Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
03 ноября 2021 года Дело № А56-39998/2021
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2021 года . Полный текст решения изготовлен ноября 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Анисимовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ларионовой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Общество с ограниченной ответственностью «Тайсу-ТБ»,
заинтересованное лицо; Северо-Западная электронная таможня,
о признании незаконным и отмене постановления от 13.04.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10228000-136/2021
при участии
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 15.12.2020,
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 04.02.2021, ФИО3 по доверенности от 13.04.2021,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ТАЙСУ-ТБ» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западной электронной таможни (далее – таможня, таможенный орган) от 13.04.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10228000-136/2021.
Определением суда от 14.05.2021 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Лица, участвующие в деле, извещены в порядке, установленном статьями 121, 123, 228 АПК РФ, о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.
Определением от 28.07.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства и назначил судебное заседание.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения. Представитель таможенного органа против удовлетворения заявления возражал по основаниям, изложенным в отзыве, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.
Северо-Западным таможенным постом (ЦЭД) Северо-Западной электронной таможни зарегистрирована декларация на товары № 10228010/150121/0010103 (далее - ДТ), поданная таможенным представителем ООО «ТАЙСУ-ТБ» на основании договора № 0137/003112 от 07.05.2019 с декларантом ООО «ИКВЭЛС» для помещения под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» на 2 товара:
- № 1 «Изделия резиновые металлонаполненные. Манжета пакера с лепестковой корзиной, диаметром 94 мм, состоящая из сетчатого металлического каркаса покрытого резиной, предназначена для изоляции зоны закачки жидкости при добыче нефти и газа, для колонн диаметром 114,3 мм…» Производитель: INTERNATIONAL RUBBER PRODUCTS LTD. Артикул: 170-412135PC-PTL-90D-HNBR. Кол-во: 50 шт. Вес брутто: 66.00 кг, вес нетто: 45.00 кг. Заявленный код товара ТН ВЭД ЕАЭС: 4016999109. Таможенная стоимость: 520410.10 руб. Таможенная пошлина 9 %, НДС 20%.
- № 2 «Изделия резиновые металлонаполненные. Манжета пакера с усиленным каркасом, диаметром 94 мм, состоящая из сетчатого металлического каркаса покрытого резиной, предназначена для изоляции зоны закачки жидкости при добыче нефти и газа, для колонн диаметром 114,3 мм…» Производитель: GLOBAL ELASTOMERIC. Артикул: 01D-HD-450-2-S89-HNBR. Кол-во: 50 шт. Вес брутто: 77.00 кг, вес нетто: 50.00 кг. Заявленный код товара ТН ВЭД ЕАЭС: 4016999109. Таможенная стоимость: 1244349.84 руб. Таможенная пошлина 9%, НДС 20%.
Товары фактически прибыли на Пулковский таможенный пост Пулковской таможни.
В рамках проведения дополнительной проверки должностным лицом таможенного поста было принято решение о назначении таможенной экспертизы от 17.01.2021 №10228010/170121/ПВ/000010 в Экспертно-криминалистической службе - региональном филиале Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Санкт-Петербурга.
18.01.2021 товары №№ 1,2 по ДТ №10228010/150121/0010103 выпущены с особенностями, предусмотренными статьей 122 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Согласно полученному заключению эксперта № 12402010/0001392 исследованные образцы товара выполнены из комбинированного материала на основе вулканизованной резины и черных металлов. Металлонаполненная резина не является материалом изготовления образцов. Соотношение органической части к металлической части образцов №№ 1,2 товара составило, 48,1 масс.%/51,9 масс.% и 12,1 масс.%/87,9 масс.%, соответственно.
28.02.2021 таможенным органом вынесены решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (далее - решение) РКТ №10228010-21/000452, РКТ № 10228010-21/000453.
Согласно решению РКТ №10228010-21/000452 товар №1 по ДТ №10228010/150121/0010103 должен классифицироваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС – 4016 99 970 8, так как изделия выполнены из комбинированного материала на основе вулканизованной резины и черных металлов. Металлонаполненная резина не является материалом изготовления образцов.
