ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-37459/08 от 03.12.2008 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

08 декабря 2008 года Дело № А56-37459/2008

Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 08 декабря 2008 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Соколовой Н.Г.  ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чулковой Т.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ООО «ВИКТАН»

заинтересованное лицо Комитет государственного контроля природопользования и

безопасности Ленинградской области Департамент государственного экологического

контроля

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии

от заявителя – не явился, извещен

от заинтересованного лица – Митрофан А.К., доверенность от 26.09.2008 № 1368

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Виктан» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (далее – Комитет) от 04.09.2008 №0429/Д о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представитель Комитета просил отказать в удовлетворении заявления, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в суд не явился. Руководствуясь статьями 156, 210 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, суд установил следующие обстоятельства.

30.07.2008 в целях контроля за соблюдением природоохранного законодательства, государственным инспектором Ленинградской области произведен осмотр принадлежащих Обществу магазинов и территорий вокруг магазинов, расположенных по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Мшинское сельское поселение, садоводческий массив «Мшинская», СНТ «Причал», СНТ «Нева».

В ходе проверочных мероприятий установлено, что Общество осуществляет хозяйственную деятельность по розничной торговле продовольственными товарами, в результате которой образуются отходы от уборки помещений, бытовые отходы, отходы тары и упаковки товара. В акте осмотра помещений, территорий от 30.07.3008 указано: магазин, расположенный в СНТ «Причал» отапливается дровами, в качестве освещения используются люминесцентные лампы, у входа в магазин установлена металлическая емкость для сбора отходов, на момент проверки данная емкость была заполнена на одну четверть. Магазин, расположенный в СНТ «Нева», также имеет дровяное отопление, люминесцентное освещение, у входа - заполненная на одну треть металлическая емкость для мусора, у задней двери магазина складированы пустые картонные коробки из-под продуктов, пустые стеклянные бутылки.

По результатам проведения административного расследования в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 22.08.2008 №0429/Д, в котором отражено, что при осуществлении торговой деятельности в двух принадлежащих Обществу магазинах образуются отходы потребления. Обществом заключены договоры с МУП «Сигнал» на вывоз ТБО №43 от 01.01.2006 и № 263 от 21.05.2008. По сведениям, представленным МУП «Сигнал», по договору № 43: за период 2007 год и 1 полугодие 2008 года МУП «Сигнал» от Общества отходов не вывозило (л.д. 50); по договору № 263: за 1 и 2 квартал 2008 года МУК «Сигнал» вывезено и размещено бытовых и промышленных отходов Общества в объеме 8,0 куб.м. (л.д. 31). Осуществляя обращение с отходами, Общество, в нарушение требований статьей 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), не разработало проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Постановлением от 04.09.2008 № 0429/Д Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 15 000 руб.

Считая данное постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Судом установлено, материалами административного дела подтверждается, что в результате хозяйственной деятельности Общества в принадлежащих ему магазинах образуются отходы (отходы бытовые, отработанные люминесцентные лампы, отходы тары и упаковки), следовательно, данная организация является участником отношений, связанных с обращением с отходами потребления, которые регулируются Законом № 89-ФЗ.

Статьей 11 указанного закона предусмотрено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

В статье 18 Закона № 89-ФЗ указано, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Такая же обязанность установлена пунктом 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461.

Материалами дела подтверждено несоблюдение Обществом указанных требований – отсутствие разработанных и согласованных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах бездействие Общество правомерно квалифицировано административным органом по статье 8.2 КоАП РФ.

Составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления по делу об административном правонарушении осуществлено должностными лицами Комитета в пределах предоставленных законом полномочий и установленного законом срока, процессуальных нарушений при производстве по делу судом не установлено.

Однако административным органом в нарушение статей 4.1, 4.3, 26.1 КоАП РФ не приведено доводов, подтверждающих наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность за правонарушение, в связи с чем избранная Комитетом административная санкция в виде штрафа в размере 15000 руб, применена необоснованно.

В данном случае, суд не установил обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Учитывая обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно, имущественное и финансовое положение заявителя, отсутствие иных нарушений природоохранного законодательства, суд, руководствуясь статьей 211 АПК РФ, считает возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Изменить постановление Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области от 04.09.2008 №0429/Д в части назначения наказания. Снизить размер наложенного на общество с ограниченной ответственностью «Виктан» штрафа до 10 000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения суда в силу.

Судья Соколова Н.Г.