_
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
04 июня 2021 года. Дело № А56-35916/2020
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2021 года .
Полный текст решения изготовлен июня 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Золотаревой Я.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,
истец: закрытое акционерное общество Ленинградский областной специализированный научно-реставрационный и проектно-строительный трест "Трест "Леноблреставрация" (адрес: 190020, <...>, лит.А, пом.2, 11-Н, ОГРН: <***>, дата регистрации: 26.11.1999, ИНН: <***>);
ответчик: публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства» (адрес: 127051, г.Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Тверской, ул.Садовая-Самотёчная, д.10, стр.1; ОГРН: <***>, дата регистрации: 01.02.2021, ИНН: <***>)
о признании недействительным решения об отказе от исполнения государственного контракта,
при участии:
от истца – ФИО2, доверенность от 23.12.2020, удостоверение адвоката,
от ответчика – ФИО3, доверенность от 04.02.2021, паспорт,
установил:
Закрытое акционерное общество Ленинградский областной специализированный научно-реставрационный и проектно-строительный трест «Трест «Леноблреставрация» (далее – истец, подрядчик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о признании недействительным решения федерального государственного казённого учреждения «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» (адрес: 190000, <...>, лит.А, пом.13-Н, ОГРН: <***>, дата регистрации: 28.02.2003, ИНН: <***>; далее – ответчик, заказчик, ФГКУ «СЗД») от 02.04.2020 № 816 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 17.07.2019 № 18/19-ОРАН на выполнение работ по объекту: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Петергоф». Архитектурно-ландшафтный комплекс «Ораниенбаум» (реконструкция объектов музея), г.Санкт-Петербург. Этап 2. Реконструкция мелиоративной системы, гидросооруженией и системы водоотведения от зданий (далее – контракт).
В судебном заседании, состоявшемся 06.10.2020, судом приняты к рассмотрению уточненные исковые требования, где истец просит признать недействительной сделку заказчика по одностороннему отказу от исполнения контракта, выраженную в уведомлении от 02.04.2020 № 816; в принятии к рассмотрению требований о взыскании с ответчика упущенной выгоды отказано по основаниям, установленным статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), пункта 1 которой истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. В рассматриваемом заявлении истец изменил как предмет иска (требование о взыскании упущенной выгоды, первоначально не заявлявшееся истцом), так и основания иска, заявив о необходимости получения дополнительных доказательств в его обоснование. Такие действия не предусмотрены арбитражным процессуальным законодательством.
В судебном заседании 26.01.2021 судом в порядке, установленном частью 4 статьи 124 АПК РФ, принята информация об изменении с 19.10.2020 полного и сокращенного наименования ответчика на федеральное государственное казённое учреждение «Северо-Западная дирекция по строительству объектов культуры» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; сокращенное наименование – ФГКУ «СЗДС объектов культуры» Минстроя России, подтвержденная данными единого государственного реестра юридических лиц (государственный регистрационный номер записи 2207804777233).
Суд также не усмотрел оснований для удовлетворения ходатайства истца об объединении настоящего дела в одно производство с делом № А56-98836/2020 для совместного рассмотрения, поскольку по данным картотеки дел арбитражных судов определением от 25.12.2020 исковое заявление по делу № А56-98836/2020 возвращено истцу и такое дело в производстве арбитражного суда отсутствует.
Определением от 02.03.2021 ответчик заменен процессуальным правопреемником – публично-правовой компанией «Единый заказчик в сфере строительства» в связи с реорганизацией ответчика.
Истец поддержал исковые требования, представив дополнительные письменные объяснения и документы, подтверждающие добросовестность действий истца и неисполнение встречных обязательств заказчиком.
Ответчик против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, в котором он, не оспаривая довод истца о непредставлении проектной и рабочей документации по контракту, а также о том, что проектная документация нуждалась в корректировке, указал на то, что подрядчику как участнику закупки уже на этапе подачи заявки на участие в конкурсе была представлена вся информация и документация, необходимая для исполнения государственного контракта (в электронном виде, путем размещения на сайте www.zakupki.gov.ru), в связи с чем контракт должен быть исполнен на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой победителя закупки, а условиями контракта не установлена обязанность заказчика предоставить какую-либо иную документацию, помимо опубликованной при проведении конкурса на заключение государственного контракта.
После объявлявшегося 06 апреля 2021 года перерыва судебное заседание продолжено 13 апреля 2021 года.
