ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-35417/12 от 28.08.2012 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

31 августа 2012 года Дело № А56-35417/2012

Резолютивная часть решения объявлена 28 августа 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 31 августа 2012 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Галкиной Т.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сабировым Э.Р.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: ООО «Онегин-Консалтинг»

заинтересованное лицо: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Санкт-Петербургу

о признании незаконным бездействия

при участии

от заявителя – Юркова Т.С., доверенность от 11.10.2011

от заинтересованного лица – Котова Ю.А., доверенность №72-07-06/697 от 11.03.2012

установил:

ООО «Онегин-Консалтинг» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Санкт-Петербургу №72-07-09/550 от 24.02.2012 об отказе в предоставлении запрошенной информации и бездействия административного органа, выразившегося в не предоставлении и не раскрытии информации о текущей деятельности Управления, в том числе, информации об актах проверок (плановых и внеплановых), о составляемых протоколах в отношении юридических лиц, информации о результатах рассмотрений и вынесенных постановлениях в отношении юридических лиц, а также просило обязать территориальное управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем размещения в установленные сроки на официальном сайте госоргана актуальной, на дату размещения информации об актах проверок, составляемых протоколах в отношении юридических лиц, информации о результатах рассмотрения и вынесенных постановлениях в отношении юридических лиц, содержащей наименовании, ИНН организации, статьи КоАП РФ, даты протоколов и постановлений.

Ответчик заявленные требования не признал, поскольку общество правомерно привлечено к административной ответственности.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее:

Письмом от 25.01.2012 ООО «Онегин-Консалтинг» обратилось в ТУ Росфиннадзора по Санкт-Петербургу с запросом о предоставлении и раскрытии на официальном сайте государственного органа информации о рассматриваемых протоколах, о результатах рассмотрений протоколов и вынесенных постановлениях в отношении юридических лиц за период с ноября 2011 года по дату направления запроса с указанием их ИНН, а также с просьбой указать полные ссылки на официальный сайт для доступа к этой информации.

Письмом №72-07-09/550 от 24.02.2012 ТУ Росфиннадзора по Санкт-Петербургу отказало в предоставлении указанной информации.

Заявитель посчитал отказ административного органа незаконным и обратился в арбитражный суд.

Требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ «Об информации») информация представляет собой сведения независимо от формы предоставления.

Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - ФЗ «Об обеспечении доступа к информации») информация представляет собой сведения (в том числе зафиксированные на материальном носителе с реквизитами документированная информация), которые либо создаются самими государственными органами, либо поступают в соответствующие государственные органы и организации. К таким сведениям также относятся нормативно-правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности государственного органа и иная информация о деятельности указанных государственных органов. Таким образом, понятие информации в ФЗ «Об обеспечении доступа к информации» сформулировано предельно широко. Вместе с тем довод Заявителя о том, что государственный орган обязан предоставлять всю имеющуюся у него информацию, является ошибочным и основан на неправильном толковании законодательства.

В соответствии с ч.1 ст.2 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации» действие данного закона распространяется на отношения по обеспечению доступа пользователей информацией о деятельности государственных органов.

В своем заявлении о признании незаконными бездействия ООО «Онегин-Консалтинг» просит обязать Территориальное Управление предоставить и раскрыть на официальном сайте Территориального Управления информацию «за период с ноября 2011 года по дату направления запроса» (то есть 25.01.2012) о рассмотренных в отношении юридических лиц протоколах и вынесенных постановлениях с указанием «наименования, ИНН/ОГРН организации, статьи Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), по которой общества привлекаются к административной ответственности, даты рассмотрения протоколов или вынесения постановлений, сумме вмененных штрафных санкций».

Согласно заявлению ООО «Онегин-Консалтинг» указанная информация необходима Заявителю для осуществления им предпринимательской деятельности. Таким образом, целью обращения ООО «Онегин-Консалтинг» с запросом в Территориальное Управление и с заявлением в суд о признании незаконным бездействия Территориального Управления является не получение информации о деятельности Территориального Управления, а получение информации о юридических лицах, в отношении которых осуществляется производство по административным делам, для использования полученных сведений в предпринимательской деятельности ООО «Онегин-Консалтинг».

