Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
02 июля 2019 года Дело № А56-35915/2019
Резолютивная часть решения объявлена июня 2019 года . Полный текст решения изготовлен июля 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Черняковской М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Телешовой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель общество с ограниченной ответственностью "ИНСТАНТ ИНВЕСТ"
заинтересованное лицо Северо-Западное главное управление Центрального Банка Российской Федерации
о признании незаконным постановления от 01.03.2019 № 19-2335/3110-1
при участии
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 20.03.2019)
от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 03.09.2018)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Инстант Инвест» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Управление) о назначении административного наказания от 01.03.2019 № 19-2335/3110-1.
Определением от 04.04.2019 заявление принято к производству и назначено к рассмотрению на 22.05.2019.
Протокольными определениями от 22.05.2019 и 24.05.2019 рассмотрение дела откладывалось для представления дополнительных доказательств по делу и пояснений.
В настоящее судебное заседание возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.
Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.
В судебном заседании представитель Управления настаивал на позиции, изложенной в отзыве, представитель Общества поддержала доводы заявления.
Как следует из материалов дела, Общество является профессиональным участником рынка ценных бумаг (далее - профессиональный участник), осуществляющим деятельность на основании лицензии на осуществление брокерской деятельности № 040-13188-100000, лицензии на осуществление дилерской деятельности № 040-13194-010000 и лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 040-13199-001000, выданных ФСФР России 06.07.2010.
В соответствии с положениями статьи 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», пункта 6 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон № 39-ФЗ) Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за профессиональными участниками и вправе проводить проверки их деятельности, направлять обязательные для исполнения предписания, а также применять предусмотренные федеральными законами иные меры.
Волго-Вятским главным управлением Центрального банка Российской Федерации в рамках проведения надзорных мероприятий по оценке организации системы управления рисками Общества установлено следующее.
В соответствии с документами, представленными Обществом в ответ на запрос Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 10.10.2018 № Т4-26-7/31477, мониторинг и оценка рисков профессионального участника осуществляется в Обществе на основании «Реестра рисков профессионального участника рынка ценных бумаг» (далее - Реестр рисков), а также «Плана мероприятий системы управления рисками с 01.07.2018 по 31.12.2018» (далее - План мероприятий СУР), утвержденных приказом генерального директора Общества № 1/30/06 от.30.06.2018.
В Реестре рисков Обществом отмечены следующие виды рисков: значимые -операционный риск и правовой риск; незначимые - рыночный и кредитный риски, риск ликвидности, кастодиальный и коммерческий риски. При этом указанным рискам в Реестре рисков присвоены номера в хронологической последовательности от 1 до 7.
Вместе с тем, в План мероприятий СУР Обществом включены мероприятия исключительно в отношении операционного и правового рисков. Мероприятия в отношении других рисков, включенных в Реестр рисков Общества, в Плане мероприятий СУР отсутствуют.
Кроме того, поскольку Указание № 4501-У вступило в силу 28.06.2018, внутренние документы Общества по организации системы управления рисками, предусмотренные указанным нормативным актом, должны были быть утверждены Обществом к указанной дате.
Таким образом, отсутствие в Плане мероприятий СУР мероприятий по снижению или исключению всех рисков, включенных в Реестр рисков, а также отсутствие в Обществе по состоянию на дату вступления в силу Указания № 4501-У (28.06.2018) утвержденных внутренних документов по организации системы управления рисками профессионального участника, свидетельствует о нарушении Обществом требований законодательства, установленных к деятельности профессионального участника.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении № ТУ-40-ЮЛ-19-23 35 и составлении протокола от 15.02.2019.
Постановлением от 01.03.2019 № 19-2335/3110-1 Общество привлечено к административной ответственности по части 12 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг, депозитарием, клиринговой организацией, лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда при осуществлении ими соответствующих видов деятельности установленных законодательством требований к этим видам деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 11 настоящей статьи, статьями 13.25, 15.18 - 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.30 и 19.7.3 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 10.1-1 Закона № 39-ФЗ профессиональный участник обязан организовать систему управления рисками, связанными с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и с осуществлением операций с собственным имуществом, которая должна соответствовать характеру совершаемых операций профессионального участника и содержать систему мониторинга рисков, обеспечивающую своевременное доведение необходимой информации до сведения органов управления профессионального участника.
Требования к организации профессиональными участниками системы управления рисками установлены Указанием Банка России от 21.08.2017 № 4501-У «О требованиях к организации профессиональным участником рынка ценных бумаг системы управления рисками, связанными с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и с осуществлением операций с собственным имуществом, в зависимости от вида деятельности и характера совершаемых операций» (далее - Указание № 4501 -У).
В соответствии с пунктом 2.2.2 Указания № 4501-У профессиональный участник в рамках выявления рисков профессионального участника должен обеспечить, в том числе, внесение выявленных рисков профессионального участника и результатов их оценки во внутренний документ профессионального участника (далее - реестр рисков). При этом в отношении рисков, не признанных профессиональным участником значимыми, внесение таких рисков в реестр рисков осуществляется по решению должностного лица (руководителя отдельного структурного подразделения), ответственного за организацию системы управления рисками.
Согласно абзацу 2 пункта 2.4.3 Указания № 4501-У профессиональный участник должен обеспечить в отношении рисков профессионального участника, включенных в реестр рисков, разработку внутреннего (внутренних) документа (документов), содержащего (содержащих) перечень мероприятий по снижению этих рисков или их исключению (далее - план мероприятий).
Как следует из материалов административного дела, в нарушение указанных положений Обществом в План мероприятий СУР включены мероприятия исключительно в отношении операционного и правового рисков. Мероприятия в отношении других рисков, включенных в Реестр рисков Общества, в Плане мероприятий СУР отсутствуют.
