ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-36021/15 от 23.07.2015 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

30 июля 2015 года                                                                Дело № А56-36021/2015

Резолютивная часть решения объявлена   июля 2015 года .

Полный текст решения изготовлен   июля 2015 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Воробьевой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Гусаровой А.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная компания "Офицерское Село" (адрес: 198096, Санкт-Петербург, ул. Кронштадтская, д.3, к.2, лит. А, пом. 3, ОГРН:  <***>; ИНН: <***>)

заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (адрес: 191311, Санкт-Петербург, Ул. Смольного, д.3, ОГРН: <***>; ИНН: <***>)

третье лицо: Администрация муниципального образования Виллозское сельское поселение Ломоносовского муниципального района

о признании незаконным отказа, обязании

при участии

- от заявителя: ФИО1 – доверенность от 15.12.2014,

- от заинтересованного лица: ФИО2 – доверенность от 31.12.2014,

- от третьего лица: не явился (уведомлен)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная компания "Офицерское Село" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее – Росреестр) об отказе в государственной регистрации от 10.03.2015 № 21/010/2015-860, а также об обязании Росреестра изменить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, МО «Виллозское сельское поселение», АОЗТ «Стройлес», квартал 14, кадастровый номер 47:14:0624012:93, с «для индивидуального строительства» на «для размещения малоэтажных жилых домов до 3-х этажей включительно, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктуры», а также внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Виллозское сельское поселение Ломоносовского муниципального района (далее – Администрация).

15.07.2015 в суд от Росреестра поступил отзыв с приложением документов для приобщения к материалам дела, согласно которому Росреестр против удовлетворения иска возражал.

В судебном заседании Общество заявленные требования поддержало в полном объеме.

Росреестр в судебном заседании против удовлетворения требований Общества возражал по основаниям, изложенным в отзыве, представил суду документы для приобщения к материалам дела.

Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, возражений по иску суду не представила.

Определением суда от 04.06.2015 стороны были извещены, что при наличии условий, указанных в ч. 1 ст. 137 АПК РФ, и отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, 23.07.2015 подготовка дела к судебному разбирательству будет завершена, дело будет рассмотрено в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции. Возражений не поступило, суд признал дело подготовленным, определил завершить подготовку дела к судебному разбирательству, и рассмотрел дело в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

Согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ спор рассмотрен по существу в отсутствие Администрации.

Исследовав материалы настоящего дела, оценив собранные по делу доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, а также заслушав пояснения сторон, арбитражный суд установил следующее.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.07.2012 серии 47 АВ № 066033 Общество является собственником земельного участка площадью 1 749 кв.м., кадастровый номер 47:14:0624012:93, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства; адрес объекта: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО «Виллозское сельское поселение», АОЗТ «Стройлес», квартал 14  (далее – Участок).

16.05.2013 Общество обратилось в Администрацию с заявлением с вх. №627 об изменении вида разрешенного использования Участка с «для индивидуального строительства» на «для размещения малоэтажных жилых домов до 3-х этажей включительно, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктуры».

Постановлением Администрации от 14.06.2013 № 127 был изменен вид разрешенного использования Участка с «для индивидуального строительства» на «для размещения малоэтажных жилых домов до 3-х этажей включительно, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктуры».

28.01.2015 Общество обратилось в Росреестр с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) в связи с изменением вида разрешенного использования Участка.

Решением Росреестра от 10.03.2015 во внесении изменений отказано со ссылкой на то, что категория земель Участка – «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», в связи с чем истребуемая Обществом категория земель «для размещения малоэтажных жилых домов до 3-х этажей включительно, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктуры» не соответствует целевому назначению, установленному ст. ст. 88-93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Обществом, по его мнению, были представлены все необходимые документы, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации).

Ссылаясь на неправомерность названного отказа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со ст. 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Между тем, наличие указанных обстоятельств судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора не установлено.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона о регистрации ЕГРП содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и правообладателях.

