Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
29 мая 2020 года Дело № А56-3613/2020
Резолютивная часть решения объявлена мая 2020 года .
Полный текст решения изготовлен мая 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Катарыгиной В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Пергаевой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Акционерное общество «Газпром теплоэнерго»
заинтересованное лицо Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании акта и предписания
при участии
от заявителя - ФИО1, по доверенности от 10.01.2020,
от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности от 29.01.2020, ФИО3, по доверенности от 12.12.2019
установил:
Акционерное общество «Газпром теплоэнерго» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании акта проверки Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление) от 30.09.2019 №32-27-28-30-31-5137-6113/А, предписания от 30.09.2019 №32-5137-2691/ПР.
При отсутствии возражений сторон и в порядке статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Общества уточнил заявленные требования: оспаривает предписание; заявленные требования поддержал.
Представители Управления возражали против удовлетворения заявления.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Управления в сентябре 2019 года на основании распоряжения от 28.08.2019 проведена проверка по адресам: энергоустановки и объекты теплоснабжении на территории Подпороджского, Бокситогорского, Лужского, Кингисеппского, Сланцевского, Всеволожского, Приозерского, Тихвинского районов Ленинградской области.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- не представлено соглашение (договор аренды) на земельные участки под зданиями котельных (нарушение требований пункта 3.2.1 ПТЭТЭ);
- по причине дефицита тепловой мощности котельных существует риск не соблюдения температурного графика теплоносителя при максимально отрицательных температурах наружного воздуха в осенне-зимний период (нарушение пунктов 2.5.1, 6.2.1, 15.2.1 ПТЭТЭ);
- не завершены плановые работы по замене участка тепловых сетей (что нарушает требования пунктов 2.4.4, 2.4.7, 2.4.10, 6.2.9 ПТЭТЭ);
- не проведены режимно-наладочные испытания и работы на тепловых сетях от котельных, обеспечивающие надежность теплоснабжения потребителей, что является нарушением требований пунктов 2.5.4, 6.2.1 ПТЭТЭ;
- не проводится вибродиагностический контроль (мониторинг), что является нарушением пункта 5.1.18 ПТЭТЭ;
- не выполнена проверка вертикальности дымовых труб геодезическим методом один раз в 5 лет (нарушение пункта 3.3.14 ПТЭТЭ);
- не обеспечен установленный заводом-изготовителем водно-химический режим работы котлов, надежная работа трубопроводов и другого оборудования котельной без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла, недопущения образования накипи, отложений и шлама на теплопередающих поверхностях, систем теплоснабжения (нарушение пунктов 12.1, 12.4, 5.1.12 ПТЭТЭ);
- подпитка тепловой сети производится водой из водопровода без ее умягчения, что является нарушением требований пункта 6.2.53 ПТЭТЭ;
- в помещении котельной отсутствует нумерация запорной арматуры (нарушение пункта 2.8.3 ПТЭТЭ);
- отсутствуют манометр и термометр на рециркуляционном насосе №1 котлового контура (нарушение требований пункта 2.9.4 ПТЭТЭ);
- отсутствует допуск в постоянную эксплуатацию котельной БМК-12 (нарушение пунктов 2.4.1, 2.4.2 ПТЭТЭ);
- отсутствует нормативный запас резервного топлива в котельной БМК-4.0 (что нарушает пункт 4.1.1 ПТЭТЭ).
Результаты проверки зафиксированы в акте 30.09.2019 №32-27-28-30-31-5137-6113/А.
По итогам проверки Обществу выдано предписание от 30.09.2019 №32-5137-2691/Пр об устранении выявленных нарушений в срок до 31.10.2019.
Предписание оспорено Обществом в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, Общество является арендатором имущества (оборудования газовых котельных №№ 1, 3, 4, 6; газовых котельных №№8, 9, 18; инженерных сетей и прочего оборудования) на основании договора аренды имущества № 774-6729-17 от 01.10.2017 с АО «Газпром газораспределение Ленинградская область».
