ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-34251/2022 от 19.05.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

03 июня 2022 года Дело № А56-34251/2022

Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 03 июня 2022 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Устинкина О.Е.,

при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи помощником ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Общество с ограниченной ответственностью «А-Лекс»

заинтересованное лицо Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области

об оспаривании,

при участии

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: ФИО2 (по доверенности от 28.03.2022)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «А-Лекс» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области (далее – Комитет) от 15.03.2022 № 355 по делу об административном правонарушении.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления, в суд своего представителя не направил.

Комитет возражал против удовлетворения требований по мотивам, представленным в отзыве.

Суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившейся стороны.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя заинтересованного лица, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 27.09.2021 № ВД-126/2021 комитетом в период с 11.10.2021 по 22.10.2021 в связи с окончанием срока исполнения предписания №ВД-49/2021 от 24.05.2021 об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости, проведена внеплановая документарная проверка.

По результатам проверки составлен акт проверки №ВД-123/2021 от 22.10.2021, ООО «А-ЛЕКС» выдано предписание №ВД-82/2021 от 22.10.2021 об устранении нарушения законодательства об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно п. 1.1, 1.2 предписания №ВД-82/2021 от 22.10.2021 ООО «А-Леке» надлежало в срок до 24.01.2022 (решение комитета от 28.12.2021, исх. №05-9699/2021-0-2) устранить нарушение п. 4 ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 №214-ФЗ), для чего представить в комитет следующие документы: договоры участия в долевом строительстве, договоры уступки прав требования по данным договорам, реестр Договоров с указанием реквизитов Договора.

Согласно п. 1.3 предписания №ВД-82/2021 от 22.10.2021 надлежало также представить выписку по операциям на специальном расчетном счете №<***>, открытым в ПАО «Банк Санкт-Петербург» 28.09.2018, за проверяемый период, заверенную кредитной организацией.

Согласно п. 1.4 предписания №ВД-82/2021 от 22.10.2021 надлежало представить в комитет реестр дополнительных соглашений, заключенных с участниками долевого строительства ЖК «Янинский каскад - 5».

Согласно п. 1.5 предписания № ВД-82/2021 от 22.10.2021 надлежало представить в комитет справку о расходовании денежных средств, привлеченных по договорам участия в долевом строительстве, по форме согласно приложению 3 к Приказу №3 от 04.10.2010 (в ред. Приказов комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области от 04.04.2014 N 13, от 31.03.2020 N 4).

Согласно п. 1.6 предписания № ВД-82/2021 от 22.10.2021 надлежало представить в комитет договоры, заключенные с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на выполнение работ, связанных с реализацией проекта строительства, акты о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат, подтверждающие расходование денежных средств граждан -участников долевого строительства в размере 514 410 000, 00 руб., в том числе, указанные в разделе 8 акта проверки № ВД-71/2021 от «24» мая 2021 года.

Согласно п. 2 предписания № ВД-82/2021 от 22.10.2021 надлежало устранить нарушение требований ч. 8.2 ст. 8 Федерального закона от 01.07.2018 № 175-ФЗ, для чего прекратить проведение расчетов, связанных со строительством многоквартирного дома по счетам №40702810713800011339 в АО «Кредит Европа Банк (Россия)», №40702810570014354741, №40702810470010233050 в АО Коммерческий Банк «Модульбанк», Московский.

Согласно п. 3 предписания № ВД-82/2021 от 22.10.2021 надлежало расторгнуть договор займа с ООО «Рускаталан» (ИНН <***>), не допускать возврат денежных средств, привлеченных по договору займа с ООО «Рускаталан» за счет средств участников долевого строительства, привлеченных по договорам участия в долевом строительстве

Согласно п. 4 предписания № ВД-82/2021 от 22.10.2021 надлежало устранить нарушение п. 6 ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, для чего представить в комитет исправленную отчетность застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства за 4 квартал 2020 года, 1 квартал 2021 года, составленную в соответствии с требованиями Приказа Минстроя России от 12.10.2018 № 656/пр «Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства».

