Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
25 сентября 2020 года Дело № А56-38964/2020
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2020 года
Полный текст решения изготовлен сентября 2020 года
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Бугорской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Недвежаевой А.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БИЗНЕС-СТРОЙКОМП" (адрес: Россия 188643, г ВСЕВОЛОЖСК, ЛЕНИНГРАДСКАЯ обл ВСЕВОЛОЖСКИЙ р-н, Колтушское ш. 184 , ОГРН: 4703006850 );
ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВСЕВОЛОЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (адрес: Россия 188643, г ВСЕВОЛОЖСК, ЛЕНИНГРАДСКАЯ обл ВСЕВОЛОЖСКИЙ р-н, ш КОЛТУШСКОЕ 138 , ОГРН: 4703000911 );
о признании незаконным решения и обязании,
при участии
- от истца: ФИО1 по доверенности от 28.04.2020,
- от ответчика: ФИО2 по доверенности от 12.03.2020,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Бизнес-стройкомп» (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» (далее - Администрация), в котором просило
- признать незаконным решение заинтересованного лица об отказе в выдаче разрешения на строительства от 06.03.2020 (вх. № 258/1.5-10 от 02.03.2020);
- обязать Администрацию выдать Заявителю разрешение на строительство объекта капитального строительства: Питомник декоративных растений и магазин в течение 7(семи) рабочих дней с даты вступления решения в законную силу.
Определением от 20.05.2020 назначено предварительное судебное заседание с возможностью перехода в основное судебное заседание в отсутствие возражений сторон.
Возражений в отношении предложенного порядка рассмотрения спора лицами, участвующими в деле, в установленный срок не направлено.
В судебном заседании 30.07.2020 суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание первой инстанции, в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению спора по существу.
В судебном заседании 10.09.2020 представитель Заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель Администрации против удовлетворения заявления возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, доводы заявления и отзыва на него, заслушав мнения участвующих в деле лиц, суд установил следующее.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2018 по делу А56-24188/2018, принятым по иску Общества к Администрации, за Обществом признано право собственности на объект незавершенного строительства (далее - ОНС) с кадастровым номером: 47:09:0109003:98 по адресу: Ленинградская область, дер. Колтуши.
Согласно выписке из ЕГРН от 11.09.2018 право собственности на ОНС зарегистрировано за Обществом 11.09.2018 на основании решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2018 по делу А56-24188/2018 (peг. № 47:09:0109003:98-47/012/2018-1).
Как следует из материалов дела, ОНС находится на земельном участке с кадастровым номером 47:09:0109003:68, расположенном по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Колтушское сельское поселение, дер. Колтуши, пересечение Колтушского шоссе и дороги на Воейково, площадью 2200 кв. м., категории - из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - строительство зданий питомника декоративных растений и магазина, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.10.2018.
На основании решения земельной комиссии МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, оформленного выпиской от 10.10.2018 № 53/18, между Администрацией и Обществом на срок по 31.10.2021 был заключен договор аренды № 71/4.4-08 от 29.10.2018 (далее - Договор) в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:09:0109003:68.
Согласно справке от 27.04.2020 № 1140/44-20 из АМО «Всеволожский муниципальный район» Заявитель надлежащим образом исполняет свои обязательства по договору, в том числе по оплате арендных платежей.
Для целей завершения строительства ОНС Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 02.03.2020 № 258/1.5-10 о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Решением от 06.03.2020 Заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство на основании части 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что на территории дер. Колтуши отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки.
Ссылаясь на то, что с учетом положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на строительство здания магазина, на которое уже зарегистрировано право собственности как на ОНС, по мотиву отсутствия утвержденных Правил землепользования и застройки для данной территории муниципального образования, нарушает права собственника, приводит к конфликту частного и публичного интереса, а также указав на отсутствие каких-либо ограничений на спорный земельный участок, препятствующих выдаче разрешения на строительство, отметив, что проектом не предусмотрено изменение каких-либо технико-экономических характеристик уже существующего объекта, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями о признании незаконным решения Администрации от 06.03.2020 об отказе в выдаче разрешения на строительства.
Возражая против удовлетворения заявления, Администрация сослалась на то, что согласно сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Всеволожского муниципального района на территории, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером №47:09:0109003:68, правила землепользования и застройки не утверждены в установленном законодательством порядке, в результате рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство, представленного ООО «Бизнес-стройкомп», было принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство на основании части 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), поскольку в законе установлен прямой запрет; заявление было рассмотрено Администрацией в соответствии с требованиями действующего законодательства; принятое решение не повлекло нарушение прав и законных интересов Заявителя.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 51 ГрК РФ в редакции, действующей с 01.01.2017, предусмотрено, что разрешение на строительство объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 названной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 указанной статьи решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на строительство принимается в течение 7 рабочих дней.
Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство предусмотрены частью 13 статьи 51 ГрК РФ:
1. отсутствие документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи;
2. несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка;
3. несоответствия ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В соответствии с частью 3 статьи 51 ГрК РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Согласно части 14 статьи 51 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Частью 1 статьи 9 ГрК РФ установлено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Градостроительный регламент представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ градостроительные регламенты утверждаются в составе правил землепользования и застройки.
Как было указано выше, в соответствии с частью 3 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешений на строительство на определенной территории не допускается в отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки.
В силу вышеприведенных нормативных положений строительство объекта недвижимости на земельном участке ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, объем которых устанавливается в правилах землепользования и застройки. Отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки препятствует строительству объектов недвижимости, которые в силу части 4 стать 85 Земельного кодекса Российской Федерации могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В соответствии со сведениями, имеющимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Всеволожского муниципального района Ленинградской области, земельный участок с кадастровым номером 47:09:0109003:68, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Колтушское сельское поселение, дер. Колтуши, пересечение Колтушского шоссе и дороги на Воейково, расположен на территории, применительно к которой Правила землепользования и застройки муниципального образования «Колтушское сельское поселение» не утверждены.
Установив, что Правила землепользования и застройки для дер. Колтуши, к которой относится вышеуказанных земельный участок, не утверждены, суд приходит к выводу о том, что у Администрации не имелось оснований в силу положения части 3 статьи 51 ГрК РФ для выдачи Обществу испрашиваемого разрешения на строительство.
Вопросы надлежащего исполнения Договора аренды непосредственного отношения к предмету настоящего спора не имеют, что не лишает арендатора возможности при наличии к тому оснований заявления требований, основанных на договорных обязательствах.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2018 по делу А56-24188/2018, которым за Обществом признано право собственности на ОНС, выводов о соответствии планируемого строительства утвержденным правилам землепользования и застройки не содержит, в связи с чем на результат рассмотрения требований, заявленных в порядке 24 главы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, непосредственно влить не может.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, следует признать, что Заявителем не доказано совокупности оснований, необходимых для признания незаконным решения Администрации в порядке 24 главы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что само по себе, при наличии к тому оснований, не лишает Общества возможности избрать иной способ защиты права.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления следует отказать.
Расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на Заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Бугорская Н.А.