Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
18 февраля 2021 года Дело № А56-39840/2020
Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 18 февраля 2021 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Селезнёвой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания - секретарем Стенниковой А.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению):
Заявитель - ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТАЦИОНАРНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ "СЯСЬСТРОЙСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ" (ИНН <***>)
К заинтересованному лицу - КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
об оспаривании предписания от 12.11.2019 № 16
при участии
от истца (заявителя) – ФИО1, дов-ть от 12.10.2020
от заинтересованного лица – ФИО2, дов-ть от 10.01.2020
установил:
ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТАЦИОНАРНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ "СЯСЬСТРОЙСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ" (далее – заявитель, Учреждение, Интернат) с соблюдением установленного срока обратилось в суд к КОМИТЕТУ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – Комитет, заинтересованное лицо) с заявлением об оспаривании предписания об устранении выявленных нарушений от 12.11.2019 № 16 (далее - Предписание).
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования. Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований.
Материалы дела исследованы по ст.65, 70, 71 АПК РФ
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения комитета государственного финансового контроля Ленинградской области от 3.0.08.2019 года № 100 «О проведении контрольного мероприятия», от 24.09.2019 года № 112 «О внесении изменения в распоряжение комитета государственного финансового контроля Ленинградской области от 30.08.2019 года № 100» в отношении ЛОГБУ «Сясьстройский ПНИ» в период с 17.09.2019 по 28.10.2019г проведена плановая выездная проверка использования субсидий, предоставленных из областного бюджета в рамках государственной программы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области», соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ленинградской области.
По итогам проверки составлен акт от 28.10.2019 и Интернату выдано Предписание в срок до 06.04.2020 возместить причиненный Ленинградской области ущерб в сумме в сумме 12 804,7567 тысячи рублей, из которых:
- 12 787,501 тыс. руб. в связи с неправомерно произведенными в 2018 году выплатами стимулирующего характера (выплаты работникам единовременных премий, премий в связи с празднованием 23 февраля, 8 марта и Дня социального работника, материальной помощи, стимулирующих выплат за интенсивность и высокие результаты работы, премиальных выплат по итогам работы за квартал за выполнение особо важных и срочных работ), которые, по мнению Комитета, не являются расходами на оплату труда, связанными с оказанием государственных услуг (выполнением государственного задания);
- 14,31574 тыс. руб. в связи с установлением завышенной нормы расходования топлива (ГСМ для 4-х а/м 2017, 2014 и 2010 года выпуска) по сравнению с распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (с учетом повышающих коэффициентов);
- 2,94 тыс. руб. в связи с нецелевым использованием средств субсидии, выделенных для финансового обеспечения государственного задания (на стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов); согласно авансовому отчету от 28.03.2018, реестру № 35 от 29.03.2019 и акту от 28.03.2018 средства субсидии в указанном размере истрачены на приобретение венка, возложенного к стелле в память погибшим при пожаре в ТЦ «Зимняя вишня» в г.Кемерово, что не соответствует целям государственного задания.
Не согласившись с выданным Предписанием, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации определены в Бюджетном кодексе Российской Федерации (преамбула).
Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования, в том числе, на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (абзац третий статьи 69.1 БК РФ).
Как установлено пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусмотрены субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества.
Пунктом 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) определено, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Интернат является государственным бюджетным учреждением, получившим из бюджета Ленинградской области на основании соглашения от 16.01.2018 № 1 (с учетом дополнительных соглашений к нему) субсидию на общую сумму 209 432.954 тыс.руб.
Из положений статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, Приказа Минфина России от 28.07.2010 N 81н следует, что документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения (далее - план ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения.
Таким образом, расходование средств субсидии на выполнение государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в соответствии с планом ФХД. Показатели финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений должны соответствовать показателям, отраженным в плане ФХД.
Статьями 129 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу статьи 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации -коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Выплата таких премий является правом работодателя, чем руководствовалось учреждение при выплате премий, установленных приказами №8-к от 28.02.2018г, №33-к от 28.05.2018г, №90-к от 20.12.2018г. № 89-к от 20.12.2018, №102-к от 24.1-2.2018 г.
В связи с обеспечением обязательного исполнения в 2018 году Указа
Президента РФ от 07.05.2012 № 596-606 в части повышения средней
заработной платы отдельным категориям работников с учетом 100%
ежемесячного выполнения целевых показателей в целом по учреждению по
уточненному среднемесячному доходу от трудовой деятельности, целях
снятия социальной напряженности в коллективе учреждения, в связи с ростом
потребительских цен на товары и услуги, работодателем обеспечено
повышение уровня реального содержания заработной платы остальным
работникам в виде премиальных выплат.
Планом ФХД утвержден размер расходов учреждения на оплату труда на 2018 год за счет субсидии на выполнение государственного задания. Фактические расходы на оплату труда за 2018 год за счет субсидии на выполнение государственного задания соответствуют плану ФХД.
