Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
19 сентября 2014 года Дело № А56-36310/2014
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2014 года .
Полный текст решения изготовлен сентября 2014 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Изотовой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
администрации муниципального образования «Тихвинский муниципальный район Ленинградской области» (Ленинградская область, Тихвин, 4-й микрорайон, д. 42; ОГРН 1054701512095, ИНН 4715015877)
к открытому акционерному обществу «Тихвинский мясокомбинат» (Ленинградская область, Тихвин, ул. Разъезжая, д. 2а ; ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании задолженности по арендной плате и пеней
при участии:
от Администрациипредставителя ФИО2 (доверенность от 12.05.2014),
от Общества представителя ФИО3 (доверенность от 01.08.2014),
установил:
администрация муниципального образования «Тихвинский муниципальный район Ленинградской области» (далее – Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее – арбитражный суд) с иском к открытому акционерному обществу «Тихвинский мясокомбинат» (далее– Общество, ответчик) о взыскании 1 249 882 руб. 45 коп. задолженности по договору аренды от 12.07.2005 № 114/05 за пользование земельным участком площадью 17 574 кв. м, расположенным по адресу: Ленинградская область, Тихвин, ул. Разъезжая, д.2а, 313 330 руб. 14 коп. пеней за просрочку платежа.
В обоснование своих требований истец ссылается на нарушение Обществом договора аренды.
В отзыве на исковое заявление Общество против удовлетворения заявленных требований возражает, ссылаясь на необоснованное применение коэффициента обеспечения инфраструктурой в размере 1,09 и несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, указал, что Администрацией заявлено требование о взыскании пеней, начисленных за период с 01.01.2013 по 30.05.2014.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации от 20.05.2005 № 573 «О переоформлении открытому акционерному обществу «Тихвинский мясокомбинат» права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком под производственной базой по адресу: Ленинградская область, город Тихвин, улица Разъезжая, дом 2а, на право аренды» между администрацией муниципального образования «Тихвинский район Ленинградской области» (ИНН 4715008943) (арендодатель) и Обществом (арендатор) 12.07.2005 заключен договор № 114/05 аренды земельного участка общей площадью 17 574 кв. м с кадастровым номером 47:13:12-02-029:0014, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Тихвин, ул. Разъезжая, д. 2а, для использования под производственную базу.
Согласно пункту 2.1 договора договор действует до 20.05.2054.
В соответствии с пунктом 2.2 договора условия договора распространены на правоотношения сторон, возникшие с 20.05.2005.
Объект передан Обществу по акту приема-передачи 20.05.2005.
Договор зарегистрирован Тихвинским отделом Главного управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 09.11.2005.
Согласно пункту 2.4 договора арендатор вносит арендную плату равными долями ежеквартально – не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября и 15 ноября за земли городов и поселков.
В силу пункта 2.5 договора размер арендной платы пересматривается арендодателем в одностороннем (уведомительном) бесспорном порядке в случае изменений соответствующих методик определения арендной платы, а также в иных случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, Ленинградской области и (или) актами органов местного самоуправления не чаще одного раза в год. Новый размер арендной платы устанавливается с момента получения арендатором уведомления о внесении соответствующих изменений в договор. Момент получения арендатором уведомления определяется в любом случае не позднее 5-ти дней с даты его отправки заказным письмом по адресу, указанному в договоре.
Согласно приложению № 4 к договору расчет годовой арендной платы определен на основании постановления Правительства Ленинградской области от 07.02.2003 № 35 «О методике определения арендной платы за земельные участки в Ленинградской области», постановления Правительства от 25.03.2004 № 45 «О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 27.02.2003 № 35 «О методике определения арендной платы за земельные участки в Ленинградской области» по формуле: Аг=Сб х Sх Кфи х Ки х Ку х Кфи1, где Аг – 423 302 руб. 83 коп. (годовой размер арендной платы); Сб=5,0181 руб. – ставка земельного налога в текущем году на ед. площади (руб./кв. м), зона № 4; S =17574кв.м – площадь земельного участка; Кфи=2 – коэффициент функционального использования; Ки=1 – коэффициент обеспечения объектами инфраструктуры; Ку=2 – коэффициент учета земель особо охраняемых территорий; Кфи1=1,2 – коэффициент, учитывающий уровень инфляции на текущий финансовый год.
Истец направил Обществу претензию от 10.01.2014 № 01-02-19-24/14 об оплате задолженности в сумме 1 105 294 руб. 92 коп. и пеней в сумме 740 155 руб. 98 коп. в течение месяца с момента получения уведомления. Претензия получена Обществом 14.01.2014.