Согласно п. 5 предписания № ВД-82/2021 от 22.10.2021 надлежало устранить нарушение требований п.п. 9.1, 10, 11.2 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ путем внесения в проектную декларацию изменений, касающихся сведений о проекте строительства, их размещения в единой информационной системе жилищного строительства и направления через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в ч. 2 ст. 23 указанного Федерального закона, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации.

21.01.2021 застройщиком ООО «А-Леке» в комитет представлены документы во исполнение предписания № ВД-82/2021 от 22.10.2021, однако не в полном объеме, в частности, застройщиком не представлены документы, подтверждающие исполнение п. 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 2, 3, данного предписания, что и стало основания для возбуждения административного производства, предусмотренного ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.

По факту невыполнения в установленный срок указанного предписания в отношении Общества было вынесено постановление об административном правонарушении № 335.

Постановлением от 15.03.2021 № 335 Общество было привлечено к ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –КоАП РФ) с назначением административного штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив позиции сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Причины, по которым ООО «А-Леке» не представило указанные выше документы, были изложены в письме от 20.01.2022 №4 и приложены к документам во исполнение указанного предписания.

Договоры участия в долевом строительстве застройщик не представил в рамках исполнения предписания от 22.10.2021 №ВД-82/2021 в комитет по причине того, что данные физических лиц, указанные в договорах участия в долевом строительстве являются персональными данными и охраняются Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».

Общество ссылается на статью 7 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ, согласно которой, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Однако, контролирующий орган, к функциям которого относится региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства на территории Ленинградской области, в соответствии с п. 1.1 Положения о комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 22.02.2007 № 42, обязан истребовать в рамках исполнения предписания документы необходимые для достижения целей проверки.

Следует отметить, что в силу части 5 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ контролирующий орган вправе получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом с 01.07.2021 в соответствии с частями 4, 5 статьи 23.5 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ (в редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости регулируются положениями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 98 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ положения о видах регионального государственного контроля (надзора) подлежат утверждению до 1 января 2022 года. Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Ленинградской области на момент проведения проверки, находилось в стадии согласования.

До утверждения положений о видах контроля, но не позднее 1 января 2022 года применяется Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты. В соответствии положениями части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в настоящее время основанием для проведения внеплановой проверки является проверка исполнения ранее выданного предписания.

Приказом комитета от 04.10.2010 № 3 (в ред. приказа комитета от 29.06.2021 №10) установлен перечень сведений и(или) документов, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости, представляемых в орган, осуществляющий указанный государственный контроль (надзор), лицом, деятельность которого связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости.

Наделение законодателем контролирующего органа, названными функциями обусловлено, прежде всего, предметом регулирования Федеральный закон от 30.12.2004 №214-ФЗ, в частности, обеспечением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

Таким образом, сведения в п. 1.1, 1.2 предписания №ВД-82/2021 от 22.10.2021 необходимы для достижения целей проверки, указанных в распоряжении о проведении проверки от 27.09.2021 №ВД-126/2021 и на законных основаниях могут быть истребованы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства.

Согласно пояснениям ООО «А-Лекс» (письмо № 4 от 20.01.2022), запрашиваемые документы из п. 1.3 предписания №ВД-82/2021 от 22.10.2021, а именно выписка по операциям на специальном расчетном счете, будет представлена застройщиком в комитет дополнительно в связи с тем, что выписку надо оплатить в банке. Следует также отметить, что первоначальный срок исполнения указанного предписания 24.12.2021 на основании заявления застройщика был продлен до 20.01.2022. Однако застройщик в указанный период представить документы в полном объеме не смог, и до настоящего времени, указанные сведения представлены в комитет не были.