Исследовав материалы дела, заслушав и оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
По итогам конкурса с ограниченным участием в электронной форме на предмет соответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и конкурсной документации (протокол подведения итогов конкурса от 27.06.2019 № 0345100000919000018-КОУ-3) истец признан победителем конкурса.
На основании результатов проведения названного конкурса между ФГКУ «СЗД» (заказчиком) и истцом (подрядчиком) 17.07.2019 заключен контракт, по условиям которого заказчик поручил, а подрядчик принял на себя обязательства на выполнение работ по объекту по объекту: «Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Петергоф». Архитектурно-ландшафтный комплекс «Ораниенбаум» (реконструкция объектов музея), г.Санкт-Петербург. Этап 2. Реконструкция мелиоративной системы, гидросооруженией и системы водоотведения от зданий (далее – работы, объект), которые выполняются на основании лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 18.07.2013 № МКРФ (приложение № 1) в соответствии с заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, а также письменного разрешения на проведение работ, указанных в пункте 1.1 контракта, выданного органом охраны объектов культурного наследия и проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Работы по контракту выполняются в соответствии с техническим заданием (приложение № 2), календарным планом (приложение № 3) и графиком выполнения работ (приложение № 5), являющимися его неотъемлемыми частями (пункт 1.4 контракта). Согласно пункту 1.5 контракта содержание, этапы и сроки выполнения работ определяются в соответствии с согласованным сторонами календарным планом (приложение № 3) и графиком выполнения работ (приложение № 5).
Место выполнения работ: Санкт-Петербург, <...>.
Цена контракта, определенная в пункте 2.1, составляет 386 940 660 рублей, НДС не облагается на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 части II Налогового кодекса Российской Федерации; цена до окончания действия контракта остаётся твердой и не подлежит изменению, за исключением случаев, установленных Законом № 44-ФЗ и иным действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 19 технического задания (приложение № 2 к контракту) и календарным планом (приложение № 3 к контракту) установлены сроки выполнения работ: начало – с даты заключения контракта, окончание – 25.11.2019.
График выполнения работ (приложение № 5 к контракту) предусматривает выполнение работ согласно проекту в периоды с 15.07.2019 по 25.11.2019.
В соответствии с пунктом 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (статья 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Отношения сторон по контракту регулируются положениями Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
По акту от 12.08.2019, составленному представителями заказчика, подрядчика и пользователя (федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей-заповедник «Петергоф», далее – пользователь), объект передан подрядчику для выполнения работ по реконструкции мелиоративной системы, гидросооружений и системы водоотведения от зданий в границах в соответствии с приложением №1 к акту «Схема передаваемой территории».
Истцом 22.08.2019 получено разрешение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее – КГИОП) № 01-53-1908/19-0-1 на проведение работ, предусмотренных контрактом, выданное на срок до 31.12.2020. Названное разрешение содержит сведения о проведении работ в соответствии с документацией, согласованной в период с 12.11.2009 по 04.07.2014, разработанной ООО «Научно-производственное объединение «Ранд»; авторский надзор осуществляет федеральное автономное учреждение «РосКапСтрой» (далее – ФАУ «РосКапСтрой») на основании государственного контракта от 05.08.2019 № 18/19-ОРАН-АН, под научным руководством эксперта центра сохранения объектов культурного наследия ФИО4 по тому же государственному контракту; о руководителе проекта со стороны истца ФИО5, под техническим надзором руководителя проекта ФИО6 со стороны заказчика.
В письме от 13.09.2019 № 194/19 истец проинформировал заказчика о готовности приступить к производству работ по части объектов, указанных в контракте.
Пунктом 3.17 контракта установлено, что при выполнении работ подрядчик обязан выполнять требования контракта, документации к нему и действующих нормативных документов технической документации, в том числе Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), Федерального закона об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ, СНиП, ГОСТ, НПБ, МДС, в том числе МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», СанПиН, РД, СНиП и иные документы, не носящие императивный характер, применяются в части, не противоречащей положениям контракта.
На основании пункта 4.1.3 контракта заказчик обязан, наряду с обязанностями, установленными пунктами 4.1.1 и 4.1.2, исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 48 ГрК РФ строительство объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией, содержащей материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющей архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Подпункт 3 пункта 16 технического задания (приложение № 2 к контракту) обязывает подрядчика разработать проект производства работ, согласовать его с заказчиком, пользователем и органом охраны и авторским надзором.
