протокола представлен в судебном заседании 15.05.2009 на обозрение суда).

Право собственности на железнодорожные пути в ЕГРП не зарегистрировано.

В материалы дела также представлены:

- две копии актов приема передачи имущества и основных средств на 01.11.94, подписанные генеральными директорами и главными бухгалтерами АООТ «Северная верфь» и АООТ «Коммерческий центр, транспорт и лес»;

- копия приложения к Акту приема передачи имущества на 01.11.94 «Перечень основных средств, переданных АООТ «КЦТЛ», подписанному генеральным директором и главным бухгалтером АООТ «КЦТЛ»;

- копия «Расшифровки основных средств к Акту № 1 приема – передачи имущества и основных средств на 01.11.94», представленная заявителем в качестве доказательства передачи ему имущества в арбитражном деле №56-19116/2000 и подписанная генеральными директорами и главными бухгалтерами АООТ «Северная верфь» и АООТ «КЦТЛ»;

- копия ответа Капитана порта Санкт-Петербург от 12.07.2005 № КП-1137 на определение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-16047/2005 и копия свидетельства о праве собственности ОАО «КЦТЛ» на судно буксир «Могучий»

В результате анализа указанных документов выявлено их несоответствие друг другу по содержанию переданных объектов и прав.

Согласно пункту 2.3. генерального договора об образовании и деятельности холдинговой группы от 02.11.94 АООТ «Северная верфь» (собственник имущества) обязалось передать заявителю – ОАО «КЦТЛ» в обмен на акции свои активы, состав которых определялся передаточным балансом и приложением к нему. Представленные в материалы дела акты приема передачи имущества и основных средств на 01.11.94 подписаны генеральными директорами и главными бухгалтерами передающей и принимающей стороны и заверены печатями предприятий различаются составом передаваемого имущества и стоимостью передаваемых средств.

В инвентаризационной описи основных средств к акту приема-передачи наряду с подъездными железнодорожными путями, в отношении которых заявитель требует провести кадастровый учет, как объектов недвижимого имущества, указанны иные железнодорожные пути, по которым ОАО «КЦТЛ» не требует проведения кадастрового учета. В данной отсутствуют сведения о передаче заявителю – ОАО «КЦТЛ» судна – буксира «Могучий», права на который зарегистрированы за заявителем, согласно данным Капитана порта Санкт-Петербург на основании рассматриваемого генерального договора о создании и деятельности холдинговой группы.

Вместе с тем в Расшифровке основных средств к Акту № 1 приема-передачи имущества и основных на 01.11.94 при одинаковой с Инвентаризационной описью основных средств стоимости передаваемых активов отсутствуют в перечне передаваемого имущества подъездные железнодорожные пути, однако указаны сведения о передаче заявителю ОАО «КЦТЛ» судна – буксира «Могучий».

В Перечне основных средств, переданных АООТ «КЦТЛ», также являющимся приложением к акту приема-передачи имущества на 01.11.94, отсутствуют и подъездные железнодорожные пути и судно – буксир «Могучий».

Рассмотренные судом «Перечень основных средств», «Расшифровка основных средств» и «Инвентаризационная опись основных средств» не поименованы в качестве приложения к генеральному договору от 02.11.94, передаточному балансу и акту приема-передачи имущества и основных средств на 01.11.94.

Также они содержат значительные расхождения в составе переданного имущества, что не позволяет точно определить состав переданных по генеральному договору активов и не могут являться допустимыми и надлежащими доказательствами возникновения у заявителя прав на подъездные железнодорожные пути.

Согласно протоколу согласования состава передаваемого АООТ «КЦТЛ» имущества, имущественных прав и обязанностей по состоянию на 01.11.1994 (в соответствии с приказом от 31.10.1994), состав имущества отделов № 6 и 7, цехов № 16, 25 и 26, передаваемых АООТ «КЦТЛ» по генеральному договору об образовании и деятельности холдинговой группы, определен инвентаризационной описью на 01.11.1994 по первоначальной стоимости на сумму 8 461311657 руб.; перечень объектов недвижимости, вошедших в состав передаваемого имущества и учтенных в схеме отвода земли (приложение № 3 к генеральному договору), отражен в расшифровке основных средств. Однако по акту № 1 приема-передачи имущества и основных средств на 01.11.1994 переданы основные средства на сумму 8 461 311 675 руб., а перечень основных средств, являющийся приложением к данному акту, по составу не соответствует инвентаризационной описи.

Кроме того, в данном протоколе нет сведений о том, что он является приложением к генеральному договору; отсутствуют даты составления, подписания и утверждения.

Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения. В силу статьи 131 названного Кодекса права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» кадастровый и технический учет объекта недвижимости - описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества; учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера.

Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
  Таким образом, решение вопроса о том, подлежит ли конкретное имущество кадастровому учету, зависит от возможности распространения на данный объект правового режима недвижимого имущества.

В силу статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожные пути необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров и выполнения работ для собственных нужд. Согласно пункту 1.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 26, каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок. Пунктом 1.7 Правил предусмотрено, что на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования. В инструкции указывается характеристика путевого развития железнодорожного пути необщего пользования, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневренных передвижений и т.д. Аналогичные требования были предусмотрены пунктами 1.3, 1.5, 1.7 Правил облуживания железнодорожных подъездных путей, утвержденных приказом МПС РФ от 25.05.2000 № 15Ц (действовали до 30.06.2003).