Согласно решению РКТ №10228010-21/000453 товар №2 по ДТ №10228010/150121/0010103 должен классифицироваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС – 4016 99 970 8, так как изделия выполнены из комбинированного материала на основе вулканизованной резины и черных металлов. Металлонаполненная резина не является материалом изготовления образцов.
В рамках проведения таможенного контроля установлено, что изменение классификационного кода товаров №№ 1,2 влияет на сумму подлежащих уплате таможенных платежей, ставка таможенной пошлины по коду ТН ВЭД ЕАЭС 4016 99 970 8 – 10 %. Согласно расчёту в отношении данных товаров подлежат уплате таможенные пошлины и налоги в размере 564 723,17 руб.
Таким образом, заявление таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о классификационном коде товара, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их характеристиках, влияющих на их классификацию, послужило основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
03.03.2021 должностным лицом Северо-Западной электронной таможни вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по делу №10228000-136/2021 по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ в отношении ООО «Тайсу-ТБ».
01.04.2021 уполномоченным должностным лицом таможни в отношении Общества составлен протокол по делу об административном правонарушении №10228000-136/2021 по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановлением таможни от 13.04.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10228000-136/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 31765,65 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, оспаривая классификацию ввезенного товара по коду ТН ВЭД ЕАЭС – 4016 99 970 8.
Согласно пункту 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 3 статьи 104 ТК ЕАЭС).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары указываются основные сведения о товарах, в том числе:
наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин - суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Согласно пункту 4 статьи 105 ТК ЕАЭС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Таможенный орган осуществляет классификацию товаров, в том числе, в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 2 статьи 20 ТК ЕАЭС).
Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрено, что заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного в части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, состоит в заявлении декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации не соответствующих действительности (недостоверных) сведений о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Поскольку выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, в таможенной декларации должны быть приведены все сведения о товаре, которые влияют на его классификацию по товарной номенклатуре. Классификация декларантом (таможенным представителем) товара на основании заявленных в таможенной декларации сведений о товаре без учета характеристики товара, которая имеет значение для этой классификации, но не указана в декларации либо неверно указана, не может считаться надлежащей, а описание товара - полным.
Таким образом, вывод о наличии в действиях таможенного представителя объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, может быть признан обоснованным, если определены качественные характеристики товара, имеющие значение для его правильной классификации, и установлено, что сведения о таких качественных характеристиках товара заявлены недостоверно либо неполно, что привело к занижению размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
На основании Решения комиссии Таможенного Союза от 20.05.2010 № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» в графе 31 ДТ указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС. В графе 33 ДТ указывается классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
На основании части 2 статьи 15 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ
«О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при обнаружении таможенным органом, как до выпуска товара, так и после выпуска товара его неверной классификации таможенный орган осуществляет классификацию товара и принимает решение о классификации товара.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54
«Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» утверждена ТН ВЭД ЕАЭС, неотъемлемой частью которой являются Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее – ОПИ).
В целях обеспечения единообразия толкования ТН ВЭД ЕАЭС при классификации товаров Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее – Положение).
Пунктом 5 Положения установлено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
В силу пункта 6 Положения ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
В соответствии с пунктом 7 Положения при классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации: определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 Положения; определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6 и с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина «товарная позиция» термином «субпозиция» («подсубпозиция») в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции): определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции; определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции); определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции); и так далее до достижения необходимого уровня классификации.
ОПИ 1 определяет, что названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с ОПИ 2 – 6. Согласно ОПИ 6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В соответствии с ОПИ 2 (б) любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.
В соответствии с ОПИ 3 в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:
а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
б) Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
В соответствии с ОПИ 6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis (с учетом изменений), положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС в первую очередь определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Также в целях классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС используются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС (далее – Пояснения), которые рекомендованы Коллегией Евразийской экономической комиссии к применению в качестве одного из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС (Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 21).
Пояснения содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определённой позиции ТН ВЭД ЕАЭС. Пояснения представляют собой один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразие интерпретации и применения ТН ВЭД ЕАЭС.
Таможенным представителем задекларированный товар классифицирован в подсубпозиции 4016 99 910 9 ТН ВЭД ЕАЭС: «Изделия из вулканизованной резины, кроме твердой резины, прочие: - прочие: -- прочие: --- прочие:----части из металлонаполненных резин: ----- прочие».
