ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-3583/13 от 24.04.2013 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

29 апреля 2013 года Дело № А56-3583/2013

Резолютивная часть решения объявлена 24 апреля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
 судьи Варениковой А.О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Борченко П.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» (адрес: 196600, Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское ш., 2, ОГРН: 1027808999239);

заинтересованное лицо: Комитет по управлению городским имуществом (адрес: 191060, Санкт-Петербург, Смольный подъезд № 6, ОГРН: 1027809244561);

о признании незаконным распоряжения от 04.12.2012 №164-р

при участии

- от заявителя: не явился, извещен, заявление о рассмотрении дела в его отсутствие;

- от ответчика: Светлова Е.Н. (доверенность от 21.12.2012 №36446-42)

установил:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Комитета по управлению городским имуществом (далее - заинтересованное лицо, Комитет) от 04.12.2012 №164-р.

Истец, извещенный о месте и времени проведения судебного заседания по всем известным суду адресам, направил в суд заявление от 09.04.2013 о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.

В судебном заседании представитель Комитета против удовлетворения заявления возражал по основаниям, изложенным в письменной позиции.

Заслушав пояснения представителя Комитета, рассмотрев представленные доказательства, суд установил следующее.

Заявителю на праве оперативного управления из земель федеральной собственности был предоставлен земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, город Пушкин, земли СПГУА, участок 4.1, кадастровый номер 78:42:18414:5, площадью 2 661 961 кв.м. По решению Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства от 28.06.2010 №18 собственником земельного участка принято о передаче земельного участка, ориентировочной площадью 1 008 104 кв.м, который может быть образован из названного земельного участка, и передачи его для комплексного освоения в целях строительства малоэтажного жилья.

На основании данного решения был сформирован земельный участок площадью 1 008 963 кв.м с кадастровым номером 78:42:18414:27.

Распоряжением Комитета от 04.12.2012 №164-р право оперативного управления Учреждения на земельный участок с кадастровым номером 78:42:18414:27 прекращено.

Учреждение, полагая, что распоряжение вынесено Комитетом за пределами срока, в течение которого такой ненормативный акт мог быть принят, просит признать распоряжение недействительным, как принятое с нарушением предоставленных полномочий.

Суд не находит оснований для удовлетворения заявления ввиду следующего.

Статьей 11 Федерального закона от 24.07.2008 №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее – Закон №161-ФЗ) предусмотрено, что подготовка предложений об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, для жилищного строительства, для размещения объектов, предназначенных для производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и иного развития территорий (далее - предложения об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества), осуществляется Фондом на основании перечней находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества, направляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Фонд (далее - перечни земельных участков), и иных сведений о находящихся в федеральной собственности земельных участках, иных объектах недвижимого имущества. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют подготовку перечней земельных участков, в том числе с учетом обращений, указанных в части 3 данной статьи. Форма перечня земельных участков и состав прилагаемых к нему документов утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Решение об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности для целей жилищного строительства принимается по предложениям Фонда межведомственным коллегиальным органом. При этом согласно пункту 10 статьи 12 Закона №161-ФЗ решение о создании, порядке работы и составе межведомственного коллегиального органа принимается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2008№632 утверждено Положение о Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 названного Постановления основной задачей Комиссии является принятие в соответствии с Федеральным законом решений об использовании находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе с расположенными на них и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества (далее - земельные участки, иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности), а также решений о целесообразности передачи неэффективно используемых земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных в пользование федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, государственным академиям наук и подведомственным им организациям (в том числе с расположенными на таких земельных участках и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества), в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Как следует из материалов дела, решением такой Комиссии от 28.06.2010 №18 признано необходимым часть переданного Учреждению в оперативное управление земельного участка ориентировочной площадью 1 008 104 кв.м. передать для комплексного освоения в целях строительства малоэтажного жилья.

Заявитель указывает, что Комитету полномочия по распоряжению земельным участком были переданы на один год с даты принятия решения Комиссией, на что прямо указано в подпункте 2 пункта 1 статьи 13 Закона №161-ФЗ. Однако фактически Комитет распорядился земельным участком 04.12.2012, то есть за пределами предоставленного ему срока, что свидетельствует о незаконности принятого распоряжения.

Действительно, подпунктом 2 пункта 1 статьи 13 Закона №161-ФЗ в редакции Федерального закона от 18.07.2011 №214-ФЗ установлено, что Российская Федерация на срок один год в целях жилищного строительства и полтора года в целях создания и размещения объектов, предусмотренных пунктом 7.1 настоящей части, с даты принятия межведомственным коллегиальным органом решения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 12 названого Федерального закона, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление ряда полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых принято указанное решение межведомственного коллегиального органа, в том числе принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, которые предоставлены организациям, и изъятии объектов недвижимого имущества, другого имущества, которые закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за организациями.

Однако, в предыдущей редакции, действовавшей на момент вынесения решения Комиссией в отношении спорного земельного участка, срок полномочий, передаваемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации для реализации решений межведомственных комиссий, составлял три года.

Следовательно, поскольку в Федеральном законе от 18.07.2011 №214-ФЗ, внесшем изменения в статью 13 Закона №161-ФЗ не установлено иное, срок полномочий, на который Комитету было предоставлено право распоряжения земельными участками по решению Комиссии от 28.06.2010, составлял три года. Распоряжение Комитета по решению Комиссии принято 04.12.2012, то есть в пределах установленного срока.

Какие-либо иные основания для признания распоряжения недействительным заявителем не указаны.

Принимая во внимание изложенное, следует признать, что оспариваемый ненормативный акт вынесен Комитетом в пределах его полномочий, нарушения норм законодательств при его вынесении судом не установлено.

Руководствуясь статьями 197, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Отказать в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья Вареникова А.О.