ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-36362/16 от 19.09.2016 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

22 сентября 2016 года                                                                  Дело № А56-36362/2016

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2016 года . Полный текст решения изготовлен сентября 2016 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Терешенкова А.Г.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Скида А.Н.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЗАВОД ТАРНЫХ ИЗДЕЛИЙ"

заинтересованное лицо - Балтийская Таможня Северо-Западного таможенного управления

об обжаловании решений

при участии

от заявителя – Ипполитова И.Н.,

от заинтересованного лица – Андреюшкова О.М.,

установил:

Акционерное общество "ЗАВОД ТАРНЫХ ИЗДЕЛИЙ" (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решений Балтийской таможни (далее – таможня, таможенный орган) по корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ №№10216100/090416/0029241, 10216100/090416/0029775, об обязании таможни восстановить нарушенные права Общества путем принятия таможенной стоимости по спорным ДТ «по стоимости сделки с ввозимыми товарами».

Представители общества поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебном заседании представитель таможни возражал против заявленных требований, заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.

В рамках внешнеторгового контракта от 15.01.2016 № 5 заключённого  между компанией «SHEVRON PHILLIPS CHEMICALS INTERNATIONAL NV» (БЕЛЬГИЯ) и  ЗАО «Завод тарных изделий» (Россия), на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезены и задекларированы по декларациям на товары (далее – ДТ) № 10216100/210416/0029775 товар: «полиэтилен высокой плотности (hdpe) в гранулах, c удельным весом 0.9524-0.9526 Г/СМ3, содержание мономерных звеньев более 95% используется для производства канистр и бочек, в мешках по 25 кг. всего 102000 кг в 4080 мешках. не предназначен для хозяйственно- питьевого водоснабжения.», по ДТ № 10216100/090416/0029241 товар: «полиэтилен высокой плотности (hdpe) в гранулах, c удельным весом 0.9524-0.9526 г/см3, содержание мономерных звеньев более 95 мас%. используется для производства канистр и бочек, в мешках по 25 кг. всего 102000 кг в 4080 мешках. не предназначен для хозяйственно-питьевого водоснабжения».

Таможенная стоимость товаров, задекларированных ЗАО «Завод тарных изделий» по указанным ДТ определена и заявлена декларантом по первому методу «по стоимости сделки с ввозимыми товарами».

При проведении контроля таможенной стоимости товаров, задекларированных ЗАО «Завод тарных изделий» по ДТ, таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что, по его мнению, сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, а именно:

По ДТ № 10216100/090416/0029241:

- установлено расхождение уровня заявленной таможенной стоимости с информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа по однородным товарам; - с использованием СУР выявлен риск недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров

По ДТ № 10216100/210416/0029775

- с использованием СУР выявлен риск недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, предъявленных к декларированию по ЭДТ № 10216100/210416/0029775;

- более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на товары того же класса и вида при сопоставимых условиях их вывоза по информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа. Так, по ДТ № 10216020/200216/0005270 (товар № 1) задекларирован и выпущен таможенным органом товар того же класса и вида идентичного производителя, таможенная стоимость которого заявлена декларантом по методу "по стоимости сделки с ввозимыми товарами" и принята таможенным органом из расчета 99,28 руб/кг: ТС= 9828265,59 руб, вес нетто= 99000кг, а таможенная стоимость товара № 1 по ДТ № 10216100/210416/0029775 заявлена декларантом из расчета 72,97 руб/кг. Представленные Декларантом документы по ДТ № 10216020/210416/0013500 не обосновывают отличие задекларированной стоимости от стоимости товаров того же класса и вида в меньшую сторону. Необходимо предоставление информации о ценах внутреннего и мирового рынка на товар с качественных и физических характеристик товара.

В результате анализа заявленной таможенной стоимости с имеющей в таможенном органе ценовой информацией таможней выявлено, что по ДТ
№ 10216100/090416/0029241 в соответствии с ДТ № 10012040/280116/0001667 задекларирован товар (аналог товара № 1) по стоимости, значительно превышающей заявленную организацией (ТС - 1005396,38 руб., количество - 8820 кг.), а по ДТ № 10216100/210416/0029775 в соответствии с ДТ № 10216020/200216/0005270 задекларирован товар (аналог товара № 1) по стоимости, значительно превышающей заявленную организацией (ТС – 9828265,59 руб., количество - 99000 кг.).

