ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-40029/05 от 24.01.2006 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

31 января 2006 года                                                              Дело № А56-40029/2005

Резолютивная часть решения объявлена  24 января 2006 года.

Полный текст решения изготовлен января 2006 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Галкиной Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поздняковой Н.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ООО " Илим Палп Финанс"

ответчик Межрайонная инспекция ФНС РФ №9 по Санкт-Петербургу

о признании недействительным решения

при участии

от заявителя – предст.ФИО1 (доверенность от 10.01.2006)

от ответчика – предст.ФИО2 (доверенность от 22.11.2005 № 03-04/18911)

                         предст.ФИО3 (доверенность от 15.11.2005 № 03-04/18545)

установил:

          Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения МИ ФНС России № 9 по Санкт-Петербургу от 16.08.2005 № 16-04/12659.

          Ответчик не признал требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.1 том 2).

          Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, оценив представленные доказательства, установил следующее:

          Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ООО " Илим Палп Финанс" по НДС за период с 21.01.2003 по 30.09.2004, по результатам которой составлен акт от 28.06.2005 № 110/16 (л.д.11 том 1) и приято решение о привлечении к налоговой ответственности от 16.08.2005 № 16-04/12659 (л.д.18 том1).

          Согласно решения заявителю доначислен НДС в сумме 2337462 руб., начислены пени в сумме 458351 руб. и заявитель привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 467492 руб.

          Налоговый орган считает, что полученные заявителем от Администрации Ростовского муниципаль­ного округа на расчетный счет представительства в г. Ростове Ярославской области
бюджетные средства в виде субвенций, на безвозмездной и безвозвратной основах на
цели, определенные Решением Думы от 06.03.03г.№ 144 в статье 1 Положения о целевой
программе стимулирования хозяйствующих субъектов в целях экономического развития
Ростовского муниципального округа, связанные с развитием производства и пополнением оборотных средств, были использованы получателем субвенций не на цели,
обозначенные целевой программой, а на покупку векселей и возврат займа. ООО «Илим
Палп Финанс» в проверяемом периоде деятельность в производственной сфере не
осуществляло.^

          Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998г. № 145-ФЗ принятого ГД ФС РФ 17.07.1998г., субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

          В нарушение  вышеуказанной  статьи  ООО «Илим Палп Финанс» использовало полученные денежные средства на покупку ценных бумаг (векселей), эмитентами которых являются организации, расположенные в других регионах России.

          В нарушение  статьи 38  Бюджетного кодекса РФ  любые  действия, приводящие |к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их  на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства.

Согласно подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ «Доходы, неучитываемые при опреде­лении налоговой базы» к средствам целевого финансирования относится имущество (в том числе денежные средства), полученное налогоплательщиком  и использованное им по назначению,определенному организацией - источником целевого финансирования в виде средств бюджетов всех уровней, выделяемых бюджетным учреждением по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

Денежные средства, поступившие на расчетный счет ООО «Илим Палп Финанс» в 2003 и 2004 годах с назначением платежа  «Финансирование распорядителей кредитов. Субвенция по постановлению главы округа» и обозначены целевая статья 515, а видрасходов 397 по кодам бюджетных расходов, являются иными платежами, связанными с получением  прибыли,  т.к.   фактическое  использование полученных  средств  не направлено организацией на развитие Ростовского муниципального округа, а использовано на приобретение векселей третьих лиц в сумме 7166968 руб. и погашение займа организа­ции, которая является продавцом векселей, в сумме 5414000 руб. Организации-продавцы векселей, указанные в договорах (ООО «Оптим» ИНН <***>, ООО «Евро Лизинг» ИНН <***>, ООО «Деловой Партнер» ИНН <***>) по адресам, указанным в договорах, отсутствуют.

          Денежные средства в сумме 12581793 руб. являются доходом ООО «Илим Палп Финанс», полученным по иным основаниям, связанным с основной деятельностью организации и направленной для получения прибыли, а не на развитие РМО.

          Налоговый орган в соответствии со ст.ст.153 п.п.1,2, 162 п.1 п.п.1 НК РФ признал полученные денежные средства как увеличение экономичесой выгоды, с которой доначислил НДС.

