ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-39674/06 от 05.02.2007 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

12 февраля 2007 года                                                                       Дело № А56-39674/2006

Резолютивная часть решения объявлена  05 февраля 2007 года. Полный текст решения изготовлен февраля 2007 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Галкина Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Галкиной Т.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ООО "Промтех"

ответчик Межрайонная ИФНС России №16 по Санкт-Петербургу

о признании недействительным решения и обязании возвратить НДС

при участии

от заявителя: не явился.

от ответчика: предст. ФИО1

установил:

            Общество с ограниченной ответственностью «Промтех» обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с Заявлением о признании недействительными Решений Межрайонной инспекции ФНС России № 16 по Санкт-Петербургу № 1141 от 22.05.2006 г. об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, №   1142 от 22.05.2006 г.  о привлечении   налогоплательщика  к   налоговой   ответственности   за   совершение налогового правонарушения, № 669 от 22.05.2006 г.  об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, №  617  от 06.06.2006  г.   о взыскании налоговой санкции с налогоплательщика, Требования № 6045 от 05.06.2006 г. об уплате налоговой санкции, Требования № 115407 об уплате налога по состоянию на 05.06.2006 г., а так же обязании  МИ  ФНС  РФ  №   16   по   Санкт-Петербургу устранить допущенные нарушения законных прав и интересов ООО «Промтех» - возместить сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую возмещению, за январь  2006   года в  размере   12.495.470  рублей,   за март в  сумме   12.499.136 рублей, итого в сумме 24.994.606 рублей путем перечисления на расчетный счет ООО «Промтех».

Ответчик не признал требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве и письменных объяснениях.

Заявитель не явился в судебное заседание.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии заявителя.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее:

22 мая 2006 года Межрайонная инспекция ФНС № 16 по Санкт-Петербургу вынесла Решение № 1141 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ООО «Промтех». Указанным решением ООО «Промтех» предложено уплатить исчисленную сумму НДС в размере 125.505.385 рублей.

22 мая 2006 года, Ответчик вынес Решение № 1142 о привлечении ООО «Промтех» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Оба решения приняты по результатам камеральной налоговой проверки, проведенный за январь 2006 года. Данным решением ООО «Промтех» отказано в возмещении НДС по приобретенным товарам в сумме 12.495.470 рублей, доначислен НДС с реализации в сумме 9.915 рублей, предложено уплатить штраф и пени.

            14 июля 2006 года Ответчик вынес Решение № 669 от 22.05.2006 г. об отказе в привлечении ООО «Промтех»       к налоговой ответственности по результатам камеральной налоговой проверки за март 2006 года. Указанным решением ООО «Промтех» отказано в возмещении НДС в сумме 12.499.136 рублей.

            06.06.2006 г. налоговым органом принято решение № 617 о взыскании с заявителя налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 1983 руб. на основании решения № 1142 от 22.05.2006 г.

            Заявителю вручены требования  № 115407 от 05.06.2006 г. об уплате НДС и пени, № 6045 от 05.06.2006 г. об уплате штрафа.

В период 2003-2005 год Заявителем заключались договоры купли-продажи, в соответствии с которыми было приобретено оборудование у ряда поставщиков. Товары были получены Заявителем в полном объеме, соответствующие документы предъявлены.

Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»  в Налоговый кодекс (глава о налоге на добавленную стоимость) внесены изменения, касающиеся, в частности, момента начисления налога, возмещения налога.

Так, статья 167 Налогового кодекса изложена в следующей редакции:

«Момент определения налоговой базы.

В целях настоящей главы моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.»

С 1 января 2006 года НДС к уплате в бюджет начисляется по методу – «по отгрузке». Все компании должны регистрировать выставленные счета-фактуры в Книге продаж сразу после передачи продукции покупателям.

            ООО «Промтех» применял учетную политику предприятия «по отгрузке»  и в 2005 году (Приказ об учетной политике № 4 от 30.12.2004 года .

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 119-ФЗ от 22.05.2005 г. по состоянию на 1 января 2006 года налогоплательщики налога на добавленную стоимость обязаны провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей по состоянию на 31 декабря 2005 года включительно. По результатам инвентаризации определяются дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, операции по реализации (передаче) которых признаются объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, и кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 1 января 2006 года, в составе которой имеются суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг) и имущественных прав и подлежащие налоговому вычету в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствиями с требованиями закона, ООО «Промтех» по состоянию на 1 января 2006 года провел инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей по состоянию на 31 декабря 2005 года включительно. По результатам инвентаризации была определена дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные товары и кредиторская задолженность за неоплаченные товары, а также  составлены Акты и Справки, по формам, установленным  Письмом Федеральной налоговой службы от 27 января 2006 г. № ММ-6-03/85 «О проведении инвентаризации в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ»

            По результатам инвентаризации сумма дебиторской задолженности ООО «Промтех» составила 455.870.840 рублей, в том числе НДС 75.074.265 рублей.