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенным постом приняты решения о проведении дополнительной проверки и в целях подтверждения и обоснования заявленных сведений о таможенной стоимости товаров у ЗАО «Завод тарных изделий» запрошены дополнительные документы и определен срок их предоставления.

По результатам дополнительной проверки ЗАО «Завод тарных изделий» не представлены документы, указанные в решении о проведении дополнительной проверки, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости в полном объеме без объяснения причин по которым они не могут быть представлены.

По ДТ № 10216100/090416/0029241 письмом от 19.04.2016 б/н в ответ на дополнительную проверку от 19.04.2016 таможенный представитель «Контраст» уведомил таможенный орган, что цена товара формировалась под влиянием скидок, подтвердить которые количественно и документально не представляется возможным, запрашиваемые документы не могут быть предоставлены в связи с их отсутствием и согласием на окончательную корректировку таможенной стоимости.

По ДТ № 10216100/210416/0029775 письмом от 26.04.2016 № 2604 в ответ на дополнительную проверку от 21.04.2016 ЗАО «Завод тарных изделий» уведомил таможенный орган, что цена на товар по артикулу QTR-571 формировалась c учетом скидок от поставщика в виду длительного сотрудничества и доверительных отношений, запрашиваемые документы не могут быть предоставлены в связи с их отсутствием и согласием на окончательную корректировку таможенной стоимости.

На основании информации имеющейся в распоряжении таможенного органа по ДТ №№ 10216100/090416/0029241, 10216100/210416/0029775 принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров.

Частью 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.

В силу пункта 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.

В силу статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом. Для этого таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 ТК ТС.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее - Соглашение) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения.

При этом частью 3 статьи 2 Соглашения и частью 4 статьи 65 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

По результатам контроля заявленной таможенной стоимости в соответствии с пунктом 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 № 376 (далее - Порядок), таможенным органом были выявлены признаки, указывающие на то, что заявленные обществом при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены.

В связи с тем, что в ходе таможенного контроля таможенный орган установил, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, а также недостаточны для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара по первому методу, им было принято решение о проведении дополнительной проверки, а обществу направлен запрос о представлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

В установленные таможенным органом сроки декларант не представил запрошенные документы. Таким образом, таможенному органу невозможно проанализировать заявляемую таможенную стоимость товаров на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Пунктом 6 раздела 1 Порядка, определено, что при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности: по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная, в том числе с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций). Для достижения объективности результатов контроля должна использоваться информация, которая имеет максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки.

Также, согласно пункту 11 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы России от 14.02.2011 № 272 (далее - Инструкция), при проведении оценки достоверности заявленной декларантом (таможенным представителем) таможенной стоимости товара уполномоченные должностные лица осуществляют сравнение и анализ заявленной таможенной стоимости с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией.

По данным Автоматизированной системы контроля таможенной стоимости (далее - АС КТС) выявлено значительное расхождение заявленной таможенной стоимости товаров по указанным выше ДТ с информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа - заявленный уровень таможенной стоимости составил:

по рассматриваемому товару по ДТ № 10216100/21046/0029775 - 1,10 доллара США за кг, по рассматриваемому товару по ДТ № 10216100/090416/0029241 – 1,23 доллара США, в то время как исходя из сведений, имеющихся в распоряжении таможенного органа, стоимость однородных товаров на условиях поставки CIF (с учетом страхования груза) составила от 1,50 доллара США за кг, а на условиях поставки без включения в структуру таможенной стоимости оплаты по страхованию от 1,20 доллара США за кг до 1,41 доллара США за кг.

По результатам мониторинга оформления идентичных/однородных товаров в соответствующем периоде 2015-2016 года в соответствии с информацией из Автоматизированной системы контроля таможенной стоимости (АС КТС) таможней было выявлено, что она составляет от 1,26 до 1,50 долларов США за килограмм в зависимости от состава, коммерческой репутации, расфасовки.

Вышеуказанные обстоятельства не позволяют таможенному органу устранить послужившие основанием для проведения дополнительной проверки сомнения в достоверности сведений, представленных Обществом для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

Кроме того Обществом в нарушение статьи 4 Соглашения, статьи 65 ТК ТС в письме предоставленном в рамках проведения дополнительной проверки указано на наличие скидок, данную информацию Общество подтвердило в судебном заседании.

При этом в силу пункта 21 Порядка и пункта 20 Инструкции если дополнительно представленные декларантом документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.

