ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-34263/05 от 25.10.2005 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

“28”  октября  2005 г.                                                                     Дело №А56-34263/2005

                                                            Резолютивная  часть  решения  объявлена 25.10.2005 г.

                                                           Решение  изготовлено  в  полном  объеме  28.10.2005  г.

                      Арбитражный суд  г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи              Королевой Т.В.

рассмотрев заявление    ОАО  «АТП-18»

к    Комитету  по  природопользованию, охране  окружающей  среды и  обеспечению  экологической  безопасности  Санкт-Петербурга

о   признании  незаконным  Постановления

при  участии

от  заявителя:  адвоката  Лебедева М.В.  (дов. от 20.12.2004 г.)

от  ответчика: юриста  Матвеевой  Т.В.  (дов. от 13.07.2005 г.), юр. отд. Даниловой Л.А.  (дов. №  02-3494/0500  от  09.09.2005 г.), нач. отд. опер. Конт.  Громыко  М.О.  (дов. от 18.10.2005 г.)

установил:

Заявитель  ОАО  «АТП -18»  (далее  Общество)   обратился  в  суд  с  заявлением  о  признании незаконным и  отмене  Постановления Комитета  по  природопользованию, охране  окружающей  среды и  обеспечению  экологической  безопасности  Санкт-Петербурга (далее  Комитет)   от  28.07.2005 г.  № 001-2005/П-142-347.

           Общество считает  Постановление  незаконным, т.к. оно  нарушает  его  законные  права, принято  без  учета  доводов  Общества,  в  отсутствие  представителя  Общества  с  многочисленными  нарушениями  требований  КоАП  РФ.

             При этом  Общество  ссылается  как  на  отсутствие  вины, так  и  отсутствие  факта  правонарушения, поскольку  Общество  не   осуществляет  эксплуатацию  объектов, оказывающих  негативное  воздействие  на  окружающую  среду, не  ведет  деятельность  в  области  обращения  с  отходами.

           Представители  Комитета  считают  требование  Общества  необоснованным,  а  Постановление  законным, мотивированным  и  соответствующим  всем  требованиям  КоАП  РФ.

           Комитет  представил  отзыв  и  фотографии, документы, касающиеся  подвижного  состава  как  у  ОАО  «АТП-18», так  и  у  ЗАО  «АТП-18» и  просил  приобщить  их  к  материалам  дела.

           Ходатайство  было  удовлетворено,  указанные  документы  приобщены  к  материалам  дела.

         Выслушав  доводы  обеих  сторон  и  рассмотрев  материалы   дела, суд  находит  требования  Общества   обоснованными  и  подлежащими  удовлетворению, а  оспариваемое  Постановление  отмене   по  следующим  основаниям.

           В  соответствии  с  п. 4 ст. 210  Арбитражного процессуального кодекса РФ  по  делам  об  оспаривании  решений  административных  органов  о  привлечении  к  административной  ответственности  обязанность  доказывания  обстоятельств, послуживших  основанием  для   привлечения   к  административной  ответственности, возлагается  на  административный  орган, принявший  оспариваемое  решение.

           Согласно п. 2 ст. 1.5 КоАП РФ  лицо, в  отношении  которого  ведется  производство  по  делу  об  административном  правонарушении, считается  невиновным, пока  его  вина  не  будет  доказана  в  порядке, предусмотренном  КоАП  РФ.

Таким образом, лицо может быть привлечено к административной ответственности только по правилам, установленным КоАП РФ и не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 2.1 КоАП  РФ  административным  правонарушением  признается  противоправное, виновное  действие  (бездействие) лица.

Из  содержания  оспариваемого  Постановления  Комитета  от 28.07.2005 г.  № 001-2005/П-142-347 (407)  невозможно  установить  каким  образом  Комитет   установил  вину именно   Общества  ОАО  «АТП-18», а  не   ЗАО  «АТП-18»,  в  какой  форме  допущена  вина  (умысла  или  неосторожности)  и  в  чем  она  выражена.

Представители  Комитета  дали  ответы  на  все  вопросы  в  судебном  заседании  в  своих  объяснениях,  между  тем,  в   соответствии  со  ст. ст. 67 и 68  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации объяснения  ответственных  представителей  сторон  не  являются  допустимыми  доказательствами.

