ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-39105/10 от 18.08.2010 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

25 августа 2010 года Дело № А56-39105/2010

Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 25 августа 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Королевой Т.В.  ,

при ведении протокола судебного заседания судьей Королевой Т.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ООО "Жилищник"

заинтересованное лицо Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

о признании незаконным постановления

при участии

от заявителя предст. ФИО1 (доверенность от 17.08.2010), ФИО2 (доверенность от 10.06.2010 № 273)

от заинтересованного лица предст. ФИО3 (доверенность от 13.01.2010 № 02-53/10-0-0)

установил:

ООО "Жилищник" (далее Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее Комитет) по делу об административном правонарушении № 005-2010/П-198-323 от 06.05.2010 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) с назначением административного штрафа в размере 100 000 руб., а также решения вышестоящего должностного лица по жалобе Общества на оспариваемое постановление.

Общество заявило ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления и решения Комитета.

Суд считает возможным восстановить пропущенный срок, так как согласно положениям Федерального закона от 30.03.1998 г. «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод» обязательными для Российской Федерации являются как юрисдикция Европейского союза по правам человека, так и решения этого суда.

В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии и закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде – органе государственной системы правосудия.

При указанных обстоятельствах, а также учитывая позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, суд удовлетворяет ходатайство Общества о восстановлении срока на обжалование постановления и решения Комитета.

Общество требование поддержало, ссылаясь на то, что Общество относится к субъектам среднего предпринимательства, разработка проекта не распространяется на Общество.

Комитет просил требование отклонить, ссылаясь на законность и обоснованность постановления.

Стороны изложили свои позиции, выступили в прениях, представили все доказательства и согласились рассмотреть дело по существу заявленных требований.

Руководствуясь статьями 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд определил:

1. Закончить подготовку дела к судебному разбирательству;

2. Рассмотреть дело по существу в этом же судебном заседании.

Выслушав доводы обеих сторон и, рассмотрев материалы дела, суд находит требование Общества обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой Красносельского района Санкт-Петербурга 15.03.2010 проведена проверка исполнения Обществом требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности организации жилищно-коммунального хозяйства.

В результате проверки установлено отсутствие разработанного и согласованного в установленном порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

15.03.2010 Прокурором Красносельского района Санкт-Петербурга вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Постановлением Комитета от 06.05.2010 № 005-2010/П-198-323 Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 100 000 руб.

27.05.2010 Общество обратилось с заявлением № 254 об оспаривании постановления к вышестоящему должностному лицу – Председателю Комитета.

Решением заместителя главного государственного инспектора Санкт-Петербурга по охране природы Комитета от 08.06.2010 № 005-2010/Рж-198 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении постановление от 06.05.2010 № 005-2010/П-198-323 оставлено без изменения, а жалоба Общества без удовлетворения.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Общество относится к субъекту среднего бизнеса.

Кроме того, согласно письму Территориального органа Федеральной службы государственной статистки по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 28.05.2010 № 410/4652 на 01.01.2010 Общество для статистических целей идентифицировано как среднее предприятие.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации. Порядок определен Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

В силу пункта 4 Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.

Таким образом, лимиты на размещение отходов должны быть установлены только тем индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые осуществляют деятельность по размещению отходов.

В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон N 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: иx создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Установлено, что место временного содержания Обществом отходов (контейнерный ящик) не может квалифицироваться как объект размещения отходов, а следовательно, деятельность Общества - как размещение отходов.

Таким образом, поскольку Общество не занималось размещением отходов, у него отсутствовала обязанность разрабатывать проекты лимитов на размещение отходов. Ведение деятельности в отсутствие таких лимитов не образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ.

Довод Комитета о том, что у Общества на балансе находятся контейнерные площадки и контейнеры, не подтвержден документально. Наличие в штате Общества дворников и рабочих мусоропровода не подтверждает факт осуществления Обществом сбора и накопления отходов.

Заключение Обществом договоров на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспортов опасных отходов и обоснования отнесения отходов к конкретному классу опасности было сделано добровольно и не подтверждает факт наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

С учетом изложенного требования Общества подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Восстановить срок на обжалование постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по делу об административном правонарушении № 005-2010/П-198-323 от 06.05.2010, решения Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 08.06.2010 № 005-2010/Рж-198.

Признать незаконным и отменить постановление Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по делу об административном правонарушении № 005-2010/П-198-323 от 06.05.2010 о привлечении ООО "Жилищник" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также решение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 08.06.2010 № 005-2010/Рж-198 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья Королева Т.В.