В соответствии с пунктом 5.4 СП 48.13330.2011 «Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 № 781, действовавших в период выполнения работ по контракту (далее – СП 48.13330.2011), проектная и рабочая документация передается в двух экземплярах на электронном и бумажном носителях и должна быть принята к производству работ застройщиком (техническим заказчиком) с подписью ответственного лица путем простановки штампа на каждом листе. Состав и содержание разделов проектной документации (включая проект организации строительства), передаваемой лицу, осуществляющему строительство, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Передаваемая проектная документация должна содержать заверение проектировщика о том, что эта документация разработана в соответствии с заданием на проектирование и требованиями Закона N 384-ФЗ.
Подрядчик, осуществляющий строительство, перед началом выполнения работ на объекте получает от застройщика (технического заказчика) проектную и рабочую документацию на весь объект или его часть, на определенные виды работ или разовый объем работ (пункт 5.6 СНиП 12-01-2004).
Согласно пункту 4 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий, разрабатывается для реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, и не может ей противоречить.
Письмом от 05.08.2019 № 134/19 истец обратился к заказчику с просьбой представить утвержденную проектную и рабочую документацию на все этапы работ в двух экземплярах на электронном и бумажном носителях с подписью ответственного лица путем простановки штампа «В производство работ» на титульных листах в указанных истцом томах.
В соответствии с пунктом 5.7.6 СП 48.13330.2011 исходными материалами для разработки проектов производства работ являются:
- задание на разработку, выдаваемое строительной организацией как заказчиком проекта производства работ, с обоснованием необходимости разработки его на здание (сооружение) в целом, его часть или вид работ и с указанием сроков разработки;
- проект организации строительства;
- необходимая рабочая документация;
- условия поставки конструкций, готовых изделий, материалов и оборудования, использования строительных машин и транспортных средств, обеспечения рабочими кадрами строителей по основным профессиям, применения бригадного подряда на выполнение работ, производственно-технологической комплектации и перевозки строительных грузов, а в необходимых случаях также условия организации строительства и выполнения работ вахтовым методом;
- материалы и результаты технического обследования действующих предприятий, зданий и сооружений при их реконструкции, а также требования к выполнению строительных, монтажных и специальных строительных работ в условиях действующего производства.
Согласно пункту 6.1 «МДС 12-81.2007. Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства и проекта производства работ» исходными материалами для разработки проекта производства работ являются: проект организации строительства; рабочие чертежи на строительство здания или сооружения. Проект производства работ составляется по рабочим чертежам на основе проекта организации строительства (пункт 4.1 МДС 12-81.2007).
Проекты организации строительства являются неотъемлемой и составной частью проектной документации; проекты организации строительства являются обязательным документом для застройщика (заказчика), подрядных организаций, а также организаций, осуществляющих финансирование и материально-техническое обеспечение (пункт 5.7.1 СП 48.13330.2011).
Доказательства того, что надлежащая проектная, рабочая документация, а также проект организации строительства, истребованный подрядчиком в письме от 27.09.2019 № 214/19, были переданы подрядчику заказчиком, в материалах дела отсутствуют. Согласно титульным листам переданной документации срок согласования документации истек 2014 году.
Заказчиком также не предоставлена подрядчику исполнительная документация по выполненным ранее работам по объекту, равно как и сведения о фактических объемах и стоимости выполненных работ, а также ведомость объемов работ и сметная документация, что является нарушением требований подпунктам 12 и 13 пункта 7 и пункта 13 Технического задания (приложение № 2 к контракту).
В нарушение требований пункта 4.3.28 контракта заказчик потребовал предоставить вместо проекта производства работ несколько проектов производства работ на отдельные части объекта (на устройство строительного городка, очистку донных отложений Нижнего (Дворцового) пруда, воссоздание Сухого (Малого) пруда, устройство набивных дорожек вдоль Восточного флигеля Большого Меншиковского дворца, а также вдоль Береговой аллеи (Южной дороги).
Тем не менее, письмом от 27.09.2019 № 216/19 истец направил заказчику для рассмотрения и согласования локальные сметы и проекты производства работ на отдельные, согласованные с заказчиком, части объекта.
Письмом от 04.02.2020 № 285 заказчик в нарушение условий технического задания отказался согласовать проект производства работ, сообщив, что ознакомлен с ним, но потребовал согласовать их с пользователем (федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Петергоф»). Письмом от 27.03.2020 № 869/67-09 пользователь отказался согласовывать проект производства работ, потребовав письменного уведомления от заказчика.