Согласно пунктам 80, 82, 83 Устава железных дорог ССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 06.04.1964 № 270, строительство и реконструкция железнодорожных подъездных путей производится по проекту, согласованному с Министерством путей сообщения или по его поручению с начальником железной дороги. Открытие для постоянной эксплуатации вновь построенного железнодорожного подъездного пути и подача на этот путь подвижного состава допускается после осуществления работ по строительству путей согласно проекту, принятия данного железнодорожного подъездного пути в эксплуатацию и установления железной дорогой порядка облуживания подъездного пути. На каждый железнодорожный подъездной путь должны быть технический паспорт, план подъездного пути, продольный профиль и чертежи искусственных сооружений. В силу пункта 95 Устава примыкание вновь строящихся железнодорожных подъездных путей к существующим железнодорожным путям допускается: к подъездным путям, принадлежащим железной дороге – с разрешения начальника железной дороги; к подъездным путям, принадлежащим предприятиям, организациям, учреждениям – с разрешения начальника железной дороги и соответствующего министерства, ведомства.

Заявитель полагает, что спорные пути являются объектами недвижимости и относятся к путям необщего пользования, обосновывая это включением путей в план приватизации государственного предприятия судостроительного завода «Северная верфь», реорганизованного в АООТ «Северная верфь», техническим паспортом железнодорожного пути необщего пользования ОАО «КЦТЛ», инструкцией о порядке обслуживания 1-С, инвентарными карточками, а также договорами от 29.08.2005 № 240/2, от 29.12.2006 № 1/2007, от 01.11.2008 № 133/2р/442-59.

Определением от 26.03.2009 сторонам предложено провести обследование железнодорожных путей.

Согласно акту от 29.04.2009 в результате обследования установлено следующее:

- литера ИЦ: часть пути не обнаружена на местности, так как засыпана гравием, заставлена контейнерами и оборудованием;

- литера ИФ: часть пути находится под асфальтовым покрытием, часть пути повреждена, часть пути уничтожена (разобрана);

- литера ИХ: часть пути повреждена, границы подъездного пути на местности не соответствуют границам, указанным в кадастровом паспорте, южная граница сформирована без учета фактических характеристик, то есть отсутствует стык рамных рельсов, рельсовый стык, светофор или сигнальный знак;

- литера ИР: объект сформирован без учета фактических характеристик объекта, так как северной границей пути не является стык рамных рельсов, рельсовый стык, светофор, сигнальный знак, свидетельствующие о границе участка пути;

- литера ИТ: протяженность подъездного пути, указанная в плане первичного объекта недвижимости (260 м), не соответствует фактически измеренной протяженности (243,5 м).

Следовательно, подъездные пути с литерами ИЦ, ИФ и ИХ не могут эксплуатироваться, их технические характеристики не соответствуют данным, указанным в техническом паспорте железнодорожного пути необщего пользования и инструкции о порядке обслуживания и организации движения 1-С, представленных заявителем.

Акт от 05.05.2009 составлен заявителем в одностороннем порядке, в связи с чем не является допустимым доказательством.

Границы подъездных путей с литерами ИР, ИТ не соответствуют требованиям пункта 1.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26. Согласно объяснениям заявителя, подъездной путь литера ИР, принадлежащий ОАО «КЦТЛ», заканчивается на месте установления ворот.

Кроме того, заявителем представлены технический паспорт, инструкция, составленные в 2005 году, однако, как указывает заявитель, спорные объекты приобретены им в 1994 году. Технических паспортов, инструкций, продольного профиля на спорные пути, составленных с момента строительства и до 2005 года, заявителем не представлено. Точная дата составления и согласования технического паспорта, содержащего продольный профиль спорных подъездных путей, не указана, однако приказом Минтранса РФ от 02.08.2005 № 92 распоряжение Минтранса РФ от 30.05.2001 № АН-46-р «Об утверждении Типового технического паспорта железнодорожного хозяйства организаций» признано утратившим силу. Инструкция 1-С представлена в материалы дела без приложений № 3-11.

Документов, подтверждающих принятие железнодорожных подъездных путей в эксплуатацию, установления железной дорогой порядка обслуживания данных путей, согласование примыкания к путям общего пользования, в порядке, предусмотренном пунктами 80, 82, 95 Устава железных дорог Союза ССР, действовавшего в момент строительства подъездных путей, заявителем не представлено.

В инвентарных карточках на подъездные пути сведений о принятии путей в эксплуатацию не имеется, в качестве технической документации, являющейся приложением к инвентарной карточке, указан чертеж.

Таким образом, документов, свидетельствующих о том, что спорные пути могут быть отнесены к путям необщего пользования и, соответственно, являются объектами недвижимости, в материалах дела не имеется. Технические характеристики спорных путей, указанные в технических паспортах, не соответствуют действительности.

Учитывая, что заявитель владеет и иными подъездными путями, в отношении которых осуществлен кадастровый учет и зарегистрировано право собственности, представленные в материалы дела договоры, а также письма по подаче вагонов не свидетельствуют о том, что спорные пути являются путями необщего пользования. Кроме того, технические характеристики данных путей не позволяют эксплуатировать их по назначению.

При таких обстоятельствах суд не усматривает нарушения прав заявителя в сфере предпринимательской и иной коммерческой деятельности и противоречия действующему законодательству отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству в кадастровом учете подъездных железнодорожных путей по требованию ОАО «КЦТЛ», поскольку заявитель не доказал, что спорные объекты являются объектами недвижимости (путями необщего пользования) и были переданы заявителю при заключении Генерального договора об образовании и деятельности холдинговой группы от 02.11.1994.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Коммерческий центр, транспорт и лес» в пользу открытого акционерного общества «Судостроительный завод «северная верфь» и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга по 1 000 руб. судебных расходов по кассационным жалобам.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья Ракчеева М.А.