Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
17 августа 2020 года Дело № А56-38553/2019
Резолютивная часть решения объявлена августа 2020 года . Полный текст решения изготовлен августа 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Терешенкова А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Румянцевой М.О.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западная Транспортная Компания"
заинтересованное лицо - 1)Отдел по Фрунзенскому району г. Санкт-Петербурга УВМ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области; 2) ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
третье лицо - Общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западная транспортная компания";
о признании незаконным и отмене постановления от 07.03.2019 к протоколу №45 от 22.02.2019
при участии
от заявителя: Не явился, извещен.,
от заинтересованного лица: Не явился, извещен.,
от третьего лица: Не явился, извещен.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Северо-Западная Транспортная Компания» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Отдела по Фрунзенскому району г. Санкт-Петербурга УВМ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – Управление, заинтересованное лицо) от 07.03.2019 о назначении административного наказания к протоколу № 45 от 22.02.2019, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2019 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу №А56-38439/2019.
В связи с тем, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по настоящему делу, устранены, протокольным определением, суд возобновил производство по делу.
Суд, исследовав материалы дела, и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
Как следует из материалов дела, 24.01.2019 Отделом по Фрунзенскому району Управления совместно с Управлением ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области проведены совместные проверочные мероприятия на территории Фрунзенского района города Санкт-Петербурга.
В ходе проверки объекта - складские территории, расположенные по адресу: <...>, выявлен гражданин Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который на момент проверки отгружал товар со склада в грузовые автомобили, т.е. осуществлял трудовую деятельность в качестве грузчика в отсутствие у него патента на осуществление трудовой деятельности.
На основании договора субаренды нежилого помещения №16 от 01.09.2017, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «Контент» заявитель использует помещения для логистики автоперевозок.
По факту нарушения Обществом положений пункта 4 статьи 13 Федерального Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации», 22.02.2019 в отношении ООО "Северо-Западная транспортная компания" составлен протокол АП-Юр № 45 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ.
Постановлением от 07.03.2019 по делу об административном правонарушении к протоколу к протоколу АП-Юр № 45 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения в соответствии с указанной квалификацией, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Общество, не согласившись с постановлением Управления о привлечении к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы заявителя, суд приходит к следующим выводам.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее – Закон N 115-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешение на временное проживание.
В соответствии с примечанием статьи 18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Согласно части 4 статьи 18.15 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения. Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Таким образом, установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из оспариваемого постановления следует, что факт совершения административного правонарушения и виновность Общества в его совершении подтверждаются:
- протоколом Ап-ЮР № 45 от 22.02.2019;
- копией материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.10 КоАП РФ в отношении гражданина Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.;
- материалами дела об административном правонарушении № 45 от 24.01.2019 года.
По результатам исследования в судебном заседании в соответствии с правилами статьи 162 АПК РФ приведенных выше доказательств, суд установил следующее.
Обществу вменяется административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ, выразившееся в привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не имеющего патента. Иностранный гражданин выявлен в момент погрузки товара со склада в грузовые автомобили на складских территориях, расположенных по адресу: <...>, где, как указано в протоколе об административном правонарушении, Общество осуществляет деятельность согласно договору субаренды от 01.09.2017 № 16.
При проведении проверочных мероприятий присутствовал генеральный директор Общества, который категорически отрицал причастность Общества к привлечению иностранного гражданина к трудовой деятельности, а именно указано следующее: «никаких иностранных граждан на территории склада не видел, об их наличии узнал от сотрудников полиции, на территории организации иностранные граждане не работают».
При составлении протокола об административном правонарушении участвовал защитник Заявителя ФИО2, который в графе для объяснений указал, что «с обстоятельствами изложенными в проколе не согласен, о чем сообщил подробно в письменном объяснении на одном листе с приложением договора погрузо-разгрузочных работ, производимых ООО «Бизнес-Контакт», договора субаренды и трех фотографий». Инспектором ОИК не проведена проверка причастности к возможному нарушению ООО «Бизнес-Контакт» (погрузо-разгрузочные работы), ООО «Структор» (транспортная обработка грузов), которые находятся и занимаются данными работами по адресу: пр. Александровский Фермы, д.29, генеральный директор обеих организаций – ФИО3».
Вместе с тем, возражения Общества административный орган не проверял, протокол осмотра, соответствующий требованиям статьи 27.8 КоАП РФ, не составил, в постановлении о привлечении к административной ответственности доводы Общества и представленные им доказательства не оценены.
Согласно договору субаренды от 01.09.2017 № 16, арендодатель (ООО «Контент» предоставил арендатору (ООО «СЗТКом», ОГРН: <***>, ИНН: <***>) нежилое помещение общей площадью 540 кв.м по адресу: проспект Александровской Фермы, д. 29 лит.»АЛ» пом. 1Н, 2Н. Но согласно протоколу об административном правонарушении местом его совершения указан другой адрес: проспект Александровской Фермы, д. 29, кора.4.
Сведений о том, что означенный адрес и адрес, по которому обнаружен осуществляющий трудовую деятельность иностранный гражданин (проспект Александровской Фермы, д. 29 корп. 4) совпадают, являются одним и тем же местом, в материалах дела нет.
Между тем, как видно из материалов дела, по адресу: проспект Александровской Фермы, д. 29, литер «БЮ» на основании договора аренды от 09.12.2016 № 13/2016 осуществляет деятельность организация с созвучным названием - ООО "СЗТком" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>).
В протоколе об административном правонарушении какие-либо сведения, свидетельствующие в пользу вывода о том, что иностранный гражданин привлечен к трудовой деятельности именно ООО «СЗТКом» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), а не ООО "СЗТком" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), не зафиксированы.
В постановлении Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 25.01.2019 о привлечении иностранного гражданина к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства, на которое ссылается Управление, также конкретно не обозначено, каким именно ООО "СЗТКОМ" привлечен ФИО1, к трудовой деятельности в качестве грузчика.
На основании изложенного, суд констатирует, что Управлением при производстве по делу об административном правонарушении не учтены положения глав 1, 24 и 26 КоАП РФ, в том числе правила статей 1.5, 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ, не доказано наличие в действиях Общества события и состава вмененного административного правонарушения.
Недоказанность события и состава вмененного правонарушения, в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
При указанных обстоятельствах, постановление о назначении административного наказания к протоколу № 45 от 22.02.2019, вынесенное Управлением в отношении ООО «Северо-Западная Транспортная Компания» подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Отдела по Фрунзенскому району г. Санкт-Петербурга УВМ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 07.03.2019 о назначении административного наказания к протоколу N 45 от 22.02.2019.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Терешенков А.Г.