Оспариваемое  Постановление  не  содержит  сведений  о  вине  ОАО  «АТП-18»,  форме  вины.Постановление  фиксирует  несоблюдение  экологических   требований  Общества  при   обращении  с  отходами  производства  и  потребления:

Захламление  территории  ..  когда  оно  произошло  неизвестно, если 22.07.2005 г., то  нечетко  выражено  в   чем  заключено  захламление  территории, если  было   захламление  ранее, то  надо  было  определить  когда  именно, с  тем, чтобы  определить  начальный  момент  течения 2-х  месячного  срока, установленного  КоАП  РФ  для  привлечения  к  административной  ответственности.

Постановлением  Обществу  вменена  организация  автостоянки, когда   организована  автостоянка  (нарушение)  также   неизвестно.

Из  акта  следует, что  время  совершения  правонарушения  22.07.2005 г., однако  из  Постановления  нельзя  сделать  вывод  о  том  по каким  признакам  Комитет  установил  эту  дату, т.к.    в  Протоколе  от 22.07.2005 г.  указано, время  нарушения – июль 2005 г.  Между  тем, КоАП  РФ  обязывает  административный  орган  указать  дату  совершения  правонарушения, поскольку 2-месячный  срок  привлечения  к  административной  ответственности  начинается  не  со  дня  обнаружения  правонарушения, а  с  даты  его  совершения  (ст. 4.5 КоАП  РФ).

Сведения   Постановления  не  соответствуют  сведениям, содержащимся  в  Протоколе, откуда   появилась  дата 22.07.2005 г.  непонятно  и  никоим  образом  не  объясняется      в  самом  тексте  Постановления.

В  соответствии  со  ст. 25.1  КоАП  РФ  дело  об  административном   правонарушении  рассматривается  с  участием  лица, в  отношении  которого  ведется  производство  по  делу  с  тем, чтобы  обеспечить защиту  его  прав  и  интересов, выслушать  и  обсудить  его  доводы  и  возражения.

Основной  принцип  КоАП  РФ  был  нарушен  Комитетом – Общество  было  лишено  возможности  защитить  свои  права.

Из  содержания  Полстановления невозможно  установить  приглашался  ли  представитель Общества   для  рассмотрения  административного  дела, участвовал  ли  представитель  Общества  в  рассмотрении  административного  дела, какие  были  даны  объяснения  и   возражения,  если  представитель   участвовал  и  доводы  Комитета  о  причинах  невозможности  учесть  их  при  вынесении  Постановления.

В  Постановлении  не  отмечено  также  рассматривался  ли  Комитетом  вопрос  о  наличии  смягчающих  обстоятельств  при  назначении  административного  наказания .

Отмеченные  судом  нарушения  Комитета  в  оформлении  Постановления  об  административном   правонарушении  лишают  Постановление  доказательной  силы,  доводы  Комитета  о  принятии  мотивированного  Постановления  опровергаются  самим  текстом  Постановления    с  учетом  требований  общей  части  КоАП  РФ  и  отмеченных  выше.

Дефекты  Постановления  носят  невосполнимый  характер, а  объяснения  представителей  сторон, как  и  фотографии  представленные  в  заседание  суда  и  справки  о  наличии  подвижного  состава  Общества  не  могут  являться  допустимыми  доказательствами  по  делу.

           Руководствуясь статьями 208-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. ст. 1.5, 2.1, 2.2, 25.1, 29.10  КоАП  РФ  арбитражный суд

РЕШИЛ:

           Признать  незаконным  и  отменить  Постановление  Комитета  по  природопользованию, охране  окружающей  среды и  обеспечению  экологической  безопасности  Санкт-Петербургаот  28.07.2005 г.  № 001-2005/П-142-347 (407)  о  привлечении  ОАО  «АТП № 18»  к  административной  ответственности  по  признакам ст. ст. 8.1, 8.2 КоАП  РФ  с  назначением административного  наказания   в  размере 5.000 руб.           

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в тринадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение 10  дней  со дня принятия решения.

Судья                                                                                                  Т.В. Королева