Здания котельных №№ 1, 3, 4, 6 г. Подпорожье Ленинградской области переданы Обществу во временное владение и пользование по договору аренды № 5 от 30.04.2019 с Муниципальным образованием «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области».
Тепловые сети, присоединенные к котельным №№ 1, 3, 4, 6, 8, 18 г.Подпорожье Ленинградской области, переданы АО «Газпром теплоэнерго» во временное владение и пользование по договору аренды № 6 от 30.04.2019 с Муниципальным образованием «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области».
Управлением проведена проверка в отношении Общества и выявлены нарушения. В связи с выявлением нарушений, Обществу выдано предписание об их устранении, которое оспорено в судебном порядке.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на следующее:
- исправное состояние территории не зависит от оснований владения и пользования земельным участком, в связи с чем требование о предоставлении договоров аренды на земельные участки под зданиями котельных № 1, 3, 4, 6 г.Подпорожье является необоснованным;
- Общество не является собственником проверяемых объектов. Согласно условиям договоров аренды Общество обязуется содержать объекты и прилегающую к ним территорию в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии, осуществлять за свой счет текущий ремонт арендуемого имущества. Нарушения, указанные в акте и Предписании, касаются вопросов реконструкции и модернизации (технического перевооружения) теплоэнергетического имущества, что является обязанностью собственника таких объектов и не относится к текущему либо капитальному ремонту;
- ответственным за своевременное завершение плановых работ по замене участков тепловых сетей до окончания срока выполнения работ, является собственник объектов.
В пункте 1 предписания № 32-5137-2691/ПР от 30.09.2019 указано, что не представлено соглашение (договор аренды) на земельные участки под зданиями котельных №№ 1,3,4,6 г. Подпорожье, являющихся собственностью МО «Подпорожский муниципальный район», для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарного состояния территорий для размещения тепловых энергоустановок.
Содержание территории (земельных участков) под зданиями и сооружениями котельных №№ 1, 3, 4, 6 г. Подпорожье является неотъемлемой частью осуществления технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Согласно пункту 3.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115 (далее - ПТЭТЭ), для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарного состояния территории, зданий и сооружений организации для размещения тепловых энергоустановок выполняют и содержат в исправном состоянии: ограждение соответствующей части территории; системы отвода поверхностных вод со всей территории от зданий и сооружений (дренажи, контажи, канавы, водоотводящие каналы и т.п.); сети водопровода, канализации, тепловые, транспортные, газообразного и жидкого топлива и др,; сети наружного освещения, связи, сигнализации; источники питьевой воды, водоемы и санитарные зоны охраны источников водоснабжения; железнодорожные пути и переезды, автодороги, пожарные проезды, подъезды к пожарным гидрантам, водоемам, мосты, пешеходные дороги и переходы и др.; противооползневые, противообвальные, берегоукрепительные, противо-лавинные и противоселевые сооружения; базисные и рабочие реперы и марки; пьезометры и контрольные скважины для наблюдения за режимом грунтовых вод; системы молнезащиты и заземления.
Поэтому отсутствие договора аренды земельных участков не только не позволяет в полном объеме обеспечивать их надлежащее эксплуатационное и санитарное состояние, но и затрудняет эксплуатацию всех подземных коммуникаций, заземляющих устройств и т.д., расположенных в границах данных земельных участков, тем самым создавая риск надежности теплоснабжения.
Без определения границ земельных участков под котельными невозможно определить нарушения со стороны АО «Газпром теплоэнерго» в части ненадлежащей эксплуатации и санитарного состояния территории, на которых размещены котельные.
Также в предписании указано, что по причине дефицита тепловой мощности котельных №№ 1, 6, 8, 18 в г. Подпорожье Ленинградской области, находящихся в эксплуатационной ответственности филиала АО «Газпром теплоэнерго», существует риск не соблюдения температурного графика теплоносителя при максимально отрицательных температурах наружного воздуха в осенне-зимний период.