Вместе с тем в ст. 13 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации» содержится указание на информацию, подлежащую раскрытию на официальном сайте государственного органа. Согласно ст. 14 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации» перечень информации о деятельности государственного органа, которая должна быть размещена в сети «Интернет», утверждается Постановлением Правительства Российской Федерации.

Во исполнение указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24.11.2009 N 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» (вместе с «Требованиями к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Правительства Российской Федерации в сети Интернет»). Таким образом, в соответствии с ч.3 ст. 13 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации» обязанность по обеспечению доступа к информации о деятельности государственного органа считается надлежаще исполненной в случае раскрытия информации в объеме, определенном указанным перечнем.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 размещению на сайте подлежит следующая информация о контрольно- надзорных мероприятиях: план проведения проверок на соответствующий календарный год, информационные и аналитические материалы о деятельности федерального органа исполнительной власти, в том числе о проводимых мероприятиях государственного контроля, информация о результатах плановых и внеплановых проверок, проведенных государственным органом. Указанная информация содержится на сайте Территориального Управления, что подтверждается надлежащим образом заверенными копиями соответствующих страниц сайта.

Заявитель просит суд обязать Территориальное Управление разместить на официальном сайте в сети «Интернет» информацию о рассмотренных в отношении юридических лиц протоколах и вынесенных постановлениях. Вместе с тем в соответствии с требованиями, изложенными в Постановлении Правительства РФ от 24.11.2009 № 953, размещению на сайте подлежит информация о результатах проверок.

Как отмечает Заявитель, результатом проверки является акт проверки. В обоснование своей позиции Заявитель ссылается на ч.1 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - ФЗ «О защите прав юридических лиц»). Вместе с тем в соответствии с ч.3.1. ст.1 ФЗ «О защите прав юридических лиц» положения указанного закона не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и в сфере валютного контроля.

Согласно ст.268 Бюджетного кодекса РФ, п. 5.1.1. Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 (далее – Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов.

Согласно ч. 1, 2 ст.23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле», п.5.1.2. Положения о Федеральной службе финансово- бюджетного надзора Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений. Подпунктом 5.14.1. Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Минфина РФ от 11.07.2005 N 89н (далее - Положение о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора), аналогичное право предоставлено территориальным органам Федеральной службы финансово- бюджетного надзора, в частности, право проводить в установленном порядке ревизии и проверки.

В соответствии с п.91 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного Приказом Минфина РФ от 04.09.2007 N 75н, п. 108 Административного регламента Федеральной службы финансово- бюджетного надзора по исполнению государственной функции органа валютного контроля, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.11.2007 N98н, результаты проверки оформляются актом.

В соответствии с п.26 Перечня о деятельности федеральных органов власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.2009 № 953, на сайте размещаются не результаты проверок (то есть акты), а информация о результатах проверок.

Таким образом, Территориальное Управление обязано размещать на официальном сайте в сети «Интернет» только информацию, предусмотренную вышеуказанным перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.11.2009 № 953, то есть информацию о результатах проверок, а не о рассмотренных протоколах и вынесенных постановлениях по делам об административных правонарушениях.

В заявлении о признании незаконным бездействия ООО «Онегин-Консалтинг» фактически просит не предоставить информацию, а провести аналитическую работу по систематизации рассмотренных протоколов и постановлений с указанием данных о субъектах, привлеченных к административной ответственности, при этом, указанные данные предполагается использовать в предпринимательской деятельности Заявителя.

Согласно ч.3 ст.20 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации» государственный орган вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если такая информация размещена в сети «Интернет». На сайте Территориального Управления содержится информация о планируемых, проведенных и текущих проверках в финансово-бюджетной сфере и в сфере валютного законодательства в достаточном объеме (объект проверки, вид, выявленные нарушения и дата окончания проверки).

