ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-36394/13 от 29.10.2013 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

29 октября 2013 года Дело № А56-36394/2013

Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 29 октября 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Королевой Т.В.  ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терлецкой К.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Линк Девелопмент»

заинтересованное лицо: Управление государственного авиационного надзора и надзора за соблюдением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

об оспаривании Постановления и Предписания

при участии

от заявителя – предст. ФИО1 (доверенность от 03.06.2013)

от заинтересованного лица – предст. ФИО2 (доверенность от 07.08.2012 № 56-2012)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Линк Девелопмент» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за соблюдением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) от 06.06.2013 № 9 о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а также признании недействительным Представления от 06.06.2013 № 12.13-48.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования в полном объеме, полагая, что Управлением нарушен порядок привлечения его к административной ответственности, так как из уведомления от 04.06.2013 г. невозможно было определить о каком объекте идет речь.

Таким образом протокол составлен в отсутствии законного представителя Общества, что не позволило Обществу реализовать свои права на защиту.

Управление требование Общества отклонило, ссылаясь на то, что еще 03.06.2013 г. в адрес Общества по факсимильной связи было направлено уведомление о возбуждении административного дела, а 04.06.2013 г. уведомление о вызове для составления протокола об административном правонарушении также по факсимильной связи. Общество получило оба документа, что видно из ответов Общества, тем более, что ходатайство Общества об отложении составления протокола было удовлетворено.

Других сооружений связи в виде вышки в районах аэродромов Пулково, Сиверский, Сиворицы, Кузнецово, Гостилицы никто не возводил.

Выслушав доводы обеих сторон и, рассмотрев материалы дела, суд находит требование Общества подлежащим отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, должностным лицом Управления в районе н.п. Карташевская, Гатчинского района Ленинградской области в месте с координатами: 592420,57с; 0300451,66в, обнаружено препятствие – выстроенное сооружение в виде вышки (металлической антенной опоры), которая согласно ответу СЗ МТУ ВТ ФАВТ Росавиации от 28.05.2013 расположена в районах аэродромов Пулково, Сиверский, Сиворицы, Кузнецово, Гостилицы, установлена без согласования строительства в районах аэродромов и отсутствия аэронавигационной информации в реестре учета препятствий; входит в границы приаэродромной территории – окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродромов Сиверский, Сиворицы, Сиворицы-2, Кузнецово, что является нарушением требований статьи 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее – ФП ИВП).

В ходе мониторинга Управление установило, что строительство указанного объекта осуществляло ООО «Линк Девелопмент», в отношении которого по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.4 КоАП РФ, определением от 28.05.2013 было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 93-95).

По результатам исследования районов аэродромов Сиверский, Сиворицы, Сиворицы-2, Кузнецово относительно контрольной точки аэродрома к месторасположению вышки, которое проводилось ООО «Северо-Западный центр аэронавигационной информации» (далее – ООО «СЗ РЦАИ»), установлено, что сооружение в виде вышки связи превышает предельно допустимую высоту объекта (выше 50 м) и составляет 51,9 м от уровня аэродрома Сиверский (153 м – абсолютная высота вышки от уровня моря, 101,1 м – высота аэродрома от уровня моря (153-101,1=51,9 м), что превышает высоту вышки на 1,9 м от ее фактической (истинной) высоты – 48 м. и является нарушением подпункта «а» пункта 60 ФП ИВП.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении от 06.06.2013 № 9, действия Общества квалифицированы Управлением по части 1 статьи 11.4 КоАП РФ.

Постановлением от 06.06.2013 № 9 Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Обществу также выдано Представление об устранении административного правонарушения и условий, способствующих его совершению от 06.06.2013 № 12.13-48.

Согласно части 1 статьи 11.4 КоАП РФ нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над ее территорией, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем РФ.

Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Согласно статье 11 Воздушного кодекса РФ пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.4 КоАП РФ, состоит в совершении противоправных действий, нарушающих федеральные правила использования воздушного пространства.

В настоящее время действуют Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее – ФП ИВП), согласно которым использование воздушного пространства - это деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов)

Таким образом, Воздушный кодекс РФ и названные Федеральные правила устанавливают разрешительный порядок использования воздушного пространства, т.е. порядок предоставления пользователям возможности использования воздушного пространства, а также порядок выдачи разрешений на его использование.

В соответствии со статьями 46, 47 Воздушного кодекса Российской Федерации проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 11 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункта 2 ФП ИВП, деятельность по строительству высотных сооружений, которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения, является использованием воздушного пространства.

На основании пункта 58 ФП ИВП в пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов, без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома.

В пределах границ района аэродрома запрещается строительство без согласования старшего авиационного начальника аэродрома, в том числе: объектов высотой 50 м и более относительно уровня аэродрома; линий связи и электропередачи, а также других источников радио- и электромагнитных излучений, которые могут создавать помехи для работы радиотехнических средств (пункт 60 ФП ИВП).

Факт нарушения Обществом вышеуказанных требований законодательства, выразившихся в строительстве объекта (вышки связи) без разрешительных документов, подтверждается материалами дела.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина Общества выражается в непринятии всех возможных и достаточных мер для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, находящихся за пределами его возможностей, препятствующих фактической реализации предоставленных ему прав и выполнению возложенных обязанностей, в том числе при соблюдении требований ФП ИВП при строительстве объекта – вышки связи в пределах приаэродромной территории.

Таким образом, судом не установлено обстоятельств, препятствующих соблюдению Обществом правил использования воздушного пространства, в связи с чем приходит к выводу о наличии его вины в совершенном правонарушении в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Нарушения порядка привлечения к административной ответственности суд не установил. Оспариваемое Постановление было принято с участием представителя Общества – ФИО3 без возражений и замечаний, а протокол об административном правонарушении был составлен Управлением без участия представителя Общества, уведомленного о времени и месте его составления заблаговременно. Доводы Общества о том, что 04.06.2013 г., получив уведомление и приглашение для составления протокола, Общество не могло установить о каком правонарушении идет речь – суд отклоняет, так как переписка между сторонами свидетельствует о том, что Общество могло уточнить о какой вышке идет речь, но не сделало этого. Вышка возведена на участке, арендованном Обществом.

При изложенных обстоятельствах заявленные Обществом требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 198-201,207-211   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать ООО «Линк Девелопмент» в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене Постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы оп надзору в сфере транспорта № 9 от 06.06.2013 г. о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.4 КоАП РФ с назначением административного штрафа 300 000 руб., а также в признании недействительным Представления № 12.13-48 от 06.06.2013 г.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Королева Т.В.