На основании пункта 1 статьи 716 ГК РФ при обнаружении обстоятельств, которые создают невозможность завершения работы в срок, подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу.
Пунктом 1 статьи 719 ГК РФ установлено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 ГК РФ).
Письмом от 27.11.2019 № 315/19, полученным заказчиком 28.11.2019, подрядчик известил заказчика о том, что приостанавливает работы в связи с наличием многочисленных противоречий между проектной документацией и фактическим положением элементов объекта, о которых подрядчик в период с 28.08.2019 по 21.11.2019 извещал заказчика и организацию, осуществляющую авторский надзор, отсутствием утвержденной заказчиком корректировки проектной документации по контракту, в том числе по предложениям подрядчика, дальнейшее продолжение работ угрожает годности или прочности объекта и создает невозможность их завершения в срок.
После того, как работы были приостановлены подрядчиком, сторонами заключено дополнительное соглашение от 05.12.2019 № 2 к контракту, которым продлены сроки выполнения работ по контракту до 30.03.2020, а также утвержден в новой редакции график выполнения работ.
Пунктом 1 графика выполнения работ по контракту (в редакции дополнительного соглашения от 05.12.2019 № 2 к контракту) предусмотрено выполнение в период с 15.07.2019 по 31.12.2019 работ по корректировке проекта производства работ в соответствии с актуализированной авторским надзором редакцией проектной документации.
Доказательства выполнения актуализированной редакции проектной документации в материалах дела отсутствуют.
В письме от 13.02.2020 № 01-05/204 ФАУ «РосКапСтрой», осуществлявшее авторский надзор, сообщило заказчику, что основанием для производства работ является, в том числе, научно-проектная документация по реставрации и приспособлению объектов, стадия «РД», разработанная НПО «Ранд», а в нарушение условий государственных контрактов, заключенных на авторский надзор, не была предоставлена документация в объеме, соответствующем требованиям контракта, и являющаяся основанием для производства работ; в письме от 14.11.2019 № 01-05/1415, адресованном заказчику, ФАУ «РосКапСтрой» указывало на необходимость корректировки проектно-сметной документации, а в письме от 22.11.2019 № 01-05/1441 сформулировало вопросы, связанные с несоответствиями проектных решений требованиям действующего законодательства и требующих значительных его корректировок в связи с выполнением проектных решений на геодезической подоснове 2004 года, тогда как по требованию пункта 6.2.1.1 ГОСТ Р 55935-213 «Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия – произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства» актуальный срок годности подосновы составляет до трех лет включительно; отмечены значительные отличия между фактическим состоянием и проектами реставрации Нижнего каскада, Петровского моста, Руинного моста, Нижнего моста на р.Караста и сооружений водосброса из пруда ФИО8, реставрации моста через Восточный овраг, а также воссоздания прудов ФИО7 и ФИО8, в том числе указывалось на видимость следов недавних ремонтно-реставрационных работ, которые не завершены и не законсервированы, а также следы деформации конструкций.
Намереваясь добросовестно исполнять обязательства по контракту, подрядчик предпринял все зависящие от него меры для выполнения работ. Работы выполнялись под надзором заказчика и представителей КГИОП.
Пунктом 3.19 контракта на подрядчика возложена обязанность с момента начала работ и до их завершения вести журналы производства работ на русском языке в соответствии с формами, утвержденными постановлениями Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а, от 11.11.1999 № 100, приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 № 7; каждая запись в журналах подписывается подрядчиком.
В общем журнале работ, пронумерованном, сброшюрованном и скрепленном печатью заказчика, содержатся сведения о начале работ 22.08.2019 и об их ведении до 19.11.2019, после чего записи продолжены в период с 03.02.2020 по 13.02.2020: имеются записи о запрете въезда и выезда строительной техники (имеющейся в списках) пользователем и о том, что рабочих 13.02.2020 не пустили на площадку.
В соответствии с пунктом 8 Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства РД-11-05-2007, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 № 7 (далее – РД-11-05-2007), разделы общего журнала работ ведутся уполномоченными на ведение такого журнала представителями застройщика или заказчика, лица, осуществляющего строительство, органа государственного строительного надзора и иных лиц путем заполнения его граф. Записи в общий журнал вносятся с даты начала выполнения работ по строительству до даты фактического окончания выполнения работ по строительству.
