ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-37569/07 от 24.12.2007 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

27 декабря 2007 года                                                                        Дело № А56-37569/2007

Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2007 года.

Полный текст решения изготовлен декабря 2007 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Несмияна С.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитиной Ю.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: ОАО "РУСАЛ Бокситогорск"

ответчик: ОАО "Российские железные дороги"

о взыскании 23 677 руб. 20 коп.

при участии

- от истца: ю/к ФИО1, доверенность № 03/2007-3 от 13.03.2007

- от ответчика: ю/к ФИО2, доверенность № Ю-11/88 от 21.08.2007

установил:

      ОАО «РУСАЛ Бокситогорск» на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта РФ  просит взыскать с   ОАО "Российские железные дороги" 23 677 рублей 20 копеек пени за просрочку доставки на станцию Большой Двор Октябрьской железной дороги груза натрий углекислый, сода кальцинированная по отправкам № ЭБ513796 от 06.04.2007, № ЭБ450874 от 04.04.2007 и № ЭБ450970 от 04.04.2007.  Истец считает, что время должно исчисляться по кратчайшему расстоянию и судом не должно приниматься во внимание время обхода крупных железнодорожных узлов. Истец также указал, что эти сведения о прохождении станций в нарушение Правил оформления перевозочных документов не внесены в оригинал железнодорожной накладной.

 Ответчик признал просрочку 2 дня по одной отправке - № ЭБ513796 от 06.04.2007.  По остальным отправкам ответчик не признает нарушенным срок доставки в связи с перевозкой опасного груза, который должен следовать в обход крупных железнодорожных узлов. 

 Из материалов дела следует, что со станции Ачинск 2 Красноярской железной дороги для доставки на станцию Большой Двор Октябрьской железной дороги в адрес ОАО «РУСАЛ Бокситогорский глинозем» принят к перевозке груз натрий углекислый, сода кальцинированная по отправкам  № ЭБ450874 от 04.04.2007, № ЭБ450970 от 04.04.2007 и № ЭБ513796 от 06.04.2007. Вагоны 90255332 и 53211223 прибыли на станцию Большой Двор Октябрьской железной дороги 19 апреля 2007. Вагон № 90244831 прибыл 23.04.2007.

      Натрий углекислый и сода кальцинированная помещены в Алфавитный указатель опасных грузов, допущенных к перевозке по железным дорогам.   В соответствии с пунктом 8 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом#S  утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 года N 27 сроки доставки опасных грузов определяются по фактически пройденному расстоянию с учетом обхода железнодорожных транспортных узлов, перечень которых публикуется в сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом, исходя из норм суточного пробега, указанных в #M12293 2 901866238 78 77 4292900552 3107099737 2442601377 4062793258 156226803 391236059пункте 2.1#S  настоящих Правил.

  В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом норма суточного пробега составляет 380 километров.   Фактическое расстояние, пройденное вагонами в обход крупных узловых станций, составляет 4545 км. По нормативу срок доставки на это расстояние составляет 12 суток. В соответствии с пунктом 5 Правил, сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных Правилами, увеличиваются на 2-е суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (п. 5.1); на 1 сутки - при отправлении опасных грузов.  Всего по норме срок доставки составляет 15 суток. Следование в обход узловых станций подтверждается штемпелями на обороте дорожных ведомостей и распечатками ИВЦ.   

   Перевозчиком просрочена доставка груза в вагоне № 90244831 на двое суток. В соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой #M12293 0 901838121 1265885411 24577 4067314529 525867470 2776844217 402865477 2754868931 3874882821статьи 29#S настоящего Устава обстоятельств.

  В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта РФ и пунктом 11 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом и при наличии утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта правил исчисления сроков доставки грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, о чем грузоотправителем при заполнении накладной в соответствии с пунктом 2.29 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом делается отметка в накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» на оборотной стороне накладной.

  Указанная на лицевой стороне накладной в строке «Срок доставки истекает» расчетная дата истечения срока доставки груза вносится в одностороннем порядке перевозчиком в соответствии с пунктом 3.2. Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом по кратчайшему расстоянию и поэтому не является договорным сроком или сроком доставки опасных грузов. 

  Пунктом 1.14 Правил заполнения перевозных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом установлено, что при перевозке грузов, оформленных перевозочными документами в бумажном виде, оригинал накладной вместе с дорожной ведомостью следует с грузами до станции назначения. Все предусмотренные соответствующими правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте отметки делаются перевозчиком в пути следования на оборотной стороне оригинала накладной в графе 3 «Отметки». На основании этих данных перевозчиком заполняются все остальные листы накладной. Оригинал накладной выдается грузополучателю под роспись в дорожной ведомости.

  Внесение в накладную отметок об обходе железнодорожных узлов соответствующими правилами не предусмотрено. Поэтому доказывание указанного обстоятельства производится системой доказательств, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

 Часть 4 этой же статьи предусмотрено, что каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

 Понятие доказательств содержится в статье 64 указанного Кодекса, согласно которой доказательствами являются полученные в соответствии с установленным порядком сведения, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.

 В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

 В соответствии со статьей 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд вправе принимать к исследованию лишь те доказательства, которые могут либо подтвердить, либо опровергнуть юридические факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому делу. Относящиеся к рассматриваемому делу доказательства должны быть необходимы и достаточны для вынесения обоснованного судебного акта.

 В соответствии со статьей 9 Федерального закона О бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Для железной дороги первичным учетным документом является дорожная ведомость, железнодорожная накладная является первичным учетным документом для грузополучателя, а железнодорожная квитанция является первичным учетным документом для грузоотправителя. Поэтому указанные документы являются для суда обладающими равной доказательной силой. Отсутствие сведений в одной форме может восполняться сведениями, содержащимися в другой форме документа.

 В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Арбитражный суд полагает, что истец не доказал, что отметки в дорожных ведомостях и распечатки из базы ИВЦ об обходе железнодорожных узлов не являются относимыми и допустимыми с точки зрения федерального закона доказательствами.

 Требования ОАО «РУСАЛ Бокситогорск» о взыскании с ОАО «Российские железные дороги»  пени за просрочку доставки груза в соответствии со ст. ст. 33, 97 УЖТ РФ  подлежат удовлетворению в сумме  9 470 рублей 88 копеек.

     Руководствуясь статьями 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

   Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу Открытого акционерного общества «РУСАЛ Бокситогорск»  9470 рублей 88 копеек - пени и  378 рублей 83 копейки - расходы по государственной пошлине.

   В остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья                                                                                        Несмиян С.И.