            В соответствии с внесенными в Налоговый кодекс изменениями с 1 января 2006 года зачесть НДС по полученным ценностям можно на основании одного лишь счета-фактуры, не оплачивая их поставщику. Иными словами, для получения вычета по НДС фирма должна будет выполнить на одно условие меньше, а именно для получения налогового вычета:

1)         ценности должны быть оприходованы на балансе организации

2)         ценности приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС, либо для перепродажи

3)         у фирмы имеются документы, подтверждающие право на вычет – счета-фактуры поставщика, зарегистрированные в Книге покупок.

            ООО «Промтех» приобретало товары для перепродажи, оприходовало их на своем балансе, счета-фактуры были получены от поставщиков и соответствующим образом зарегистрированы в Книге продаж

            Статья 2 Федерального закона № 119-ФЗ предусмотрела переходные положения, связанные с применением налоговых вычетов такими налогоплательщиками.

Согласно с п. 10 ст. 2 ФЗ от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ  налогоплательщики налога на добавленную стоимость, определяющие до вступления в силу настоящего Федерального закона момент определения налоговой базы как день отгрузки, производят вычеты сумм налога, не оплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были приняты ими к учету до 1 января 2006 года, в первом полугодии 2006 года равными долями.

Таким образом, в пределах суммы кредиторской задолженности, числящейся по состоянию на 1 января 2006 г., налогоплательщики, уплачивающие НДС по мере поступления оплаты за реализуемые товары (работы, услуги) и имущественные права, до 1 января 2008 г., вычеты налога производили в действующем порядке, то есть после фактической оплаты приобретенных товаров (работ, услуг) и имущественных прав; после - по оставшейся сумме кредиторской задолженности НДС принимается к вычету в первом налоговом периоде 2008 г.

Для налогоплательщиков же, уплачивающих в настоящее время НДС «по отгрузке» в Законе установлен льготный порядок: НДС по кредиторской задолженности, числящейся по состоянию на 1 января 2006 г., принимается к вычету до 1 июля 2006 г. равными долями по налоговым периодам (при наличии счетов-фактур поставщиков, оформленных в установленном порядке, и при условии принятия к учету приобретенных товаров и имущественных прав).

На момент вступления в силу Федерального закона № 119-ФЗ (на 1 января 2006 года), Заявитель применял учетную политику «по отгрузке», что подтверждается Приказом об учетной политике, а также прочими представленными первичными документами.

            Товар был приобретен Заявителем и принят на учет до 01 января 2006 года, что подтверждают соответствующие документы. Таким образом, ООО «Промтех» имеет право, в соответствии с законом, производить вычеты вышеуказанной суммы налога в первом полугодии 2006 году равными долями (по 1/6 части суммы).

            Доводы налоговой инспекции о совершении обществом недобросовестных действий не принимаются судом:

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ на налоговые органы возложена обязанность по доказыванию обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта и его соответствия закону и иному нормативному правовому акту. В данном случае налоговая инспекция не оспаривает соблюдение обществом требований статей 171 и 172 НК РФ, но при этом считает неправомерным применение обществом налоговых вычетов. Налоговой инспекции следовало  представить доказательства, с бесспорностью свидетельствующие о том, что действия общества были направлены исключительно на искусственное создание оснований для возмещения налога из бюджета.

            По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством. Статьей 87 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства. В случае выявления при проведении встречных проверок фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм налога на добавленную стоимость.

Согласно Определению КС РФ от 16.10.2003 № 329-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО «Экспорт-Сервис» на нарушение Конституционных прав и свобод положениями абзаца 1 пункта 4 статьи 176 НК РФ» «Истолкование статьи 57 Конституции РФ в системной связи с другими положениями Конституции РФ не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

В соответствии со ст. 10 ГК РФ презюмируется добросовестность поведения и разумность действия участников правоотношений. Таким образом, вступая с партнерами в договорные отношения налогоплательщик справедливо полагал, что его партнеры действуют также добросовестно. Заявитель не может нести ответственности за своих контрагентов. Налоговые органы не вправе налагать на налогоплательщика дополнительные обязанности по проверке своих контрагентов в плане исполнения их обязательств в сфере налоговых правоотношений.