О дефиците тепловой мощности котельных №№ 1,6,8,18 в г. Подпорожье Ленинградской области свидетельствуют:
- письмо АО «Газпром газораспределение Ленинградской области» от 15.08.2016 №26-26/4407;
расчет за подписью главного энергетика АО «Газпром 1'азораспределение Ленинградской области» ФИО4;
баланс установленной мощности автоматизированных газовых котельных АО «Газпром теплоэнерго» за 2018 год;
постановление мирового судьи судебного участка № 51 Ломоносовского района Ленинградской области от 29.09.2016 по делу № 3-251/2016.
В соответствии с положениями пунктов 2.5.1, 2.5.4 ПТЭТЭ для эффективной эксплуатации тепловых энергоустановок организация должна обеспечивать сбалансированность графика отпуска и потребления топливно-энергетических ресурсов, который составляется по результатам режимно-наладочных испытаний, а также надежность теплоснабжения потребителей в соответствии с температурными графиками.
В соответствии с пунктом 6.2.1 ПТЭТЭ при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
Присоединение новых потребителей к тепловым сетям энергоснабжаюпдей организации допускается только при наличии у источника теплоты резерва мощности и резерва пропускной способности магистралей тепловой сети.
После передачи в аренду котельных №№ 1,6,8,18 г. Подпорожье Ленинградской области в эксплуатацию на правах аренды Обществу, а также передачи собственником в лице МО «Подпорожское городское поселение» в аренду тепловых сетей, присоединенных к этим котельным, теплоснабжающей организацией - АО «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области были заключены договоры теплоснабжения с абонентами - физическими и юридическими лицами не только жилого фонда и социально-значимых объектов, но и иных объектов коммерческой сферы деятельности, без учета отрицательного теплового баланса тепловой мощности указанных котельных, то есть на тепловую нагрузку, превышающую установленную мощность этих котельных. Тем самым филиалом АО «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области был создан дефицит тепловой мощности котельных №№ 1,6,8,18 г. Подпорожье Ленинградской области.
Необеспечение сбалансированного отпуска и потребления топливно-энергетических ресурсов котельных № 1,6,8,18 г. Подпорожье создает риск не соблюдения температурного графика теплоносителя при максимально отрицательных температурах наружного воздуха в осенне-зимний период, что является невыполнением условий готовности объектов теплоснабжения к отопительному периоду, а именно подпункта 2 пункта 13 раздела III Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.02.2013 № 103 (далее — Правила).
Вопреки утверждению Общества, Предписанием не определено проведение реконструкции (модернизации) вышеуказанных котельных с целью устранения дефицита их мощности.
Также Управлением установлено, что не завершены плановые работы по замене участков тепловых сетей от котельных №№ 1,3,6,8 г. Подпорожье (в связи истечением срока эксплуатации и не прошедших гидравлические испытания).
В соответствии со статьей 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан эксплуатировать данные объекты теплоснабжения в целях и в порядке, которые установлены договором аренды, поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить текущий и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.
Согласно пункту 4.2.7. договора аренды № 6 от 30.04.2019 арендатор — Общество обязуется поддерживать арендуемое имущество (тепловые сети) в надлежащем техническом состоянии, нести расходы по содержанию арендованного имущества, включая осуществление текущего и капитального ремонта.
Ссылка Заявителя на акт приема-передачи объектов теплоснабжения от 20.09.2019, согласно которому тепловые сети от котельных №№ 1,3,6,8 г. Подпорожье переданы арендатором - АО «Газпром теплоэнерго» собственнику - Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» для производства работ по капитальному ремонту (замене) участков тепловых сетей, отклоняется судом.
Тепловая сеть - это неотъемлемая часть энергоустановки, посредством которой осуществляется передача тепловой энергии от теплогенерирующей установки (котельной) непосредственно потребителю тепловой энергии.
Лицом, ответственным за своевременное завершение плановых работ по замене участков тепловых сетей, является Общество, поскольку согласно пункту 2.7.11 ПТЭТЭ приемка тепловых энергоустановок из капитального ремонта производится рабочей комиссией, назначенной распорядительным документом по организации.
Согласно пункту 6.2.4 ПТЭТЭ раскопка трассы трубопроводов тепловой сети или производство работ вблизи них посторонними организациями, также как и засыпка трассы, допускается только с разрешения организации, эксплуатирующей тепловую сеть, под наблюдением специально назначенного ею лица.