Согласно пункту 9 РД-11-05-2007 записи в общий журнал работ вносятся в текстовой форме и подписываются соответствующими представителями лиц, указанных в подпунктах 8.1 - 8.7 пункта 8 РД-11-05-2007. Представленный истцом общий журнал работ на втором листе содержит данные об уполномоченных представителях заказчика и авторского надзора.
Согласно пункту 8.4 РД-11-05-2007 все данные о выявленных строительным контролем недостатках при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также сведения об устранении указанных недостатков включаются в раздел № 4.
Общий журнал работ по контракту не содержит сведений о выявлении недостатков в работах истца.
Представителями сторон контракта с участием пользователя подписывались акты от 30.09.2019 промежуточного освидетельствования скрытых работ и от 03.10.2019 освидетельствования закрепления на местности проектных границ работ по устройству набивных дорожек; для освидетельствования выполненных работ представители заказчика, приглашенные на объект 24.10.2019 письмом от 22.11.2019, 11.11.2019 письмом от 05.11.2019, 14.02.2020 письмом от 12.02.2020 не явились.
Протоколом совещания по вопросу выполнения работ по контракту на авторский надзор от 30.01.2020 № 1/20-ОРАН подтверждено, что ко времени проведения встречи работы по расчету стоимости проектно-изыскательских работ (изменение проектной документации), проект технического задания, подлежащий передаче заказчику, не выполнен, срок исполнения установлен до 10.02.2020.
Письмом от 17.02.2020 №398/67-09 пользователь потребовал от заказчика остановить работы. Работники подрядчика на объект не допускались, техника не выпускалась, что отражено в общем журнале работ истца.
Письмом от 20.02.2020 № 442 заказчик сообщил подрядчику, что полагает невозможным дальнейшее выполнение работ на объекте силами подрядчика, предложив последнему осуществить вывоз мусора и имущества с территории объекта. Подрядчик согласился с расторжением контракта на определенных условиях (письмо от 21.02.2020 № 56/20). Подрядчик направил заказчику отчетную и исполнительную документацию по выполненным работам (письмо от 18.03.2020 № 88/20), на которую заказчик 20.03.2020 передал замечания. Подрядчик 25.03.2020 и 27.03.2020 направил заказчику доработанную исполнительную документацию и пояснения по вопросам заказчика. При этом письмом от 20.03.2020 № 737 заказчик направил подрядчику подписанное соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон.
Уведомлением от 02.04.2020 № 816 заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта, указав, что в ходе осуществления заказчиком надзора за ходом выполнения работ и приемки выполненных подрядчиком работ были выявлены многочисленные нарушения условий контракта, касающиеся качества и видов выполненных работ, а также порядка выполнения работ, в связи с чем заказчиком направлялись претензии с требованием устранить выявленные нарушения условий контракта: от 01.10.2019 № 2772, от 28.10.2019 № 3069, от 06.11.2019 № 3144, от 08.11.2019 № 3190, от 20.11.2019 № 3305, от 28.11.2019 № 3425, от 09.01.2020 № 11, от 20.02.2020 № 442, от 21.02.2020 № 468, от 04.03.2020 № 5784; «принимая во внимание существенное нарушение подрядчиком условий контракта, а также невозможность выполнить работы качественно и в согласованные сторонами сроки, государственный заказчик принял вынужденное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта».
При рассмотрении Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу дела № РНП-78-577/20 о рассмотрении сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков решением от 27.04.2020 установлено, что согласно информации, размещенной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в разделе «Информация об исполнении (расторжении) контракта», контракт расторгнут заказчиком 15.04.2020.
Согласно пункту 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (часть 2 статьи 450.1 ГК РФ).
В силу пункта 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Подпунктом 12.3 контракта установлено, что он может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Законом № 44-ФЗ, по основаниям предусмотренным подпунктами 12,4, 12.5 контракта.