Северо-Западным таможенным постом (ЦЭД) Северо-Западной электронной таможни товар классифицирован в подсубпозиции 4016 99 970 8 ТН ВЭД ЕАЭС: «Изделия из вулканизованной резины, кроме твердой резины, прочие: - прочие: -- прочие: --- прочие: ---- прочие: ----- прочие».
Оценивая результаты проведенных исследований, таможенный эксперт пришел к выводу, что полимерный материал исследованных образцов товара №1 и №2 не содержит в своем составе металлического наполнителя в виде порошков или волокон, соответственно, термин «металлонаполненная резина» не применим к исследованным образцам товара.
Поскольку спорные товары - манжеты изготовлены из вулканизованной резины, которая придает основное свойство товару, а металл не является наполнителем резиновой смеси (как металлическая крошка или пыль), а только армирует товар неразрывным стальным скелетом высокой прочности, с учетом ОПИ 1, 3 (б), 6, спорные товары классифицированы таможенным органом в подсубпозиции 4016 99 970 8 ТН ВЭД ЕАЭС.
Кроме того, в товаросопроводительных и коммерческих документах сведения о том, что изделие выполнено из металлонаполненной резины, нигде указаны не были.
В комплекте ДТ приложено письмо ООО «Тайсу-ТБ» от 16.01.2021, где указано, что товар представляет собой изделия из резины. Интернет-сайт производителя товара также позиционирует свой товар, как качественные резиновые формовочные изделия для промышленности.
С учетом изложенного, при таможенном декларировании товаров №1, №2 по ДТ №10228010/150121/0010103 установлено заявление недостоверных сведений о классификационном коде ТН ВЭД ЕАЭС, сопряженное с заявлением при описании товаров недостоверных сведений об их свойствах и характеристиках (а именно: недостоверное указание о том, что товар состоит из металлонаполненной резины), влияющих на их классификацию, что повлекло занижение суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
В заявлении Общество указывает на отсутствие события административного правонарушения, поскольку сведения о классификационном коде товаров заявлены Обществом в ДТ достоверно. Так, эксперт в заключении не указал различий в понятиях «металонаполненная резина» и «комбинированный материал на основе вулканизированной резины и черных металлов», которые влияют на классификацию товаров, в то время как Общество полагает, что указанные понятия идентичны и, соответственно, у таможенного органа основания для изменения классификационного кода товаров отсутствовали.
Также Общество выражает несогласие с применением таможенным органом при классификации товаров Основного правила интерпретации ТН ВЭД 3(б).
Вышеуказанные доводы Общества суд считает необоснованными в связи со следующим.
Таможенный представитель и таможенный орган классифицировали товар в товарной позиции 4016 ТН ВЭД ЕАЭС.
В данную товарную позицию включаются все изделия из вулканизованной резины (кроме твердой резины), не включенные в предыдущие товарные позиции данной группы или других групп.
Согласно выводам таможенного эксперта, изложенным в заключении от 18.02.2021 № 12402010/0001392, исследованные образцы выполнены из комбинированного материала на основе вулканизованной резины и черных металлов. Металлонаполненная резина не является материалом изготовления образцов. Соотношение органических и металлических частей в образцах товаров №1 и №2: 48,1 масс%/51,9 масс% и 12,1 масс%/87,9 масс% соответственно.
В исследовательской части заключения таможенного эксперта указана следующая информация:
В процессе производства резин в резиновую смесь вводят различные наполнители для улучшения технологических свойств, повышения физико-механических показателей резин, придания им определенных специфических свойств и пр.
Наполнение – один из основных способов создания композиционных материалов, резин, клеев, компаундов, лакокрасочных и других материалов с заданными технологическими и эксплуатационными свойствами.
Наполнение – это сочетание полимеров с твердыми, жидкими или газообразными веществами, которые относительно равномерно распределяются в объеме образующейся композиции и имеют четко выраженную границу раздела с непрерывной полимерной фазой (матрицей).
Наполнители резин – высокодисперсные неорганические или органические вещества, которые вводят в твердый каучук или латекс. То есть, для резин в качестве наполнителей применяют порошки, среди которых упоминаются и металлические.