Как указано в пункте 2.4.4 ПТЭТЭ перед приемкой в эксплуатащно тепловых энергоустановок проводятся приемосдаточные испытания оборудования и пусконаладочные работы отдельных элементов тепловых энергоустановок и системы в целом.
Пунктом 2.4.7 ПТЭТЭ предусмотрено, что перед пробным пуском подготавливаются условия для надежной и безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок: проверяется наличие актов скрытых работ и испытания.
В пункте 2.4.10 ПТЭТЭ указано, что если смонтированные тепловые энергоустановки передаются на техническое обслуживание энергоснабжающей организации, то техническая приемка их от монтажной и наладочной организаций проводится совместно с энергоснабжающей организацией.
В пункте 6.2.9 ПТЭТЭ указано, что после завершения строительно-монтажных работ (при новом строительстве, модернизации, реконструкции), капитального или текущего ремонтов с заменой участков трубопроводов, трубопроводы тепловых сетей подвергаются испытаниям на прочность и плотность. Учитывая вышеизложенное завершение работ без организации, эксплуатирующей тепловую сеть, невозможно.
Обязанность Общества по выполнению первоочередных ремонтных работ на тепловых сетях г. Подпорожье, находящихся в аренде АО "Газпром теплоэнерго», на 2019 год (котельные №№ 1,3,6,8) следует из решения Совета депутатов муниципального образования «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» от 21.02.2019 №399.
Согласно пункту 11.2 ПТЭТЭ при подготовке к предстоящему отопительному периоду выявляются дефекты в работе оборудования и отклонения от гидравлического и теплового режимов, составляются планы работ, подготавливается необходимая техническая документация и материально-технические ресурсы. Графики подготовки к предстоящему отопительному периоду источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления разрабатываются до окончания текущего отопительного периода, но не позднее мая текущего года.
На момент проведения проверки АО «Газпром теплоэнерго» представлены акты гидравлических испытаний №1 от 16.05.2019, №2 от 17.05.2019, №4 от 21.05.2019, №5 от 22.05.2019 трубопроводов тепловых сетей, присоединенных к котельным №№ 1, 3, 6, 8 с отрицательными результатами, то есть с указанием участков тепловых сетей, не прошедших гидравлические испытания и требующих проведения капитального ремонта (замены).
В ходе проверки было установлено, что на тепловых сетях, присоединенных к отопительным котельным г. Подпорожье проводятся работы по замене трубопроводов тепловых сетей, не прошедших гидравлические испытания. Информация о порядке и сроках исполнения работ в виде планов и графиков, а также о привлечении сторонних организаций для выполнения данных работ АО «Газпром теплоэнерго» не представлена.
Незавершение работ является невыполнением требований готовности данных участков тепловых сетей к работе в отопительном периоде 2019-2020 годов, что является нарушением подпункта пункта 13 Правил № 103.
В предписания указано, что не проведены режимно-наладочные испытания и работы на тепловых сетях от котельных г. Подпорожье, обеспечивающие надёжность теплоснабжения потребителей (подача теплоносителя с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе).
Согласно пункту 2.5.4 ПТЭТЭ организация периодически, но не реже одного раза в 5 лет, проводит режимно-наладочные испытания и работы, по результатам которых составляются режимные карты, а также разрабатываются нормативные характеристики работы элементов системы теплоснабжения. По окончании испытаний разрабатывается и проводится анализ энергетических балансов и принимаются меры к их оптимизации.
При этом пункт 6.2.1 ПТЭТЭ определяет, что при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
Непроведение в срок указанного вида испытаний и работ является невыполнением требований готовности данных тепловых сетей к работе в отопительном периоде 2019-2020 годов, что является нарушением подпункта 6 пункта 13 Правил № 103.
Суд приходит к выводу, что Управлением в материалы дела представлены достаточных и бесспорные доказательства наличия в действиях Общества перечисленных в предписании нарушений; заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Акционерному обществу «Газпром теплоэнерго» возвратить из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Катарыгина В.И.