Общество направило истцу письмо от 05.02.2014 № 04 с предложением о реструктуризации задолженности в связи с ростом арендной платы за период с 2005 по 2013 год на 273%, за период 2010 года на 39%, установив задолженность по состоянию на 01.01.2014 в сумме 1 105 294 руб. 92 коп. (с ежемесячным платежом в сумме 31 579 руб. 85 коп. на период с 01.02.2014 по 31.12.2016) и фиксированную сумму арендной платы на период с 01.02.2014 по 31.12.2016 в сумме 100 000 руб. в квартал.
В ответ на названное письмо истец письмом от 07.03.2014 сообщил Обществу, что расчет арендной платы произведен на основании нормативных документов по начислению арендной платы за земельные участки и в соответствии с пунктом 2.5 договора, а также об отсутствии полномочий у истца реструктуризировать задолженность и зафиксировать годовую арендную плату.
Общество направило истцу гарантийное письмо о перечислении задолженности в сумме 1 249 882 руб. 45 коп. в соответствии с приложенным графиком.
В связи с неисполнением Обществом обязательств по договору аренды истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно статье 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании указанной нормы Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 № 353 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области» утвержден Порядок определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области (далее – Порядок).
Согласно пункту 2.1 названного Порядка в редакции, действовавшей в 2011 году, предусмотрен расчет арендной платы за использование земельного участка по формуле: А = С x S x Ки x Кфи x Кз x Ку, где: А – арендная плата за год (руб.); С – расчетная ставка, определяемая согласно таблице 1 приложения к Порядку (в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 02.03.2009 № 46); S – площадь земельного участка (га); Ки – коэффициент обеспеченности объектами инфраструктуры, который устанавливается в диапазоне от 0,6 до 2 решением уполномоченного органа местного самоуправления для отдельных территорий (в зависимости от обеспеченности объектами инфраструктуры) соответствующего муниципального образования; Кз – коэффициент зонирования, применяемый в городских населенных пунктах численностью населения свыше 50 тысяч человек, который устанавливается в диапазоне от 0,8 до 2 решением уполномоченного органа местного самоуправления с учетом удаленности от центра или сложившегося ранее зонирования в городских населенных пунктах; Кфи – коэффициент функционального использования, определяемый согласно таблице 2 приложения к Порядку, который определяется на основании вида разрешенного использования земельного участка, установленного нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Ленинградской области или местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, и сведений кадастрового паспорта (выписки из государственного кадастра недвижимости) земельного участка.
Впоследствии в указанный пункт Порядка постановлением Правительства Ленинградской области вносились изменения.
Согласно пункту 2.1 Порядка в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 12.11.2012 № 346 расчет арендной платы за использование земельного участка осуществляется по формуле: А = С x S x Ки x Кз x Ку, где: А – арендная плата за год (руб.); С – расчетная ставка, определяемая согласно таблице 1 приложения к Порядку; S – площадь земельного участка (га); Ки – коэффициент обеспеченности объектами инфраструктуры, устанавливаемый в диапазоне от 0,6 до 2 решением уполномоченного органа местного самоуправления для отдельных территорий (в зависимости от обеспеченности объектами инфраструктуры) соответствующего муниципального образования; Кз – коэффициент зонирования, применяемый в городских населенных пунктах численностью населения свыше 50 тысяч человек, устанавливаемый в диапазоне от 0,8 до 2 решением уполномоченного органа местного самоуправления с учетом удаленности от центра или сложившегося ранее зонирования в городских населенных пунктах; Ку – коэффициент учета водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, определяемый согласно таблице 3 приложения к Порядку; в случае расположения части арендуемого земельного участка в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе Ку применяется только для этой части.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 09.12.2013 № 4482.1 в пункт 2.1 Порядка внесены изменения, предусмотрено, что расчет арендной платы за использование земельного участка осуществляется по формуле: А = С x S x Ки x Квда x Ку, где А – арендная плата за год (руб.); С – расчетная ставка, определяемая согласно таблице 1 приложения к Порядку; S – площадь земельного участка (га); Ки – коэффициент обеспеченности объектами инфраструктуры, устанавливаемый в диапазоне от 0,6 до 2 решением уполномоченного органа местного самоуправления для отдельных территорий (в зависимости от обеспеченности объектами инфраструктуры) соответствующего муниципального образования; Квда – коэффициент вида деятельности арендатора, устанавливаемый правовым актом уполномоченного органа исполнительной власти Ленинградской области в сфере управления и распоряжения государственным имуществом; Кз – коэффициент зонирования, применяемый в городских населенных пунктах численностью населения свыше 50 тысяч человек, устанавливаемый в диапазоне от 0,8 до 2 решением уполномоченного органа местного самоуправления с учетом удаленности от центра или сложившегося ранее зонирования в городских населенных пунктах; Ку – коэффициент учета водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, определяемый согласно таблице 3 приложения к Порядку. В случае расположения части арендуемого земельного участка в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе Ку применяется только для этой части.