Из пояснений застройщика, так же следует, что документы во исполнение п. 1.5 предписания №ВД-82/2021 от 22.10.2021, а именно справка о расходовании денежных средств по договорам участия в долевом строительстве, может быть заменена на сводную накопительную ведомость проекта строительства (V раздел ежеквартальной отчетности застройщика). При этом, форма справки о расходовании денежных средств по договорам участия в долевом строительстве утверждена Приложением №2 к приказу комитета от 04.10.2010 №3, и не может быть изменена по желанию застройщика, о чем застройщик был уведомлен неоднократно.

Кроме того, причины по которым застройщик не представил документы во исполнение пп. 2, 3 предписания №ВД-82/2021 от 22.10.2021 не подкреплены документально, а значит, не могли быть приняты комитетом.

По результатам проверки (акт проверки №ВД-123/2021 от 22.10.2021) контролирующий орган пришел к выводу о невозможности проведения анализа расходования денежных средств граждан - участников долевого строительства, в связи с тем, что застройщиком ООО «А-Лекс» снова не представлены документы, подтверждающие использование (расходование) денежных средств граждан участников долевого строительства в размере 459 542 939,08 руб. (из суммы привлеченных денежных средств в размере 514 410 000, 00 руб., сумма подтвержденных расходов - 54 867 060,92 руб.).

Также по результатам проверок сделан вывод, что из привлеченных денежных средств в размере 514 410 000,00 руб. затраты на строительство объекта составляют 440 945 997,57 руб., сведения об остатках денежных средств в размере 73 464 002,43 руб. застройщиком не представлены, на спецсчете застройщика указанная сумма отсутствует.

В связи с повторным непредставлением ООО «А-ЛЕКС» бухгалтерской (финансовой), договорной и технической документации в объеме, необходимом для определения размера привлеченных и потраченных денежных средств, направленных на строительство объектов ЖК «Янинский каскад-5», у контролирующего органа отсутствует возможность сделать полноценные выводы о соблюдении застройщиком обязательных требований, установленных ст. 18 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, о причинах нарушения сроков завершения строительства и передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства.

Комитет в своем отзыве также пояснил, что до настоящего времени, ЖК «Янинский каскад-5», расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Заневское сельское поселение, <...> уч. № 1, не введен в эксплуатацию, объект не передан участникам долевого строительства.

Степень готовности объекта - 75%. Строительство объекта осуществляется медленными темпами, источники финансирования завершения строительства объективно отсутствуют. Срок передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства нарушен на 32 месяца, относительно первоначального срока передачи, установленного договорами участия в долевом строительстве, 30.09.2019.

Рассматривается вопрос о включении указанного объекта в Единый реестр проблемных объектов.

Все вышеуказанные обстоятельства, привели к невыполнению в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, и образовали состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.

Данное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов, которым закреплены гарантии защиты прав, законных интересов и имущества граждан - участников долевого строительство.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 09.07.2013 N 2423/13, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела об оспаривании постановления об административном правонарушении, выразившемся в невыполнении в установленный срок предписания, является установление законности предписания, неисполнение которого вменялось организации. От установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии события административного правонарушения.

Материалами дела подтверждается, что в установленный срок предписание исполнено не было.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Совершение Обществом вменяемого правонарушения подтверждается материалами административного дела, в том числе актом проверки, предписанием, протоколом об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, невыполнение законного предписания административного органа в установленный в нем срок, правомерно квалифицировано Комитетом по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ. Доказательств обратного Обществом в материалы дела не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований действующего законодательства в материалы дела не представлено.

Доказательств невозможности соблюдения Обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем признает, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

Размер административного штрафа определен в пределах санкции, установленной частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.

Вместе с тем суд считает возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер назначенного Обществу административного штрафа исходя из следующего.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Назначенный заявителю административный штраф, по мнению суда, не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, несопоставимо с характером административного правонарушения и наступившими последствиями, в связи с чем считает возможным снизить сумму штрафа до 100 000 рублей.

Наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

В удовлетворении остальной части заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 207, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Изменить постановление Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области от 15 марта 2021 года №355 о назначении административного наказания, в части размера административного штрафа, уменьшив его размер до 100 000 руб.

В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья Устинкина О.Е.