Согласно положениям п. 1 ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Неотъемлемой частью ЕГРП являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество.

В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.

В силу положений п. 4 ст. 46 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

Частью 10 ст. 45 ГрК РФ установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.

В соответствии с п. 3 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Исходя из положений ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Согласно сведениям ЕГРП и государственного кадастра недвижимости категория земель Участка - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

В соответствии с п. 8 ст. 1 ЗК РФ правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу п. 1, п. 2 ст. 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88-93 ЗК РФ и учитываются при зонировании территорий.

Учитывая вышеизложенное, вид разрешенного использования земельного участка «для размещения малоэтажных жилых домов до 3-х этажей включительно, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктуры», отнесенного к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения, не соответствует целевому назначению, установленному статьями 88-93 ЗК РФ.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования спорного Участка с вида «для индивидуального жилищного строительства» на вид «для размещения малоэтажных жилых домов до 3-х этажей включительно, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктуры» без изменения категории Участка не соответствует положениям пп. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 ЗК РФ.

Исходя из изложенного, у Росреестра отсутствовали основания для внесения изменений в ЕГРП в части разрешенного использования Участка с вида «для индивидуального жилищного строительства» на вид «для размещения малоэтажных жилых домов до 3-х этажей включительно, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктуры».

Кроме того, не обоснованна и ссылка Общества на проект планировки территории, утвержденный постановлением Администрации № 220 от 26.12.2012 в силу следующего.

В соответствии с п. 5 ст. 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Пунктом 10 данной статьи также установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.

В силу п. 4 ст. 46 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, на момент издания вышеуказанного постановления правила землепользования и застройки не были приняты.

Согласно п. 8 ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений

Статьей 36 ГрК РФ установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:

1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;

2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;

3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований:

4) видов территориальных зон;

5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

В соответствии с п. 1 ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Вид разрешенного использования земельного участка «для размещения малоэтажных жилых домов до 3-х этажей включительно, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктуры» предполагает использование данного земельного участка в целях застройки и развития территории.

С учетом специфики правового режима земель промышленности и иного специального назначения, а также учитывая положения ст. 7 ЗК РФ, арбитражный суд также учитывает, что в соответствии со ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Как установлено ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Таким образом, осуществление изменения вида разрешенного использования на «для размещения малоэтажных жилых домов до 3-х этажей включительно, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктуры» предполагает необходимость изменения категории земельного участка на «земли населенных пунктов».

С учетом изложенного арбитражный суд приходит к выводу о неправомерности принятия Администрацией постановления № 220 от 26.12.2012 об изменении разрешенного использования Участка как нарушающего нормы ГрК РФ и ЗК РФ.

Кроме того, неправомерна и ссылка Общества на решение МО Виллозское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области № 48 от 30.12.2014 в силу следующего.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон №172-ФЗ) земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Пунктом 1 статьи 8 Закона № 172-ФЗ установлено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с п. 3 данной статьи, сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 172-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение (далее - орган кадастрового учета).

Исходя из изложенного, действующим законодательством установлен определенный порядок изменения категории земельного участка в связи с его включением в границы населенного пункта.

Таким образом, Общество не лишено возможности обратиться с соответствующим заявлением в адрес органа местного самоуправления, с целью осуществления возложенных на орган местного самоуправления функций в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона № 172-ФЗ.

При этом само Решение МО Виллозское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области № 48 от 30.12.2014 не является основанием для внесения каких-либо изменений в ЕГРП.

Исходя из изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о правомерности отказа Росреестра во внесении изменений в вид разрешенного использования Участка.

Обществом не доказано ни одно из условий, одновременное наличие которых в соответствии со ст. 198 АПК РФ необходимо для признания действий (бездействий) государственных органов незаконными, а именно: несоответствие принятого акта, решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

При указанных обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса РФ Обществу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 руб. 00 коп.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Производственно-строительная компания «Офицерское Село» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                            Воробьева Ю.В.