Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
25 сентября 2020 года Дело № А56-33437/2020
Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2020 года.
Полный текст решения изготовлен сентября 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Заварзиной М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ананьевой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (адрес: 191124, <...>/А, ОГРН: <***>);
ответчик: общество с ограниченной ответственностью "АГРОСЕРВИС" (адрес: 187509, <...>, ОГРН: <***>);
третьи лица: 1. Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петеребургу и Ленинградской и Псковской области; 2. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
при участии
- от истца: ФИО1, доверенность от 11.09.2019 №117,
- от ответчика: явки нет, изаещен,
УСТАНОВИЛ:
Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к ООО «Агросервис» об изъятии земельных участков с кадастровыми номерами 47:13:0000000:275, 47:13:0725001:134, 47:13:0712001:149, 47:13:0725001:152, 47:13:0725001:151, 47:13:0000000274, относящиеся с катергории земель сельскохозяйственного назначения с целью продажи с публичных торгов, о прекращении права собственности ответчика на эти земельные участки и установлении начальной продажно цены, рыночной стоимости, определяемой в соответствии с Законом об оценочной деятельности.
Определением от 27.04.2020 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>).
Представитель истца в судебном заседании возражал против назначения судебной экспертизы, на удовлетворении иска настаивал в полном объеме.
Ответчик, извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, явку представителя не обеспечил, направил отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения иска в полном объеме, пояснил, что имеет интерес в использовании земельных участков и постепенно устраняет нарушения в их использовании.
Представленные документы приобщены к материалам дела в порядке статей 66, 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, ответчик ООО «Агросервис» является собственником земельных участков общей площадью 85,65 га, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровыми номерами 47:13:0000000:275, 47:13:0725001:134, 47:13:0712001:149, 47:13:0712001:141, 47:13:0712001:143, 47:13:0725001:152, 47:13:0725001:151, 47:13:0000000:274, расположенных по адресу: Ленинградская область, Тихвинский район, Цвылевское сельское поселение (далее - земельные участки).
02.03.2020 в адрес Леноблкомимущества поступили на рассмотрение материалы административных дел в отношении ООО «Агросервис», направленные Управлением Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям (далее-Управление).
Из представленных административных материалов следует, что в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной Управлением в отношении ООО «Агросервис» в марте 2016 года установлено, что на земельных участках общей площадью 85,65 га обязательные агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и иные мероприятия, направленные на повышение плодородия почв, не проводятся. Участки для сельскохозяйственных целей не используются, заросли многолетней сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, борщевиком Сосновского, что способствует возникновению деградационных процессов, приводящих к снижению почвенного плодородия и истощению почв, ухудшению природных свойств почвенно-растительного слоя почвы, ее водно-физических свойств.
За допущенные нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в отношении ООО «Агросервис» вынесены постановления о назначении административных наказаний от 30.03.2016 № ОЗН-01/16-91 по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и от 30.03.2016 № ОЗН-01/16-93-100 по ч. 2 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административных штрафов на общую сумму 600 000 рублей. Выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 30.03.2016 № 26-ОЗН.
07.12.2016 в Управление поступило ходатайство ООО «Агросервис» от 06.12.2016 о продлении сроков исполнения предписания от 30.03.2016 № 26-ОЗН. В связи с тяжелым финансовым состоянием ООО «Агросервис», большим объемом работ, плохими погодными условиями и невозможностью в летне-осенний период 2016 года использовать сельскохозяйственную технику на вышеуказанных земельных участках.
Ходатайство ООО «Агросервис» удовлетворено, срок исполнения предписания продлен до 20.06.2017, выдано новое предписание от 07.12.2016 № 236-ОЗН.
В июле 2017 года Управлением проведена внеплановая выездная проверка исполнения ООО «Агросервис» предписания от 07.12.2016 № 236-ОЗН. В ходе проверки установлено, что предписание в срок до 20.06.2017 не исполнено в полном объеме. Из восьми земельных участков в сельскохозяйственный оборот введены только два земельных участка общей площадью 7,92 га с кадастровыми номерами 47:13:0712001:141 и 47:13:0712001:143.
Решением мирового судьи Ленинградской области судебного участка № 69 Тихвинского муниципального района от 08.09.2017 по делу № 3-299/2017 ООО «Агросервис» привлечено к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа на сумму 50 000 рублей.
26.12.2017 в ходе проведенной внеплановой выездной проверки выполнения ООО «Агросервис» предписания от 07.07.2017 № 242-ОЗН на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 47:13:0000000:275, 47:13:0725001:134, 47:13:0712001:149, 47:13:0725001:152, 47:13:0725.001:151, 47:13:0000000:274 общей площадью 77,73 га установлено, что данное предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации ООО «Агросервис» в срок до 07.12.2017 не исполнено.
Решением мирового судьи Ленинградской области судебного участка № 67 Тихвинского муниципального района от 12.02.2018 по делу № 3-31/2018 ООО «Агросервис» привлечено к административной ответственности по ч. 26 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа на сумму 100 000 рублей.