В ответ на запросы Заявителя в соответствии с ч.3 ст. 19 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации» Территориальное Управление неоднократно указывало на то, что вся необходимая информация в пределах обязательного перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.2009 № 953, раскрыта на официальном сайте Территориального Управления.

В соответствии с ч.2 ст.24 Конституции РФ органы государственной власти, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Суд считает, что ни в запросах, направленных ООО «Онегин- Консалтинг» в адрес Территориального Управления, ни в заявлении о признании незаконным бездействия Территориального Управления, Заявитель не обосновал, каким образом отсутствие на официальном сайте Территориального Управления в сети «Интернет» сведений об иных юридических лицах (не заявителе), привлеченных к административной ответственности, нарушает права и законные интересы Заявителя в предпринимательской сфере.

В соответствии сч.1 ст.5 ФЗ «Об информации» информация может быть объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация о деятельности государственных органов является объектом публичных отношений.

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 08.12.2011 N 1624-0-0 принятие ФЗ «Об обеспечении доступа к информации» направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества. Вместе с тем, данные о субъектах, привлеченных Территориальным Управлением к административной ответственности, в запрашиваемом Заявителем объеме (наименование, ИНН, номер и дата постановления и т.д.) следует квалифицировать в качестве информации как объекта гражданских отношений.

Таким образом, ссылки на ФЗ «Об обеспечении доступа к информации» в данном случае несостоятельны, так как указанный закон принят в целях реализации концепции открытости деятельности государственных органов, а не в целях оказания государственными органами услуг по предоставлению сведений для использования в предпринимательской деятельности Заявителя.

С учетом вышеизложенного отказ в предоставлении информации о привлекаемых к административной ответственности юридических лицах с целью использования данной информации в предпринимательской деятельности Заявителя не нарушает его права и законные интересы, поскольку в соответствии с абз.3 ч.1 ст.2 Гражданского кодекса РФ предпринимательская деятельность - это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Таким образом, сбор и систематизацию данных о юридических лицах для использования в предпринимательской деятельности Заявителю следует осуществлять самостоятельно.

Кроме того, ссылка Заявителя на то, что отказ в предоставлении Территориальным Управлением информации по запросу ООО «Онегин-Консалтинг» нарушает ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»), является ошибочной, поскольку ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы.

Заявитель направлял запросы в Территориальное Управление и обратился в суд не как физическое лицо, а как законный представитель юридического лица. Положения ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» не распространяются на обращения юридических лиц.

На основании изложенного, решение Территориального Управления об отказе в предоставлении запрашиваемой Обществом информации является правомерным, а действиях Территориального Управления отсутствует бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Отказать в удовлетворении требований ООО «Онегин-Консалтинг» о признании незаконным решения Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Санкт-Петербургу №72-07-09/550 от 24.02.2012 об отказе в предоставлении запрошенной информации и бездействия административного органа, выразившегося в не предоставлении и не раскрытии информации о текущей деятельности Территориального Управления, в том числе, информации об актах проверок (плановых и внеплановых), о составляемых протоколах в отношении юридических лиц, информации о результатах рассмотрений и вынесенных постановлениях в отношении юридических лиц, а также обязании территориального управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем размещения в установленные сроки на официальном сайте госоргана актуальной, на дату размещения информации об актах проверок, составляемых протоколах в отношении юридических лиц, информации о результатах рассмотрения и вынесенных постановлениях в отношении юридических лиц, содержащей наименовании, ИНН организации, статьи КоАП РФ, даты протоколов и постановлений.

2. Расходы по госпошлине в сумме 2000 рублей оставить на заявителе.

3. Взыскать с ООО «Онегин-Консалтинг» в доход ФБ РФ госпошлину в сумме 2000 рублей.

4. Выдать исполнительный лист.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Т.В. Галкина