ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-35851/11 от 03.11.2011 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

03 ноября 2011 года Дело № А56-35851/2011

Резолютивная часть решения объявлена 03 ноября 2011 года. Полный текст решения изготовлен 03 ноября 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Саргин А.Н.  ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой А.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ООО " Старт"

заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России №8 по Санкт-Петербургу

о признании недействительными Требования № 1488 от 26.05.2008 и Решения № 5618 от 16.06.2008

при участии

от заявителя ФИО1 (доверенность от 20.07.2011)

от ответчика ФИО2 (доверенность от 02.11.2011)

ФИО3 (доверенность от 07.09.2011)

установил:

Заявление подано (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 АПК РФ) о признании недействительными Требования Межрайонной ИФНС России №8 по Санкт-Петербургу № 1488 от 26.05.2008 и Решения той же Инспекции № 5618 от 16.06.2008, обязании ответчика возвратить заявителю на расчетный счет незаконно взысканные денежные средства в размере 13 716 703,29 руб. с начислением процентов по ставке рефинансирования Центрального Банка РФ со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Ответчик заявленных требований не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:

Оспариваемое Требование выставлено ООО " Старт" на уплату недоимки, пени и штрафа в общей сумме 13 716 703,29 руб. В связи с неисполнением Требования в установленный срок налоговым органом вынесено Решение № 5618 от 16.06.2008 о взыскании налогов и штрафов в общей сумме 13 039 298 руб. за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. Списание указанной суммы произведено по инкассовым поручениям от 16.06.2008 № 9801, 9200.

Ответчик считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат. Заявителем пропущен срок для обжалования оспариваемых актов без уважительных причин, оспариваемые акты приняты, а инкассовые поручения выставлены до государственной регистрации принятого решения о ликвидации, своевременно (с 11.02.2008) общество о принятом решении о ликвидации инспекцию не уведомило. Требование в части начисления процентов также необоснованно, поскольку заявление о возврате излишне взысканного налога обществом не подавалось.

Суд приходит к следующим выводам:

Ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного трехмесячного срока на подачу заявления об оспаривании вышеуказанных актов судом удовлетворено на основании ст.ст. 117, 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также положений Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, ратифицированной Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ, которой запрещен отказ в правосудии, а также закреплено положение, дающее возможность заинтересованному лицу добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия. В качестве причин пропуска заявителем указаны некачественное выполнение своих обязанностей председателем ликвидационной комиссии и неполучение обществом оспариваемых Требования и Решения (о которых ему стало известно в апреле 2011).

Доказательств направления и получения обществом оспариваемых актов ответчиком не представлено с указанием на уничтожение соответствующих реестров в связи с истечением сроков их хранения.

Единственным участником ООО "Старт" (ИНН <***>, ОГРН <***>) принято решение № 2 от 11.02.2008 о ликвидации общества. Для осуществления ликвидационных мероприятий создана ликвидационная комиссия, председателем которой избран ФИО4

Запись в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации юридического лица внесена МИФНС России №15 по Санкт-Петербургу 18.06.2008. Публикация сообщения о ликвидации произведена 27.08.2008.

Судебная практика, на которую ссылается заявитель, не содержит однозначного вывода о том, что процедура ликвидации может считаться начатой только после регистрации в ЕГРЮЛ. Из нее следует, в частности, что должно быть доказано совершение действий по ликвидации в соответствии со статьями 62, 63 ГК РФ (Определение ВС РФ от 11.07.2008 № 10-В08-2).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-1925/2011 от 16.06.2011 ООО "Старт" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, конкурсным управляющим утвержден ФИО5.

В данном решении указано, что судом установлено наличие принятого решения ООО "Старт" о ликвидации юридического лица (№2 от 11.02.2008).

О ликвидации общества налоговые органы были уведомлены 10.06.2008 (уведомление по форме 15001), т.е. до вынесения оспариваемого Решения № 5618 и списания в бесспорном порядке спорной суммы, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 151-162) в которой также указано и о представлении документа о формировании ликвидационной комиссии, датированного 11.02.2008. Фактическое списание спорных сумм налога, пени и штрафа произведено налоговым органом 18.06.2008 (л.д. 166).

Из содержания п.62 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 усматривается, что основанием для начала процедуры ликвидации в рассматриваемом случае можно также считать и образование ликвидационной комиссии.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что на момент вынесения оспариваемых актов заявитель находился в процедуре ликвидации. При этом нарушений налогового законодательства при выставлении Требования № 1488 ответчиком допущено не было, поскольку на момент его выставления налоговый орган о нахождении общества в процедуре ликвидации уведомлен не был (до 10.06.2008).

Статьей 49 Кодекса предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, согласно которому обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.

Порядок ликвидации юридического лица определен в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (пункт 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (пункт 3 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

В соответствии с пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь.

Согласно пунктам 2 и 5 названной статьи требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Приведенные положения статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.

Следовательно, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов), поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства, влечет за собой нарушение прав ликвидируемого юридического лица, нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика. Таким образом, спорная сумма взыскана ответчиком необоснованно.

Ссылку налогового органа на рассмотрения требования общества о возврате 13 039 298,80 руб. с начислением процентов в рамках дела № А56-23528/2011 (оспаривалось также Решение № 358 от 24.04.2008) суд находит не влияющей на рассмотрение данного спора, поскольку в нем указанное требование было заявлено по иным основаниям (в удовлетворении было отказано).

В части позиции ответчика об отсутствии оснований для начисления процентов суд приходит к выводу, что при подаче заявления о возврате в суд в порядке п.3 ст.79 НК РФ отсутствие заявления о возврате не влияет на обязанность начисления процентов в соответствии с п.5 ст.79 НК РФ. Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС СКО от 22.03.2001 по делу № А53-13714/2010.

С учетом изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению частично.

Заявителю предоставлялась отсрочка от уплаты госпошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать недействительным Решение Межрайонной ИФНС России №8 по Санкт-Петербургу № 5618 от 16.06.2008.

Обязать Межрайонную ИФНС России №8 по Санкт-Петербургу возвратить ООО "Старт" на расчетный счет незаконно взысканные денежные средства в размере 13 716 703,29 руб. с начислением процентов по ставке рефинансирования Центрального Банка РФ со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Саргин А.Н.