По внешнему виду образцы товаров № 1 и №2 представляют собой изделия, состоящие из полимерного материала черного цвета и металлической части, полимерный материал не полностью покрывает металлическую часть.
При получении среза представленных образцов товара установлено, что металлическая часть расположена не во всем объеме изделий, один из краев образцов товаров №1 и №2 представлен только полимерным материалом. При этом металлическая часть образцов товара выполнена в виде системы, состоящей из обода из черных металлов и прикрепленных к нему сплошных пластин из черных металлов.
Методом прямого эксперимента установлено, что полимерный материал образцов товара способен под действием приложенного давления принимать заданную форму и сохранять ее после удаления воздействия, что характерно для пластмасс.
Полимерный материал образцов товаров №1 и №2 по морфологическим признакам соответствует резине (упруго-эластичный, имеет характерный запах).
Согласно использованной таможенным экспертом научной литературе (Энциклопедия полимеров, в трех томах/гл.ред. ФИО4 – М.: Советская энциклопедия, 1972, 1974, 1977; Наполнители для полимерных композиционных материалов: учебное пособие/ФИО5. – Саратов, СГТУ, 2010), металлополимеры, металлонаполненные пластики – это материалы на основе термопластов, синтетических смол или каучуков, содержащие металлический наполнитель в виде порошков и волокон.
Исходя из изложенного, материалы на основе каучуков (резины) могут содержать в своем составе металлический наполнитель в виде порошков или волокон.
В судебное заседание 17.08.2021 вызван и опрошен в качестве специалиста таможенный эксперт ФИО6, проводившая таможенную экспертизу, которая пояснила, что по результатам проведенных исследований, пришла к выводу, что полимерный материал исследованных образцов товара №1 и №2 не содержит в своем составе металлического наполнителя в виде порошков или волокон, соответственно, термин «металлонаполненная резина» не применим к исследованным образцам товара.
Согласно технической документации производителя, представленной при таможенном декларировании, товар представляет собой манжеты пакера, предназначенные для изоляции зоны закачки жидкости. Материалом изготовления является резиновая смесь (пункт 3). Резина выполняет функцию изоляции (пункт 4а). С целью увеличения прочностных свойств выполнено армирование манжеты металлическим скелетом. Армирование находится в середине слоя резины.
В соответствии с пояснениями Общества, изложенными в письме ООО «ТАЙСУ-ТБ» от 16.01.2021, представленном до выпуска товаров, товары представляют собой изделия из резины (манжет пакера), внутри которых имеется металлический каркас в виде сетчатой проволочной чашки (товар № 1) или сетчатых лепестков (товар № 2), компенсирующих расширение и сжатие при работе.
Кроме того, на официальных Интернет-сайтах компаний GLOBALELASTOMERIC и INTERNATIONALRUBBERPRODUCTSLTD (www.intlrubber.com, www.globaleee.com) производители товаров также позиционирует свою продукцию, как качественные резиновые формовочные изделия.
Учитывая вышеизложенное, рассматриваемые товары изготовлены из двух компонентов: вулканизованной резины и армирующей металлической сетки (в виде чашки или лепестков).
Многокомпонентный товар, состоящий из различных материалов или изготовленный из различных компонентов, должен классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают товару основное свойство (Правило ОПИ 3 (б)).
Из информации производителя следует, и подтверждается таможенным экспертом в исследовательской части заключения, что металлический скелет, рассматриваемый в качестве армирующего элемента, расположен не во всем объеме изделий, один из краев образцов товаров представлен только полимерным материалом.
Рассматриваемые товары произведены путем закрепления системы, состоящей из обода из черных металлов и прикрепленных к нему сплошных пластин из черных металлов, с резиновой частью изделий. Назначением металлического скелета является придание изделию из резины прочности и сокращение риска образования трещин и разрывов при нагнетании давления в скважину при работе с ними, то есть, основной материал изготовления товаров это резина, и основное свойство резиновым манжетам придает именно резина.