При этом Положением о системах оплаты труда работников областных государственных учреждений предусмотрена возможность установления иных доплат и надбавок стимулирующего характера с учетом отраслевых особенностей в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ленинградской области. Кроме того, определено, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в пределах фонда оплаты труда трудовыми договорами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, приказами руководителя по учреждению с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников этого учреждения, с учетом разрабатываемых органами исполнительной власти Ленинградской области, в ведении которого находится учреждение, показателей и критериев оценки деятельности учреждения.
Положением об оплате труда работников ЛОГБУ «Сясьстройский ПНИ» к выплатам стимулирующего характера отнесены премиальные выплаты по итогам работы и стимулирующие выплаты, определены критерии, учитываемые при премировании, предусмотрена возможность установления выплат стимулирующего характера в иных случаях.
Из Положения об оплате труда в ЛОГБУ «Сясьстройский ПНИ» следует, что все премиальные выплаты, в том числе и спорные, производились за фактически отработанное время, личного вклада работника в деятельность учреждения, а также за добросовестное исполнение должностных обязанностей.
Спорные выплаты осуществлялись учреждением по итогам работы за определенный рабочий период и непосредственно связаны с оценкой эффективности выполнения каждым работником трудовых обязанностей в течение данного периода. Стимулирующие выплаты, приуроченные к праздничным датам, определялись с учетом критериев результативного и добросовестного исполнения должностных обязанностей работниками учреждения. Наличие в пределах этого периода государственного или профессионального праздника само по себе не означает, что такая выплата произведена исключительно по причине такого события.
При таких обстоятельствах в данной части нецелевого использования денежных средств, а также превышения расходов сверх установленного фонда оплаты труда, в том числе в части размеров стимулирующих выплат, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности, не установлено.
Ввиду изложенного в описанной части спорное Предписание следует признать недействительным.
Комитетом установлено, что Учреждением согласно отчету № 000000018 от 28.03.2018 приобретен венок на сумму 2,94 тыс. руб. для возложения к Стелле в память погибшим при пожаре в ТЦ «Зимняя вишня» в г. Кемерово, что, по мнению заинтересованного лица не является финансовым обеспечением выполнения государственного задания (на стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов).
Согласно уставу в предмет деятельности Интерната входит оказание за плату, за частичную плату или бесплатно, в частности, социально-педагогических услуг.
Согласно п.2.2.5 "ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения" социально-педагогическая услуга – это социальная услуга, направленная на организацию досуга клиентов.
В данном случае приобретение венка в память погибшим при пожаре в ТЦ «Зимняя вишня» в г. Кемерово было направлено на оказание социально-педагогических услуг (организация досуга - проведение культурно-массовых мероприятий), в целях воспитания и поддержания патриотизма и духовно-нравственных качеств, формирования уважительного отношения в прошлому и настоящему своей страны у получателей социальных услуг.
При таких обстоятельствах вывод Комитета о том, что рассматриваемые расходы являются нецелевым расходованием средств субсидии, нельзя признать верным, в связи с чем Предписание в этой части следует признать недействительным.
В нарушение п. 4 распоряжения Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее - распоряжение Минтранса № АМ-23-р приказами Учреждения от 26.05.2017 № 177 «О постановке на баланс учреждения автотранспортных средств», приказа от 10.07.2015 № 223 «О нормах расхода моторного топлива», от 29.10.2010 № 221-а «О нормах расхода моторного топлива и смазочных материалов на автомобиле УАЗ 396295» и от 29.12.2014 № 349 «О нормах расхода моторного топлива» установлены нормы списания расхода ГСМ для ГАЗ 3221 (год выпуска 2017, гос. номер <***>), Форд Мондео (год выпуска 2014, гос. номер <***>), ГАЗ 3221 (год выпуска 2017, гос. номер <***>), УАЗ 396295 (год выпуска 2010, гос. номер <***>) отличные от предусмотренных указанным распоряжением (с учетом повышающих коэффициентов) сумму 14,31574 тыс. рублей.
Поскольку датой выпуска Форда Мондео является 2014 год, базовая норма расхода определяется в соответствии с пунктом 7.2.1. распоряжения Минтранса № АМ-23-р, устанавливающим нормы расчета для легковых автомобилей зарубежного выпуска с 2008 года. В соответствии со строкой 249 пункта 7.2.1. распоряжения Минтранса № АМ-23-р, базовая норма Форд Мондео (4 L-1.999-145-5M) на 100 км составляет 8,2 л.
В данной части выводы Комитета, изложенные в акте проверки, являются верными, в связи с чем в удовлетворении заявления Интерната в данной части следует отказать.
Судебные расходы по уплате госпошлины распределены по ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 ,110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1.предписание от 12.11.2019 № 16 об устранении выявленных нарушений – признать недействительным в части выплат стимулирующего характера, а также использования средств субсидии, выделяемых для финансового обеспечения государственного задания.
2.в удовлетворении заявления в остальной части – отказать.
3.взыскать с КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ в пользу ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТАЦИОНАРНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ "СЯСЬСТРОЙСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ" 3 000 руб. государственной пошлины.
4.Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Селезнёва О.А.