Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
04 марта 2020 года Дело № А56-3364/2020
Резолютивная часть решения объявлена февраля 2020 года . Полный текст решения изготовлен марта 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Черняковской М.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ждановой А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Метаком»
Заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления от 24.07.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 078/04/15.37-590/2019
при участии
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 10.01.2020)
от заинтересованного лица: не явился, извещен
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Метаком» (далее – Общество, ООО «Метаком», заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 24.07.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 078/04/15.37-590/2019, предусмотренном частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением суда от 23.01.2020 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 26.02.2020 с возможностью перехода в основное судебное заседание в отсутствие возражений сторон.
Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136 - 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.
Управление, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, возражений против рассмотрения дела в его отсутствие не заявило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие УФАС в порядке статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании 26.02.2020 представитель ООО «Метаком» уточнил заявленные требования, просил суд применить в рассматриваемом случае положения статьи 2.9 КоАП РФ, признав правонарушение малозначительным. Заявление в части доводов о допущенных УФАС в ходе производства по делу об административном правонарушении процессуальных нарушениях не поддерживает. Уточнения приняты судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Кроме того, Общество заявило ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления в судебном порядке указав, что в данном случае нарушение срока обусловлено поздним получением оспариваемого постановления .
Согласно части 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 № 308-О, признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Положениями Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней" предусмотрено, что Российская Федерация признает обязательными юрисдикцию Европейского Суда по правам человека и решения этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии, а также закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Отнесение причин пропуска срока к уважительным или неуважительным является прерогативой суда и право установления этих причин и их оценка принадлежат суду.
Основным условием для восстановления срока является уважительность причины его пропуска, уважительными причинами суд может признать обстоятельства, которые объективно воспрепятствовали совершению лицом процессуальных действий в установленные сроки.
Арбитражный суд приходит к выводу, что ходатайство о восстановлении срока подачи заявления об оспаривании постановления является обоснованным и подлежит удовлетворению, а заявление рассмотрению.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
По материалам прокурорской проверки соблюдения законодательства о государственном оборонном заказе в отношении ООО «Метаком» Прокуратурой вынесено постановление от 17.04.2018 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 15.37 КоАП РФ, выразившемся в нарушении Обществом требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по договору от 15.04.2016 №15/04-СУБ/Чер, заключенного в рамках выполнения государственного оборонного заказа.
При рассмотрении дела установлено и материалами дела об административном правонарушении подтверждено, что 15.04.2016 между ООО «Метаном» и ООО «СтройПроект» во исполнение государственного оборонного заказа – государственного контракта от 08.11.2013 заключен договор поставки №15/04-СУБ/Чер.
Проведенной Прокуратурой города Череповец проверкой установлено, что раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по договору от 15.04.2016 №15/04-СУБ/Чер ООО «Метаком» ведется ненадлежащим образом, о чем свидетельствует отсутствие у Общества документов об учете прямых затрат, накладных и коммерческих расходов, отнесенных на себестоимость продукции.
Рассмотрев материалы проверки УФАС пришло к выводу о нарушении ООО «Метаком» пункта 16 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Закон N 257-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 "О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности" (далее – Правила № 47).
На основании изложенного, постановлением УФАС от 24.07.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 078/04/15.37-590/2019 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.37 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Постановление УФАС от 24.07.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 078/04/15.37-590/2019 обжаловано ООО «Метаком» в арбитражном суде.
В силу части 1 статьи 15.37 КоАП РФ неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 000 до 500 000 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона N 257-ФЗ головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.
Пунктом 4 статьи 3 Закона N 275-ФЗ установлено, что исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу - это лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
Согласно пункту 16 части 2 статьи 8 Закона N 275-ФЗ исполнитель обязан вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту.
Организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета, осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу (пунктом 1 Правил N 47).
Факт нарушения Обществом пункта 16 части 2 статьи 8 Закона № 275-ФЗ, а также требований Правил N 47, правомерной установлен антимонопольным органом, подтверждается материалами дела и Обществом не оспаривается.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Обществом в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, суд признает правомерными выводы УФАС о наличии в действиях ООО «Метаком» состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.37 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности. Следовательно, применение положений данной статьи является не обязанностью, а правом суда.
В соответствии с пунктом 18 постановления N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Кроме того, в пункте 18.1 постановления N 10 дополнительно указано, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Общество не представило доказательств существования исключительных обстоятельств, позволяющих расценивать совершенное им правонарушение в качестве малозначительного.
Следовательно, суд не усматривает исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Между тем суд считает, что в рассматриваемом случае имеются основания для изменения назначенного Обществу обжалуемым постановлением УФАС наказания на предупреждение по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
При этом частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Судом на основании сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства установлено, что 01.08.2016 Общество включено в указанный реестр как "Микропредприятие".
В оспариваемом постановлении УФАС не указано на наличие отягчающих либо смягчающих обстоятельств. Сведения о том, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности за однородные правонарушения, в материалах дела отсутствуют. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательства причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба, оценив характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, суд с учетом всех обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что соразмерным совершенному правонарушению и достаточным для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в статье 1.2 КоАП РФ, в рассматриваемом случае является административное наказание в виде предупреждения.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. В резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должны содержаться, в том числе, указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом (пункт 3 части 4 статьи 211 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Изменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24.07.2019 № 078/04/15.37-590/2019 в части назначения наказания, заменив штраф на предупреждение.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия Решения.
Судья Черняковская М.С.