29.08.2018 в ходе проведенной внеплановой выездной проверки выполнения ООО «Агросервис» предписания Управления об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 26.12.2017 № ОЗН/01/17-89 на земельных участках с кадастровыми номерами 47:13:0000000:275, 47:13:0725001:134, 47:13:0712001:149, 47:13:0725001:152, 47:13:0725001:151, 47:13:0000000:274 установлено, что требования данного предписания ООО «Агросервис» не исполнены.
Решением мирового судьи Ленинградской области судебного участка № 67 Тихвинского муниципального района от 06.11.2018 по делу № 3-392/2018 ООО «Агросервис» привлечено к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа на сумму 50 000 рублей.
02.04.2019 в ходе внеплановой выездной проверки выполнения ООО «Агросервис» предписания от 29.08.2018 № ОЗН/01/18-188 на земельных участках с кадастровыми номерами 47:13:0000000:275, 47:13:0725001:134, 47:13:0712001:149, 47:13:0725001:152, 47:13:0725001:151, 47:13:0000000:274 установлено, что указанное предписание ООО «Агросервис» в срок до 18.03.2019 не исполнено.
Решением мирового судьи Ленинградской области судебного участка № 67 Тихвинского муниципального района от 22.05.2019 по делу № 3-238/2019 ООО «Агросервис» привлечено к административной ответственности по ч. 26 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа на сумму 100 000 рублей.
В ходе проведенной 07.11.2019 внеплановой выездной проверки выполнения ООО «Агросервис» предписания от 02.04.2019 № ОЗН/01/19-22 на земельных участках с кадастровыми номерами 47:13:0000000:275, 47:13:0725001:134, 47:13:0712001:149, 47:13:0725001:152, 47:13:0725001:151, 47:13:0000000:274 установлено, что указанное предписание ООО «Агросервис» в срок до 01.10.2019 не исполнено.
Решением мирового судьи Ленинградской области судебного участка № 67 Тихвинского муниципального района от 27.12.2019 по делу № 3-566/2019 ООО «Агросервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. ООО «Агросервис» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Ссылаясь на то, что ООО «Агросервис» в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта нарушения земельного законодательства, не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, не использует земельные участки с кадастровыми номерами 47:13:0000000:275, 47:13:0725001:134, 47:13:0712001:149, 47:13:0725001:152, 47:13:0725001:151, 47:13:0000000:274 по целевому назначению, истец обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с абз. 1, 2 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно ст. 284 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.08.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
На основании п. 2 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Также, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Согласно п. 7 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в п. 6 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных п. 2 и п. 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
На основании п. 5 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» нарушений после назначения административного наказания.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств устранения вышеназванных нарушение Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в том числе после назначения административного наказания, требования истца об изъятии спорных земельных участков являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что нарушения пунктов 2 и 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» были устранены им в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 47:13:0712001:141 и 47:13:0712001:143, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку названные участки в предмет настоящего спора не входят, требований об их изъятии истцом не заявлены. Доказательств устранения выявленных нарушений в отношении спорных участков ответчиком не представлено.
В соответствии с п. 10 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст. ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 № 355 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области» результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области утверждены по состоянию на 1 января 2006 года.
Таким образом, поскольку государственная кадастровая оценка в отношении земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области не проводилась более пяти лет, начальной ценой изъятых земельных участков с кадастровыми номерами 47:13:0000000:275, 47:13:0725001:134, 47:13:0712001:149, 47:13:0725001:152, 47:13:0725001:151, 47:13:0000000:274 на публичных торгах может быть установлена только рыночная стоимость данных земельных участков, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с п. 1.1. положения о Ленинградском областном комитете по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 23.04.2010 № 102, Леноблкомимущество является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах компетенции, установленной Правительством Ленинградской области, полномочия по реализации политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Ленинградской области, а также отдельные полномочия субъекта Российской Федерации - Ленинградской области в сфере земельных отношений.
Леноблкомимущество осуществляет полномочия по обращению в суд с требованием об изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет (п. 2.39. положения о Ленинградском областном комитете по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 23.04.2010 № 102).
С учетом изложенного, суд признает обоснованными требования истца и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, с учетом положений статьи 110 АПК РФ и статьи 333.17 НК РФ взысканию с ответчика в доход федерального бюджета подлежит также 6000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
В соответствии с частью 5 статьи 15, часть 1 статьи 177 и частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт, выполненный в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
РЕШИЛ:
Изъять у Общества с ограниченной ответственностью «Агросервис» земельные участки с кадастровыми номерами 47:13:0000000:275, 47:13:0725001:134, 47:13:0712001:149, 47:13:0725001:152, 47:13:0725001:151, 47:13:0000000:274, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения с целью их продажи с публичных торгов.
Прекратить право собственности Общества с ограниченной ответственностью «Агросервис» на земельные участки с кадастровыми номерами 47:13:0000000:275, 47:13:0725001:134, 47:13:0712001:149, 47:13:0725001:152, 47:13:0725001:151, 47:13:0000000:274, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Установить начальной ценой изъятых земельных участков с кадастровыми номерами 47:13:0000000:275, 47:13:0725001:134, 47:13:0712001:149, 47:13:0725001:152, 47:13:0725001:151, 47:13:0000000:274, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения на публичных торгах, рыночную стоимость данных земельных участков, подлежащую определению в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Агросервис» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Заварзина М.А.