Учитывая выводы таможенного эксперта, изложенные в заключении от 18.02.2021 № 12402010/0001392, техническую документацию производителя товара, заявление ООО «ТАЙСУ-ТБ» от 16.01.2021, в связи с тем, что манжета предназначена для герметизации/изоляции зоны закачки жидкости (основная функция), основное свойство товару, принимая во внимание, в том числе, процентное соотношение материалов в составе манжеты, придаёт резина.
При этом необходимо учитывать, что в спорных товарах металл не является наполнителем резиновой смеси (как металлическая крошка или пыль), а только армирует резиновую манжету (чашку) неразрывным стальным скелетом высокой прочности.
Таким образом, поскольку спорные товары манжеты изготовлены из вулканизованной резины, которая придает основное свойство товару, а металл не является наполнителем резиновой смеси (как металлическая крошка или пыль), а только армирует товар неразрывным стальным скелетом высокой прочности, с учетом ОПИ 1, 3 (б), 6, спорные товары правомерно классифицированы таможенным органом в подсубпозиции 4016 99 970 8 ТН ВЭД ЕАЭС.
Относительно обоснованности выводов таможенного эксперта следует отметить, что заключение таможенного эксперта от 18.02.2021 №12402010/0001392 содержит результаты исследований с указанием примененных методов, оценку результатов исследований.
Обоснование выводов по поставленным вопросам является полным, четким и исчерпывающим. Исследовательская часть экспертизы изложена логично, четко, ясно и недвусмысленно, носит утвердительный характер, исключает возможность двоякого толкования, противоречия представленным документам не содержит.
При этом, вопреки позиции Общества, в исследовательской части заключения таможенным экспертом дано определение «металлонаполненной резины» («металлополимеры, металлонаполненные пластики – это материалы на основе термопластов, синтетических смол или каучуков, содержащие металлический наполнитель в виде порошков и волокон» (страница 5 заключения)). Также таможенным экспертом дано определение «наполнители резин» (страница 4 заключения).
Отсутствие в заключении таможенного эксперта понятий «комбинированный материал», «металлические волокна», а также отказ таможенного эксперта определить является ли товар уплотнением, учитывая достаточность иных выводов таможенного эксперта, позволяющих сделать достоверный вывод о составе спорного товара и свойствах резины, из которой он изготовлен, не влияют на правомерность и обоснованность классификации таможенным органом товара по коду 4016 99 970 8 ТН ВЭД.
При этом позиция Общества о том, что металлическая конструкция «система из ободов и пластин» полностью подпадает под понятие «металлические волокна» в том виде, как это указано в специализированных словарях, является субъективным мнением заявителя. Вместе с тем, описание манжеты как металлонаполненного изделия изложены только в 31 графе ДТ, а в товаросопроводительных документах такой характеристики не содержится.
Относительно доводов Общества о том, что эксперт не определил предназначение товара, суд отмечает следующее.
Товар «манжета пакера» является многокомпонентным товаром и в ТН ВЭД ЕАЭС отсутствует товарная позиция, содержащая конкретное описание товара «манжета пакера», в связи с чем ОПИ 3(а) не применимо. Классификация товара должна осуществляться в соответствии с ОПИ 3(б) с учетом основного свойства товара (манжеты). Так как основное свойство товару (герметизация/изоляция) придает резина, товары не могут классифицироваться в иной товарной позиции ТН ВЭД.
Согласно техническому описанию, декларируемые товары являются уплотнительными элементами и служат для установки их на инструмент «Cup-to-Cap» для закачки жидкости в пласт (в скважине). Устанавливаются на инструменте сверху и снизу от порта, через который проходит жидкость. Жидкость при этом не попадает в затрубное пространство и в зону ниже пакера.
Таможенным экспертом Экспертно-криминалистической службы – регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г.Санкт-Петербурга в разделе 5 «Оценка результатов исследований» заключения таможенного эксперта от 18.02.2021 №12402010/0001392 рассматриваемые товары не идентифицированы как «уплотнение», так как данный вопрос не входит в компетенцию таможенного эксперта.
В соответствии с ГОСТ Р 57053-2016 «Оборудование горно-шахтное. Машины и оборудование геологоразведческого бурения по твердым породам», утверждённым приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.09.2016 № 1086-ст, под скважинным пакером понимается приспособление, спускаемое в буровую скважину для перекрытия и герметизации ее отдельных зон.