Согласно пункту 12.4 контракта заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт в случае нарушения существенных условий контракта подрядчиком (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
При этом согласно пункту 12.5 контракта нарушение существенных условий контракта подрядчиком предполагается в следующих случаях:
12.5.1. при некачественном выполнении работ (полостью или частично);
12.5.2. при наличии в результатах работ существенного неустранимого недостатка, или недостатка, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, либо других подобных недостатков;
12.5.3. в случае использования материалов и (или) товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени;
12.5.4. в случае нарушения более чем на 10 (десять) дней сроков выполнения работ, согласованных в календарном плане (приложение № 3) и (или) графике выполнения работ (приложение № 5);
12.5.4.1. в случае неоднократного (более 2-х случаев) нарушения сроков выполнения работ, согласованных в календарном плане (приложение № 3) и (или) графике выполнения работ (приложение № 5);
12.5.5. в случае нарушения более чем на 10 (десять) дней подрядчиком сроков устранения недостатков выполненных работ, установленных в акте с перечнем выявленных недостатков, либо в письменном требовании государственного заказчика;
12.5.5.1. в случае неоднократного (более 2-х случаев) нарушения установленных в акте с перечнем выявленных недостатковсроков устранения таких недостатков;
12.5.6. установление факта предоставления недостоверной банковской гарантии и (или) выполнения работ без соответствующего обеспечения;
12.5.7. в случае, если подрядчик не приступает своевременно к выполнению работ, или выполняет работы настолько медленно, что окончание их выполнения к сроку, установленному настоящим Контрактом, становится явно невозможным;
12.5.8. установление факта проведения ликвидации подрядчика – юридического лица, либо при наличии решения арбитражного суда о признании подрядчика несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении него конкурсного производства;
12.5.9. в случае неподачи подрядчиком заявления на получение разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения от государственного заказчика оформленных документов авторского и технического надзора.
По смыслу статьи 153 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора как действие юридического лица, направленное на прекращение гражданских прав и обязанностей, признается сделкой.
В силу пункта 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», если односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к их совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не влекут юридических последствий, на которые они были направлены.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 14 того же постановления, при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
В рассматриваемом случае у ответчика не имелось оснований для отказа от контракта.
На все претензии, указанные в оспариваемом уведомлении, подрядчиком даны ответы, подтверждающие необоснованность указанных претензий (от 05.12.2019 № 320/19, от 21.02.2020 № 56/20, от 10.03.2020 № 74/20).
При этом необходимо отметить, что ни одно из перечисленных в уведомлении писем заказчика не содержало конкретных указаний на недостатки выполненных подрядчиком работ и на конкретные нарушения требований по качеству и правилам проведения работ.
Таким образом, устранение указанных нарушений подрядчиком было невозможно, что препятствовало применению положений пункта 14 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, согласно которому заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Пунктом 1 статьи 750 ГК РФ предусмотрено, что если при выполнении строительства и связанных с ним работ обнаруживаются препятствия к надлежащему исполнению договора строительного подряда, каждая из сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий.
Подрядчик и организация, осуществлявшая авторский надзор, извещали заказчика об имеющихся препятствиях для исполнения контракта, тогда как заказчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ о распределении обязанностей по доказыванию не представлены документы в подтверждения принятия мер для устранения обстоятельств, препятствующих проведению работ по контракту.
Согласно части 1 и 2 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
В соответствии с пунктом 7 технического задания (приложение № 2 к контракту) основанием для производства работ являются, в том числе, научно-проектная документация по реставрации и приспособлению объектов, стадия «РД», разработанная НПО «Ранд», ведомость объемов работ, сметная документация. Таким образом, из совместного толкования условий контракта и названных положений гражданского законодательства следует, что у заказчика имеется обязанность передать подрядчику техническую документацию на производство работ не позднее даты начала работ, то есть с момента заключения контракта 17.07.2019. Свои обязательства по передаче технической документации заказчик не выполнил.
Судом также принято во внимание, что решением от 27.04.2020 по делу № РНП-78-577/20 комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу решила сведения, представленные заказчиком в отношении подрядчика, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Пунктом 3 статьи 405 ГК РФ установлено, что должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Просрочка заказчика в передаче документации, необходимой для ведения работ, привела к нарушению срока выполнения работ подрядчиком.
При указанных обстоятельствах суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ в состав судебных расходов входит государственная пошлина.
Платежным поручением от 24.04.2020 № 169 истцом уплачена государственная пошлина в размере 6000 рублей. В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат возмещению истцу ответчиком.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным уведомление государственного казённого учреждения «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» от 02.04.2020 № 816 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 17.07.2019 № 18/19-ОРАН на выполнение работ по объекту: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «государственный музей-заповедник «Петергоф». Архитектурно-ландшафтный комплекс «Ораниенбаум» (реконструкция объектов музея), г.Санкт-Петербург. Этап 2. Реконструкция мелиоративной системы, гидросооруженией и системы водоотведения от зданий.
Взыскать с публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» в пользу закрытого акционерного общества Ленинградский областной специализированный научно-реставрационный и проектно-строительный трест «Трест «Леноблреставрация» судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Золотарева Я.В.