ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-34160/20 от 21.12.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

24 декабря 2020 года                                                                      Дело № А56-34160/2020

Резолютивная часть решения объявлена декабря 2020 года . Полный текст решения изготовлен декабря 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Терешенков А.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Румянцевой М.О.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению:

Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Ольвия"

Заинтересованное лицо - Пулковская таможня

о признании недействительным предписания от 23.03.2020 №10221000-П5/2020

при участии

от заявителя: никто не явился, извещен,

от заинтересованного лица: Стеценко С.В.

установил:

           Общество с ограниченной ответственностью «Оливия» (далее- заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Пулковской таможни от 23.03.2020 №10221000-П5/2020.

          В судебном заседании представитель таможенного органа возражал против удовлетворения заявленных требований, по мотивам, изложенным в отзыве.

            Общество своего представителя в судебное заседания не направило, от него поступило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил следующее.

В соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Согласно подпункта 3 части 2 статьи 24 Закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

В соответствии с пунктом 12 Административного регламента Федеральной таможенной службы по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, утвержденного приказом ФТС России от 17.07.2019 №1171 (зарегистрирован в Минюсте России 09.12.2019 № 56733) (далее – Административный регламент) результатом осуществления государственного контроля является:

акт проверки;

протокол об административном правонарушении в случае обнаружения данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

предписание об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и установление факта его своевременного и полного исполнения (неисполнения).

Пулковской таможней как органом валютного контроля по результатам осуществления государственного контроля составлен:

Акт проверки №10221000/260220/0000014 от 26.02.2020;

Протокол об административном правонарушении от 26.02.2020 №10221000-367/2020;

Предписание об устранении выявленных нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования от 23.03.2020 №10221000-П5/2020.

Пунктом 69 Административного регламента установлено, что основанием для начала административной процедуры является акт проверки, содержащий сведения о выявленных нарушениях валютного законодательства и невыполнении субъектом проверки обязанностей, предусмотренных валютным законодательством.

Пунктом 72 Административного регламента установлено, что предписание не подлежит исполнению (вынесению) в случае отмены вышестоящим таможенным органом или судебным органом постановления по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, а также в случаях, влекущих за собой невозможность его исполнения.

Постановлением Пулковской таможни от 12.03.2020 по делу                                     об административном правонарушении №10221000-367/2020                                     (далее – ДАП №10221000-367/2020) Общество привлечено к административной ответственности, в связи с невыполнением в установленный срок обязанности по обеспечению получения денежных средств, причитающихся за переданный покупателю товар.

Факт совершения правонарушения доказан, подтверждается материалами ДАП №10221000-367/2020.

В ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства установлено:

ООО «Ольвия», Россия (Продавец) и фирма Bramin Grand Life Industrial Ltd, Гонконг (Покупатель), заключили контракт от 19.07.2013 № CHN/139/0713 (далее - Контракт). По данному Контракту оформлен паспорт сделки №13070003/0328/0000/1/1 от 25.07.2013 в филиале ОАО «АБ «РОССИЯ». По данному Контракту в режиме экспорта был оформлен и вывезен товар по ДТ №10221010/260713/0034200 на сумму 333844,00 долларов США (дата выпуска 26.07.2013).

В соответствии с условиями Контракта: продукция должна быть оплачена Покупателем банковским переводом на транзитный счет Продавца в размере 333844,00 долларов США согласно графику платежей, указанному в положении №1 к настоящему контракту, а именно 50000,00 долларов США в срок по 25 декабря 2013 года включительно, 50000,00 долларов США в срок по 20 февраля 2014 года включительно, 233844,00 долларов США в срок по 27 марта 2014 года включительно.

В соответствии с дополнительным соглашением № 6 от 02.11.2017 к Контракту: Стороны пришли к соглашению о продлении срока оплаты до 31.12.2018.

Дата завершения исполнения обязательств по Контракту – 31.12.2018.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором (контрактом) обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Согласно ведомости банковского контроля, предоставленной ПАО «Совкомбанк» (вх. от 28.10.2019) оплата за переданный нерезиденту товар поступила частично в период с 23.12.2013 по 23.10.2017 на сумму 136958,00 долларов США в установленные контрактом сроки. Оплата в сумме 196694,00 долларов США не поступила.

В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, оплата в сумме 196694,00 долларов США должна поступить не позднее 09.01.2019.

Не исполнив обязанность в сроки, предусмотренные контрактом получения денежных средств в сумме 196694,00 долларов США (13194135,17 рублей по курсу валют ЦБ РФ на момент начала совершения административного пpавонаpушения – 10.01.2019, 1 долл. США = 67,0795 рублей на дату совершения правонарушения), причитающихся в соответствии с условиями контракта за переданные нерезиденту товары ООО «Ольвия» нарушило положения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Документы, подтверждающие действия, направленные на получение денежных средств за переданные товары в установленные контрактные сроки по состоянию на 26.02.2020 не представлены.

Доказательств, свидетельствующих о принятии мер, направленных на исполнение публично-правовой обязанности по зачислению в установленные сроки денежных средств, Обществом не представлено.

Конституционный Суд Российской Федерации указал применительно к таможенным правоотношениям, при исполнении субъектом этих правоотношений своих публично-правовых обязанностей на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении последним принятых обязательств любыми законными способами; при этом он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных в том числе с действиями (бездействием) контрагентов, что не исключает в дальнейшем возможность восстановления имущественных прав привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений путем предъявления иска к контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания.

Данная правовая позиция распространяется и на отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля, поскольку публично-правовые отношения, связанные с репатриацией иностранной валюты на территорию Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности, аналогичны публично-правовым таможенным отношениям, возникающим в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Дата и время совершения административного правонарушения - 00 часов 01 минута 10.01.2019.

Конституционный Суд Российской Федерации указал применительно к таможенным правоотношениям, при исполнении субъектом этих правоотношений своих публично-правовых обязанностей на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении последним принятых обязательств любыми законными способами; при этом он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных в том числе с действиями (бездействием) контрагентов, что не исключает в дальнейшем возможность восстановления имущественных прав привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений путем предъявления иска к контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания.

Данная правовая позиция распространяется и на отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля, поскольку публично-правовые отношения, связанные с репатриацией иностранной валюты на территорию Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности, аналогичны публично-правовым таможенным отношениям, возникающим в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

В силу статьи 25 Закона РФ резиденты, нарушившие положения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, неполучение ООО «Ольвия» денежных средств в сумме 196694,00 долларов США в сроки, предусмотренные контрактом является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.25 КоАП России.

12.03.2020 дело об административном правонарушении №10221000-367/2020 рассмотрено и вынесено постановление Пулковской таможни от 12.03.2020 по делу                                     об административном правонарушении №10221000-367/2020 о привлечении Общества к административной ответственности в соответствии с ч.4 ст.15.25 КоАП России.

Постановление Пулковской таможни от 12.03.2020 по делу                                     об административном правонарушении №10221000-367/2020 обжаловано Обществом в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дело №А56-26651/2020).

Судебными актами, принятыми по делу №А56-26651/2020, установлено наличие события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.25 КоАП России. Общество привлечено к административной ответственности, в связи с невыполнением в установленный срок обязанности по обеспечению получения денежных средств, причитающихся за переданный покупателю товар.

Установленные указанными судебными актами обстоятельства имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.

Предписание об устранении выявленных нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования от 23.03.2020 №10221000-П5/2020 вынесено в соответствии с Законом, Административным регламентом и на основании документов, имеющихся у Пулковской таможни как органа валютного контроля.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах требования Общества удовлетворению не подлежат.

Расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

            В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                            Терешенков А.Г.