В соответствии с определениями, приведенными в Большом энциклопедическом словаре (Большой энциклопедический словарь. Политехнический/ред. ФИО7 – М:, «Большая Российская энциклопедия», 1998. – 656 с.):
Уплотнение – устройство (большей частью резиновое и резинометаллическое), предотвращающее или уменьшающее утечку жидкостей, паров или газов через зазоры между деталями, а также защищающее детали от проникновения грязи и пыли. Различают уплотнения подвижного контакта, обеспечивающие герметичность между подвижными и неподвижными деталями (сальники, манжеты и т.п.), неподвижного контакта (различные прокладки, шнуры, пластины и т.д.), бесконтактные (например, лабиринтное уплотнение);
Деталь – изделие, изготовленное из однородного материала без применения сборочных операций. Деталями называют также изделия, подвергнутые защитным или декоративным покрытиям или изготовленные из одного и того же материала с помощью пайки, склейки, сварки и т.д.
Таким образом, поскольку манжеты пакера не используются в качестве прокладок, шайб и прочих уплотнителей между деталями, то есть подвижными и (или) неподвижными компонентами различных машин, то в соответствии с ОПИ 1, 3(б) и 6 рассматриваемые товары независимо от предназначения товара (уплотнение) подлежат классификации в подсубпозиции 4016 99 970 8 ТН ВЭД ЕАЭС.
Учитывая, что заключение таможенного эксперта содержало информацию, позволяющую определить код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, Северо-Западный таможенный пост (ЦЭД) правомерно и обоснованно принял решения о классификации товаров №РКТ-10228010-21/000452, №РКТ-10228010-21/000453 в соответствии с ОПИ 1, 3(б), 6 после получения результатов таможенной экспертизы.
С учетом вышеизложенный обстоятельствах, материалами дела подтверждается, что таможенным представителем при таможенном декларировании товаров заявлены недостоверные сведения о классификационном коде товара, сопряженные с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их характеристиках, влияющих на их классификацию, что послужило основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Тайсу-ТБ», являясь профессиональным участником ВЭД, предоставляющим услуги по таможенному декларированию, должно было в полной степени произвести достоверное описание перемещаемого товара в графе 31 ДТ, что позволило бы исключить возможность заявления неверного кода ТН ВЭД.
В данном случае Общество указало в 31 графе ДТ недостоверную информацию о материале изготовления «металлонаполненная резина». Указание данной недостоверной характеристики товара позволило Обществу классифицировать товар в подсубпозиции 4016 99 910 ТН ВЭД ЕАЭС, куда включаются «части из металлонаполненных резин».
Использование таможенным представителем при декларировании товаров исключительно только сведений о товарах, указанных в представленных ему декларантом товаров документах, которые декларант, в свою очередь получил от своего иностранного контрагента, без их надлежащей дополнительной проверки, без принятия всех возможных мер, направленных на установление достоверных сведений об описании и классификационном коде ТН ВЭД ЕАЭС, в том числе, проведения предварительных операций с товарами, их осмотра, свидетельствует о непринятии таможенным представителем мер к обеспечению достоверного декларирования товара, что свидетельствует о наличии факта правонарушения.
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него, необходимых и достаточных мер по соблюдению таможенного законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Суд считает, что таможней представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено. Материалы дела свидетельствуют о том, что Общество не было лишено гарантий защиты прав, предоставленных ему законодательством при привлечении к административной ответственности.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается ни сколько в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, отсутствие со стороны руководства Общества соответствующего контроля за соблюдением сотрудниками таможенного законодательства.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела и положений статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», принимая во внимание, что доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, не представлено, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Наказание назначено Обществу в пределах санкции части 2 статьи 16.2 КоАП РФ в размере 31765 руб. с учетом наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность обстоятельств (повторное привлечение к административной ответственности).
В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав Общество, обстоятельства имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности судом не установлены, назначенное административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности. Назначенное заявителю наказание в виде штрафа в размере 31765 руб., с учетом систематического нарушения заявителем норм таможенного законодательства, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения, является соразмерным совершенному правонарушению и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Тайсу-ТБ» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западной электронной таможни от 13.04.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10228000-136/2021.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Анисимова О.В.