ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-38888/19 от 08.10.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

25 февраля 2020 года                                                                     Дело № А56-38888/2019

Резолютивная часть решения объявлена октября 2019 года .

Полный текст решения изготовлен февраля 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Денисюк М.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никитиной Е.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 2 Красносельского района»

к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга

об оспаривании постановления от 20.03.2019 по делу об административном правонарушении № 387/19

при участии

от заявителя: предст. ФИО1 – доверенность от 09.01.2019

от заинтересованного лица: предст. ФИО2 – доверенность от 09.01.2019

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 2 Красносельского района (далее – заявитель, Общество, ООО «ЖКС № 2 Красносельского района») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – Инспекция) от 20.03.2019 по делу об административном правонарушении № 387/19, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 5 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее - Закон № 273-70).

В судебном заседании 08.10.2019 представитель Общества поддержал заявленные требования, представил дополнения к заявлению. Представитель Инспекции возражал против удовлетворения заявленных Обществом требований по основаниям, изложенным в отзыве.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и при отсутствии возражений сторон перешел к рассмотрению дела в судебном заседании суда первой инстанции.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства.

На основании решения от 24.01.2019 помощником прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения Обществом требований законодательства Санкт-Петербурга о проведении зимней уборки, в ходе которой выявлено, что в нарушение пунктов 4.4, 4.5, 4.10, 4.12 Приложения № 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961, по адресам: <...>, корп.2, <...>, не произведена уборка внутриквартальной территории от снега. Результаты проверки отражены в акте проверки от 24.01.2019 с материалами фотофиксации.

Материалы проверки направлены в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга.

13.03.2019 должностным лицом Инспекции в отношении Общества составлен протокол № 02/33-1 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 20 Закона № 273-70.

Постановлением Инспекции от 20.03.2019 по делу об административном правонарушении № 387/19 Общество привлечено к административной ответственности по пункту 5 статьи 20 Закона № 273-70 с назначением наказания в виде штрафа в размере 100000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд считает заявленные Обществом требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Пунктом 5 статьи 20 Закона № 273-70 предусмотрена ответственность за нарушение требований к зимней уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, в том числе неосуществление мероприятий по удалению снега и наледи, погрузке, вывозу и размещению в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи, очистке кровель и иных поверхностей объектов от снега и наледи.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга (далее – Правила №961).

Общие требования к зимней уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства установлены разделом 4 Приложения № 5 Правилам № 961.

Целью зимней уборки территорий общего пользования и иных объектов благоустройства является борьба с наледью, удаление снега и наледи, погрузка, вывоз и размещение в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи (пункт 4.2 Приложения № 5 Правилам № 961).

В соответствии с пунктами 4.4 и 4.5 Приложения № 5 Правилам № 961 удаление снега осуществляется путем его рыхления, подметания, сгребания, а также погрузки, вывоза и размещения или утилизации в специально оборудованных местах. Снегоочистка начинается в зависимости от интенсивности снегопада, но не позднее чем при выпадении снега свыше 0,03 м.

Согласно пункту 4.10 Приложения № 5 Правилам № 961 погрузка и вывоз снега начинаются после формирования снежного вала и производятся круглосуточно до полного удаления снега. Сроки и очередность вывоза снега с территории Санкт-Петербурга, обеспечивающие безопасное движение транспорта и пешеходов, устанавливаются распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.

При уборке тротуаров, внутриквартальных территорий производится ручная уборка недоступных для механизмов мест (пункт 4.12 Приложения № 5 Правилам №961).

Постановлением Инспекции от 20.03.2019 по делу об административном правонарушении № 387/19 Общество привлечено к административной ответственности по пункту 5 статьи 20 Закона № 273-70 по факту нарушения пунктов 4.4, 4.5, 4.10, 4.12 Приложения № 5 к Правилам № 961, выразившегося в том, что адресам: <...>, корп.2, <...>, не произведена уборка внутриквартальной территории от снега.

В соответствии с пунктом 1.7 Правил № 961 внутриквартальная территория - территория, расположенная за границами красных линий внутри квартала, а в случае отсутствия красных линий - ограниченная по периметру многоквартирными домами, включая газон по периметру многоквартирного дома (границами земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома), и(или) общественными зданиями, находящаяся в общем пользовании граждан, и обеспечивающие ее функционирование внутриквартальные проезды, подходы к зданиям, газоны, ограждения и другие элементы благоустройства, установленные в приложении № 2 к настоящим Правилам.

Таким образом, внутриквартальная территория, ограниченная границами земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, не относится к общему имуществу многоквартирного дома, состав которого определен частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Как следует из материалов дела, уборка внутриквартальных территорий по вышеуказанным адресам осуществляется Обществом не в рамках исполнения обязанностей по договорам управления многоквартирными домами, а в рамках исполнения государственных контрактов от 14.01.2019 на выполнение работ по уборке внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, заключенных Обществом с Администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга. При выполнении государственных контрактов от 14.01.2019 Общество выступает не в качестве управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирными домами, оказывающей услуги и выполняющей работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а в качестве подрядчика по гражданско-правовому договору.

В соответствии с частью 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 48 Закона № 273-70 исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, а также контроль за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным стандартам и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в пункте 1 статьи 16, статье 18, пунктах 1 - 9 и 11 статьи 20, статьях 22, 26, 28, 29-1, 31, 32, 38 и 39 настоящего Закона Санкт-Петербурга, совершенных в отношении объектов жилищного фонда, а также на придомовых территориях жилищного фонда, в отношении должностных и юридических лиц.

Таким образом, исходя из вышеприведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта 3 пункта 1 статьи 48 Закона № 273-70 Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга (исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, а также контроль за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным стандартам и техническим правилам и нормам) наделена полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, ответственность за которое установлена пунктом 5 статьи 20 Закона № 273-70, которые были совершены в отношении объектов жилищного фонда, а также на придомовых территориях жилищного фонда.

При таких обстоятельствах, поскольку вмененное Обществу правонарушение совершено на внутриквартальных территориях, которые не относятся к общему имуществу многоквартирных жилых домов и жилому фонду, уборка указанных территорий осуществлялась Обществом в рамках исполнения гражданско-правовых договоров, а не в рамках договоров управления многоквартирными домами, суд приходит к выводу об отсутствии у Инспекции в рассматриваемом случае полномочий по составлению протокола и вынесению постановления о привлечении к административной ответственности по пункту 5 статьи 20 Закона № 273-70 (такими полномочиями в силу положений подпункта 3 пункта 1 статьи 48 Закона № 273-70 наделена Государственная административно-техническая инспекция, которой рассматриваются дела об административных правонарушениях по пункту 5 статьи 20 Закона № 273-70, совершенных в отношении объектов нежилого фонда, зон производства работ, а также на территориях, не являющихся придомовыми территориями жилищного фонда).

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению, постановление Инспекции от 20.03.2019 по делу об административном правонарушении № 387/19 подлежит признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 20.03.2019 по делу об административном правонарушении № 387/19 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 2 Красносельского района» к административной ответственности по части 5 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                        Денисюк М.И.