Кроме того, внутренние документы Общества по организации системы управления рисками, предусмотренные указанным нормативным актом, не были утверждены своевременно, то есть к 28.06.2018.
В заявлении Общество указывает, что все внутренние документы по организации системы управления рисками, предусмотренные Указанием № 4501-У, были утверждены Обществом 25.06.2018, то есть до даты вступления в силу Указания № 4501-У (до 28.06.2018).
Между тем, согласно документам, представленным Обществом в ответ на запрос Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 10.10.2018 № Т4-26-7/31477 (письмом Общества № 01/221018 от 22.10.2018), Приказом генерального директора Общества № 1/25/06 от 25.06.2019 утверждены следующие документы: регламент по управлению рисками, должностная инструкция риск-менеджера, а также должностные инструкции заместителя генерального директора и руководителя службы внутреннего контроля Общества в новых редакциях. При этом Реестр рисков и План мероприятий СУР утверждены приказом генерального директора № 1/30/06 от 30.06.2018, то есть позднее 28.06.2018. Оценивая критически возражения Общества в указанной части суд отмечает, что данный довод был заявлен только при обжаловании постановления в судебном порядке, при этом в ходе административного расследования и при составлении протокола об административном правонарушении представитель Общества данные обстоятельства не указал.
Учитывая то, что Указанием № 4501-У не предусмотрены отдельные сроки для утверждения вышеуказанных внутренних документов, а также то, что Обществом ни в Управление, ни суду не представлены доказательств опровергающих то, что по состоянию на дату вступления в силу Указания № 4501-У (28.06.2018) в Обществе отсутствовали Реестр рисков и План мероприятий СУР, заявленный Обществом довод является несостоятельным.
Выражая несогласие с постановлением, Общество также полагает, что отсутствие в Плане мероприятий СУР мероприятий в отношении рисков, не признанных Обществом значимыми, соответствует требованиям Указания № 4501-У в силу того, что указанные риски у Обществаотсутствовали и фактических мероприятий в отношении указанных рисков Общество осуществлять не предполагало.
Вместе с тем пунктом 2.2.2 Указания № 4501-У установлено, что профессиональный участник вносит в реестр рисков выявленные риски и результаты их оценки. При этом в отношении рисков, не признанных профессиональным участником значимыми, внесение таких рисков в реестр рисков осуществляется по решению должностного лица (руководителя отдельного структурного подразделения), ответственного за организацию системы управления рисками.
Абзацем 2 пункта 2.4.3 Указания № 4501-У установлено императивное требование о том, что профессиональный участник должен обеспечить в отношении всех рисков, включенных в реестр рисков, разработку внутреннего (внутренних) документа (документов), содержащего (содержащих) план мероприятий по их снижению или исключению.
Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам и представленным письмом Общества № 01/221018 от 22.10.2018 документам, План мероприятий СУР не содержал мероприятий в отношении всех рисков, включенных Обществом в Реестр рисков. Указанное обстоятельство Обществом в заявлении о признании постановления незаконным не оспаривается. При этом в соответствии с ответом Общества (письмо Общества от 28.11.2018 № 281118) на предписание Банка России от 19.11.2018 № Т4-26-7/35729, Общество откорректировало Реестр рисков таким образом, чтобы в нем содержались только те риски, в отношении которых Планом мероприятий СУР содержались мероприятия по их снижению или исключению. Изложенное позволило Банку России признать допущенное Обществом нарушение Указания № 4501-У устраненным.
При таких обстоятельствах, Управлением сделан правомерный и обоснованный вывод о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии заинтересованным лицом необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства в области государственного регулирования рынка ценных бумаг, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заинтересованного лица во вмененном ему правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности не установлено. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд отклоняет доводы Общества о наличии оснований для признания вменяемого правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности. Следовательно, применение положений данной статьи является не обязанностью, а правом суда.
В соответствии с пунктом 18 постановления № 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Кроме того, в пункте 18.1 постановления № 10 дополнительно указано, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям совершенного Обществом нарушения заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Общество не представило доказательств существования исключительных обстоятельств, позволяющих расценивать совершенное им правонарушение в качестве малозначительного.
Суд, принимает во внимание длительный период совершения правонарушения и тот факт, что допущенное Обществом нарушение требований пункта 2.4.3 Указания № 4501-У, выразившееся в отсутствии в Плане мероприятий СУР сведений о мероприятиях по снижению или исключению всех рисков, включенных Обществом в Реестр рисков, было устранено Обществом только после получения предписания Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 19.11.2018 № Т4-26-7/35729.
Кроме того, Обществом ранее совершалось однородное административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ (постановление № ТУ-40-ЮЛ-18-18365/3120-1 от 17.01.2019).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что противоправное поведение Общества обусловлено пренебрежительным отношением Общества к выполнению требований законодательства Российской Федерации, и, как следствие, о том, что оно сопряжено с существенной угрозой охраняемым общественным отношениям.
Следовательно, суд не усматривает исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение отсутствуют, поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности за однородное административное правонарушение.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Управление, при вынесении постановления от 01.03.2019 и назначении административного наказания в размере ½ минимального штрафа, предусмотренного санкцией части 12 статьи 15.29 КоАП РФ (150 000 руб.), правомерно приняло во внимание наличие обстоятельств, отягчающих вину: повторное совершение Обществом однородного административного правонарушения, на что имеется ссылка в постановлении, а также смягчающих – заявитель является субъектом малого предпринимательства.
По мнению суда, указанное наказание согласуется с принципами юридической ответственности (статьи 3.1 и 4.1 КоАП) и соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения.
При данных обстоятельствах, основания для удовлетворения заявления и признания незаконным оспариваемого постановления, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия Решения.
Судья Черняковская М.С.