Кроме того, действия лица, ввозящего товар на таможенную территорию государства, соответствовали бы принципам разумности и осмотрительности, предъявляемым к поведению участников гражданского оборота, если бы такие субъекты при ввозе товаров по цене, значительно отличающейся от цен сделок с однородными товарами, заранее собирали доказательства, подтверждающие более низкую цену сделки.

Признаки недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов (пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ № 96).

В случае непредставления декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, либо объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, решение о корректировке таможенной стоимости товаров может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа.

При этом может быть использована необходимая информация, полученная также у лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации товара, контрагентов декларанта и таможенных органов иностранных государств (пункт 5 Постановления Пленума ВАС РФ № 96).

Также, согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2005 № 13643/04, исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности, данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.

Статьей 69 ТК ТС предусмотрено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости.

Представленные заявителем в материалы дела документы исследованы судом в судебном заседании, по результатам чего суд пришел к выводу о том, что они не могут быть использованы для подтверждения правомерности применения Обществом первого метода определения таможенной стоимости В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", в частности, разъяснено следующее (пункты 5, 6, 9, 10).

Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, основанная на статье VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994), исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.

С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.

Вместе с тем судам необходимо учитывать, что одним из правил таможенной оценки является наделение таможенных органов правом убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости исходя из действительной стоимости ввозимых товаров, которое реализуется при проведении таможенного контроля (статья 17 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994, пункт 5 статьи 2 Соглашения) (пункт 5).

Выявление таможенным органом при проведении таможенного контроля товаров до их выпуска признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, отсутствия должного подтверждения сведений о стоимости сделки, используемых декларантом при определении таможенной стоимости, является основанием для проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС и само по себе не может выступать основанием для корректировки таможенной стоимости.

Признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок – данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов (пункт 7).

Определение таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с Соглашением, исходя из принципов, установленных Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994, должно основываться на критериях, совместимых с коммерческой практикой.

В связи с этим предусмотренная пунктом 3 статьи 69 ТК ТС обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота.

В частности, от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, в целях исполнения требований пункта 4 статьи 65 и пункта 3 статьи 69 Кодекса разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота (пункт 9).

Вместе с тем при сохранении сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам дополнительной проверки, по смыслу пункта 4 статьи 69 Кодекса, решение о корректировке таможенной стоимости может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение выявленных признаков недостоверности (пункт 10).

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в определении от 23.12.2015 № 303-КГ15-10774, положения части 1 статьи 65 АПК РФ об обязанности доказывания государственным органом обстоятельств, послуживших основанием для принятия его оспариваемого решения, не означают, что возражения, которые представляет вторая сторона такого спора, могут носить немотивированный характер, равно как указанные положения не свидетельствуют о нивелировании принципа состязательности при доказывании сторонами доводов и возражений по такого рода делам.

В соответствии с пунктом b) части 2 статьи 7 Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ) (к которой Российская Федерация присоединилась в 2012 году) под действительной стоимостью должна пониматься цена, по которой во время и в месте, определенных законодательством страны ввоза, такой или аналогичный товар продается или предлагается для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в определении от 23.12.2015 № 303-КГ15-10774, действия лица, ввозящего товар на таможенную территорию государства, соответствовали бы принципам разумности и осмотрительности, предъявляемым к поведению участников гражданского оборота, если бы такие субъекты при ввозе товаров по цене, значительно отличающейся от цен сделок с однородными товарами, заранее собирали доказательства, подтверждающие более низкую цену сделки.

С учетом разъяснений, изложенных в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18, подлежат отклонению доводы заявителя о неправомерности расчетов таможни при определении таможенной стоимости.

Следовательно, суд полагает, что Таможня доказала недостоверность представленных Обществом сведений в подтверждение заявленной таможенной стоимости, необоснованное расхождение заявленной декларантом стоимости с действительной стоимостью однородного (идентичного) товара.

Представленными декларантом документами, сведениями и пояснениями не обоснован объективный характер значительного отличия цен на декларируемые товары от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными товарами, ввезенными в Российскую Федерацию при сопоставимых условиях.

Таким образом, арбитражный суд, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, полагает обоснованным вывод Таможни о том, что заявленная Обществом таможенная стоимость товаров и представленные им сведения, относящиеся к ее определению, не основаны на достоверной и документально подтвержденной информации, в связи с чем таможенный орган правомерно принял решение о корректировке таможенной стоимости.

Руководствуясь ст.ст. 110, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

            В удовлетворении заявления отказать.

Судебные расходы по делу отнести на заявителя.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                            Терешенков А.Г.