            Доводы налоговой инспекции, в частности об отсутствии у общества документов на перевозку товара, также не свидетельствуют о недобросовестности общества, поскольку соответствующие обстоятельства не опровергают факт осуществления хозяйственных операций с реальными товарами, имеющими действительную стоимость, и связаны с условиями заключенных обществом договоров поставки, которые не предполагают осуществления обществом операций по хранению товара и его перевозке.

Имеющиеся в материалах дела копии товарных накладных соответствуют форме, утвержденной приказом Государственного комитета по статистике Российской Федерации от 25.12.1998 N 132, содержат указание на наименование передаваемых товаров, их массу и количество и подписаны уполномоченными лицами, в связи с чем обоснованно признаны надлежащими доказательствами передачи товаров покупателю. Принимая во внимание указанное обстоятельство, представление обществом транспортных накладных не является необходимым для подтверждения реального совершения обществом хозяйственных операций.

            Иные обстоятельства, на которые ссылается налоговая инспекция, в том числе связанные с численностью сотрудников общества и размером его уставного капитала, а также относящиеся к деятельности контрагентов общества, сами по себе, в отсутствие доказательств согласованности действий участников рассматриваемых операций и без представления сведений, опровергающих их реальность, не могут учитываться при оценке добросовестности общества.

            В силу прямого указания в пункте 1 статьи 169 НК РФ документом, служащим основанием для принятия предъявленных продавцом сумм налога к вычету или возмещению, у покупателя является счет-фактура, который должен быть составлен с соблюдением требований к оформлению, изложенных в пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ.

Отсутствие счетов-фактур, предусмотренных статьей 169 НК РФ, препятствует реализации налогоплательщиком - покупателем товаров (работ, услуг) права на налоговые вычеты в соответствующем налоговом периоде сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам.

Аналогичные последствия влечет наличие у покупателя товаров счетов-фактур, оформленных продавцами с нарушением установленного порядка: такие счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных продавцами товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету или возмещению.

При неправильном оформлении поставщиками счетов-фактур налогоплательщик в силу пунктов 1 - 2 статьи 169, пункта 1 статьи 171, пункта 1 статьи 172, пункта 1 статьи 173 и пункта 4 статьи 176 НК РФ может предъявить к вычету указанный в таких счетах-фактурах НДС (при соблюдении иных условий реализации права на налоговые вычеты) только после получения от поставщика исправленного (дооформленного) счета-фактуры.

Заявитель представил в налоговые органы счета-фактуры, оформленные в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ.

            В соответствии ст. 171 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные законом налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации.

Все спорные суммы были предъявлены Заявителю при приобретении товаров.

Статья 172 Налогового кодекса устанавливает, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных законом.

 При этом вычетам подлежат только те суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов. Товары были приняты на учет, соответствующие накладные оформлены и представлены в налоговый орган.

В соответствии с п. 1 ст. 169 Налогового кодекса РФ документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном налоговым кодексом, является счет-фактура. Все счета-фактуры также были предъявлены налогоплательщиком для налоговой проверки.

Обоснованность применения налоговых вычетов подтверждается документами, приведенными п. 1 ст. 172 НК РФ – Заявитель  представил все документы, свидетельствующие как о заключении договора, так и о получении и оприходовании, принятии на учет товара – договоры, товарные накладные.  Отгрузку и перевозку товаров до покупателей налогоплательщик не производил.

В рамках налоговой проверки были представлены все документы, подтверждающие реальную поставку товара, в частности, товарные накладные. Документы составлены в соответствии с требованиями закона и подтверждают передачу товара от продавца товара к Заявителю, а также последующую передачу товара покупателю.

            В соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с кодексом, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Заявитель подал соответствующие заявления, документы, налоговые декларации, инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 01 января 2006 года, однако, до настоящего времени разница не возмещена – денежные средства не возвращены Ответчиком.

            На основании изложенного и в соответствии со ст.ст. 167, 171, 172, 176 НК РФ требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 105, 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Признать недействительными Решения МИФНС № 16 по Санкт-Петербургу № 1141 от 22.05.2006 г., № 1142 от 22.05.2006 г., № 669 от 22.05.2006 г., № 617 от 06.06.2006 г. и требования № 6045 от 05.06.2006 г., № 115407 от 05.06.2006 г.

2. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС РФ № 16 по Санкт-Петербургу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Промтех»  путем возврата  налога на добавленную стоимость из федерального бюджета  за январь 2006 года в размере 12495470 рублей, за март 2006 г. в сумме 12.499.136 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья                                                                                        Галкина Т.В.