Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
21 июля 2015 года Дело № А56-36302/2015
Резолютивная часть решения объявлена июля 2015 года . Полный текст решения изготовлен июля 2015 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Терешенкова А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Клипацкой О.А.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Глобус"
заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №16 по Санкт-Петербургу
третье лицо - Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу
о признании незаконным бездействия
при участии
от заявителя: ФИО1, по доверенности от 04.03.2015;
от заинтересованного лица: никто не явился, извещен;
от третьего лица: ФИО2, по доверенности от 21.05.2015;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Глобус" (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Санкт-Петербургу (далее – Инспекция), об обязании Инспекции направить в УФК по Санкт-Петербургу поручение на возврат из бюджета суммы НДС за 2 квартал 2014 года в размере 18 091 158,51 руб., о взыскании с Инспекции процентов за несвоевременный возврат НДС по день фактического исполнения обязательства.
Протокольными определениями суд отклонил ходатайства Общества об истребовании доказательств у Управления Федерального казначейства по Санкт-Петербург (далее – УФК) и следственных органов.
В судебном заседании представитель общества подал еще два ходатайства – об уточнении требований и привлечении УФК к участию в деле в качестве соответчика.
Протокольным определением эти ходатайства были удовлетворены.
Учитывая то, что представитель УФК присутствовал в судебном заседании и не возражал против рассмотрения дела в данном судебном заседании, спор был рассмотрен судом по существу.
В судебном заседании представитель общества поддержал уточненные требования, в соответствии с которыми он просит:
- Признать незаконным бездействие Инспекции.
- Обязать Инспекцию направить в УФК поручение на возврат из бюджета суммы НДС за 2 квартал 2014 года в размере 18 091 158,51 руб.
- Обязать Инспекцию направить в УФК поручение на возврат суммы процентов за нарушение срока возврата НДС, рассчитанной по день фактического исполнения обязательства.
- Обязать УФК осуществить возврат ООО «Глобус» суммы НДС за 2 квартал 2014 года в размере 18 091 158,51 руб.
- Обязать УФК осуществить возврат ООО «Глобус» суммы процентов за нарушение срока возврата НДС, рассчитанной по день фактического исполнения обязательства.
В обоснование заявленного требования Общество ссылается на нарушение ответчиками установленного статьей 176 НК РФ порядка возврата спорной суммы НДС, правомерность которой была подтверждена Инспекцией по результатам налоговой проверки.
Представитель УФК возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Обществом была представлена в Инспекцию налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2014 года.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2014 года, в которой Обществом заявлено возмещение НДС из федерального бюджета в сумме 18 091 158, 51 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией были приняты решения о возмещении.
Согласно п.6. ст. 176 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
В соответствии с п. 11.1. ст. 176 НК РФ в случае, если заявление о зачете суммы налога в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам (о возврате суммы налога на указанный банковский счет), подлежащей возмещению по решению налогового органа, не представлено налогоплательщиком до дня вынесения решения о возмещении суммы налога (полностью или частично), зачет (возврат) суммы налога осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 78 настоящего Кодекса.
09.02.2015 было принято решение о возврате суммы НДС за 2 кв. 2014 на расчетный счет общества.
В силу п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ.
При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 995 (с изменениями и дополнениями) утверждены Правила осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно Правилам федеральные органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, а также Центральный банк Российской Федерации в качестве главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации принимают по согласованию с Минфином России соответствующие правовые акты (подпункты «д» и «ж» пункта 1), а также обеспечивают заключение с управлением Федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации договора (соглашения) об обмене электронными документами (пункт 3).
Согласно Письму Минфина РФ от 18.12.12 № Д-4-8/21578@ в случаях, если по итогам камеральной налоговой проверки налоговой декларации налоговый орган подтвердил обоснованность суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и принял решение о возврате суммы налога, налоговый орган основании и в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 176 НК РФ, оформляет поручение на возврат суммы налога и направляет его в территориальный орган Федерального казначейства в виде заявки на возврат согласно приложению N 3 к Порядку кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядку осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденному приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, а также приказом Министерства Финансов РФ, зарегистрированному в Минюсте РФ 12 ноября 2008 г. за № 12617.
В соответствии с Регламентом взаимодействия между налоговыми органами при осуществлении обмена данными с Управлением Федерального казначейства по Санкт-Петербургу от 08.11.2012, утвержденного на основании Приказа ФНС России от 23.12.2011 № ММВ-7-1/979@ (далее - Регламент взаимодействия), заявления на возврат налога направляются в виде электронных файлов, которые получаются и обрабатываются в установленном данным Регламентом взаимодействия порядке.
09.02.2015 инспекцией было сформировано поручение в виде заявки на возврат суммы НДС за 2 кв. 2014 на расчетный счет организации, которая была направлена в УФК.
Следовательно, Инспекцией были предприняты требуемые действия, направленные на возмещение НДС из бюджета в порядке статьи 176 НК РФ.
Таким образом, Инспекцией не было допущено незаконного бездействия по возврату Обществу НДС за 2 квартал 2014 года в сумме 18 091 158, 51 руб.
Как следствие, заявленное требование о взыскании процентов так же не подлежит удовлетворению, поскольку инспекцией полностью предприняты все действия направленные на возврат сумм НДС обществу.
Согласно пункту 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, необходимые для осуществления возврата излишне уплаченных сумм налогов, перечисляются Федеральным казначейством в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, т.е. в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 № 125н (далее - Порядок).
Так, пунктом 27 Порядка предусмотрено, что возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3-х рабочих дней, следующих за днем их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с Порядком.
Как уже указывалось выше, для осуществления возврата Обществу соответствующих денежных средств Инспекцией была сформирована Заявка на возврат на сумму 18 091 158,51 руб., которая представлена для исполнения в Управление 10.02.2015.
Одновременно 10.02.2015 в ходе проведения следственных действий по уголовному делу на основании постановления о производстве выемки от 10.02.2015 Заявка на возврат денежных средств в пользу Общества на сумму 18 091 158,51 руб. изъята в УФК сотрудниками 9 отдела ОРЧ (ЭБиПК) №10 ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, что исключило возможность исполнения указанной Заявки на возврат.
В соответствии с частью 2 статьи 1, частью 4 статьи 21 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации порядок уголовного судопроизводства является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства. Требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Причиной неполучения Обществом сумм налога на добавленную стоимость послужило возбуждение уголовного дела и проведение следственных мероприятий, т.е. в результате действий третьих лиц и по независящим от Управления причинам.
В сложившейся ситуации возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в установленные сроки возможен лишь в случае возврата следственными органами изъятых в ходе следственных действий документов.
При таких обсточтельствах доводы Общества о несоблюдении ответчиками предусмотренной законом процедуры возврата спорной суммы НДС отклоняются судом, как несоответствующие фактическим обстоятельствах дела.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Обжалуемые действия (бездействия) ответчиков соответствуют положениям главы 21 НК РФ, не нарушают прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности. На основании вышеизложенного, уточненные требования Общества не подлежат удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ возлагаются на заявителя.
Излишне уплаченная Обществом госпошлина в сумме 110 455,80 руб. подлежит возврату в соответствии с правилами статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб. возложить на заявителя.
Возвратить заявителю излишне уплаченную им госпошлину в сумме 110 455,80 руб.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Терешенков А.Г.