Решением совета депутатов муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 28.12.2011 № 01-255 для спорного земельного участка установлен повышающий коэффициент обеспеченности объектами инфраструктуры равным 1,09.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404/09, согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
При таких обстоятельствах Общество должно руководствоваться ставками арендной платы, установленной соответствующим нормативным актом, независимо от внесения соответствующих изменений в договор.
Между тем при определении размера арендной платы Администрацией не учтено следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (в редакции Закона № 212-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести их в собственность в соответствии с правилами, установленными данным абзацем, до 1 января 2013 года по ценам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена – в соответствии с пунктом 10 этой статьи. При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404/09, статья 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ устанавливает лишь срок для переоформления прав, но не предусматривает ограничения применения нормы о размере арендной платы. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Кроме того, во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (действующее с 04.08.2009, далее – Постановление № 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Даже, если согласиться с позицией Администрации о том, что положения статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ не распространяются на спорные правоотношения, то учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Подпунктом 9 пункта 2 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением № 582, размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее – земельные участки), в расчете на год (далее – арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее – федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: 2 процента в отношении земельных участков, если право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9 указанных Правил предусмотрено, что при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 названных Правил, не проводится.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11, нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 № 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 ГК РФ и правилами главы 23 АПК РФ, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
Кроме того, применительно к статье 12 ГК РФ и статье 13 АПК РФ арбитражный суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
При этом, поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в Постановлении № 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
Установление после введения в действие Постановления № 582 или применение ранее установленных упомянутыми органами регулируемых ставок арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду в порядке переоформления права бессрочного пользования не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ, принципам и правилам, установленным в Постановлении № 582 и потому такие акты не могут применяться в силу статьи 12 ГК РФ.
Согласно представленной в материалы дела кадастровой выписке о земельном участке по состоянию на 03.09.2014 кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 18 058 163 руб. 70 коп., указанный размер кадастровой стоимости установлен в 2009 году, что подтвердили представители Администрации и Общества, в связи с чем размер годовой арендной платы за спорный земельный участок не должен превышать 361 163 руб. 27 коп.
Несостоятельна ссылка Администрации на судебные акты по делу № А56-63597/2010, поскольку указанные акты приняты до выработки правовой позиции Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по рассматриваемым вопросам.
Общество доказательства оплаты задолженности в полном объеме не предоставило.
Согласно представленному расчету ответчиком в 2013 году оплачена арендная плата в размере 226 579 руб. 85 коп., в связи с чем за 2013 год подлежит взысканию арендная плата в размере 134 583 руб. 42 коп., за период с 01.01.2014 по 31.03.2014 взысканию подлежит 90 290 руб. 82 коп. задолженности по арендной плате.
В соответствии с пунктом 5.2 договора в случае нарушения арендатором пункта 2.4 договора начисляются пени в размере 0,15% с просроченной суммы арендный платежей за каждый день просрочки.
Согласно статье 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В соответствии с пунктами 2, 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 № 17 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для применения статьи 333 ГК РФ может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств. Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств и др.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации» при обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (пункт 1 статьи 330 ГК РФ). Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается. Исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 ГК РФ только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Кредитор для опровержения такого заявления вправе представить доводы, подтверждающие соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства. Поскольку в силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, он может в опровержение заявления ответчика о снижении неустойки представить доказательства для кредитора, действующего в гражданском обороте разумно и осмотрительно при сравнимых обстоятельствах, в том числе основанные на средних показателях по рынку (изменение процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, колебания валютных курсов и т.д.).
Превышение предусмотренной договором неустойки над ставкой рефинансирования не свидетельствует о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Согласно пункту 4 статьи 333.22 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.
С учетом пункта 6 статьи 52 НК РФ и пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» сумма государственной пошлины исчисляется в полных рублях: сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
взыскать с открытого акционерного общества «Тихвинский мясокомбинат» в пользу Администрации муниципального образования «Тихвинский муниципальный район Ленинградской области» 224 874 руб. 24 коп. задолженности по договору аренды от 12.07.2005 № 114/05 за период с 01.01.2013 по 31.03.2014, 49 860 руб. 67 коп. пеней за просрочку платежа за период с 16.11.2013 по 30.05.2014.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества «Тихвинский мясокомбинат» в доход федерального бюджета 8 495 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Изотова С.В.