В соответствии с пунктами 1 -2 статьи 153 Налогового кодекса РФ налоговая база по

НДС определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной форме.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ налоговая база по

НДС увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

          Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

          Предоставление субвенций не предполагает возникновение у бюджетополучателя встречных обязательств, поскольку основано на безвозмездности и безвозвратности. Такие средства нельзя расценивать как полученные в качестве оплаты или авансов в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

          Согласно ст.162 БК РФ получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

          Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, составляемый на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической класси­фикациями расходов бюджетов Российской Федерации и устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).

          Доведение показателей бюджетной росписи до получателей бюджетных средств осуществляется органом, исполняющим бюджет, в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета (статья 220 Бюджетного кодекса РФ).

          Уведомлениями о бюджетных ассигнованиях на 2003 - 2004 года до ООО «Илим Палп Финанс» были доведены показатели бюджетной росписи, согласно которым получателю предусмотрено выделение бюджетных средств в соответствии с кодами функциональной классификации расходов 1101 (раздел 1100 «Развитие рыночной инфраструктуры») и эконо­мической классификациями расходов 130150 в размере 3 642 000 руб. и 7 378 000 руб. соот­ветственно.

          Кроме того, исполнение вышеуказанных бюджетных обязательств прямо предусмот­рю Решениями Думы Ростовского муниципального округа от 26.12.2002 №132 «О бюджете Ростовского муниципального округа на 2003 год» (с учетом изменений и дополнений) и от 29.12.2003 №201 «О бюджете Ростовского муниципального округа на 2004 год» (с учетом изменений и дополнений).

          В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15.08.96 №115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» (с учетом изменений и дополнений) экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

           При этом код экономической классификации 130150 соответствует такой форме рас­ходов бюджетов как «Субвенции» (Приказ Минфина РФ от 11.12.2002 №127н «Об утвер­ждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ»).

          Согласно статье 227 Бюджетного кодекса РФ расходование бюджетных средств осу­ществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвер­жденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц.

          Перечисление средств бюджета Ростовского муниципального округа по коду эконо­мической классификации расходов бюджетов Российской Федерации 130150 "Субвенции" осуществлялось платежными поручениями со счета, открытого на балансовом счете 40204 «Средства местных бюджетов», на бюджетный счет ООО «Илим Палп Финанс» в РКЦ г. Ростова, открытый на балансовом счете 40206 «Средства местных бюджетов», выделенные негосударственным организациям».

           Решениями Думы  Ростовского  муниципального  округа  от 26.12.2002 № 132 «О бюджете Ростовского муниципального  округа на 2003  год»,  от 29.12.2003 №201  «О бюджете Ростовского муниципального округа на 2004 год» и от
07.04.2005 №59 «Об исполнении бюджета Ростовского муниципального округа за 2004 год»,
уведомлениями о бюджетных ассигнованиях на 2003 и 2004 года, карточками учета бюджетных­
назначений на 31.12.2003 г. и 31.12.2004 г., а также платежными поручениями на перечисление бюджетных средств, в которых в поле «назначение платежа» указан код экономи­ческой классификации расходов бюджетов РФ 130150 «Субвенции» подтверждено получение заявителем денежных средств в виде субвенций, а не иных платежей.

Главой 26 «Основы государственного и муниципального финансового контроля» Бюджетного кодекса РФ определены органы, уполномоченные осуществлять финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств. Как следует из норм бюджетного законодательства налоговые органы не наделены полномочия­ми по контролю за целевым использованием бюджетных средств.

   В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Положения о порядке организации работы по реализации положения о целевой программе стимулирования хозяйствующих субъектов в целях экономического развития Ростовского муниципального округа, утвержденного Постановлением Главы Ростовского муниципального округа от 13.02.2002 №177 (в редакции По­становления 11.05.2004 №731) финансовый контроль за целевым использованием средств осуществляет Управление финансов Ростовского муниципального округа.

Факт использования полученных ООО «Илим Палп Финанс» в 2003-2004 гг. бюджет­ных средств исключительно по целевому назначению и в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами подтверждается вышеуказанным контролирующим органом (справки Управления финансов Администрации Ростовского муниципального округа от 12.08.2004 и от 18.05.2005).

В соответствии со ст.ст.162 п.1 п.п.1, 153 п.п.1,2 НК РФ денежные средства, полученные заявителем не могут быть включены в объект налогообложения по НДС.

Руководствуясь статьями 104, 105, 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Признать недействительным решение МИ ФНС России № 9 по Санкт-Петербургу от 16.08.2005 № 16-04/12659.

2. Возвратить заявителю госпошлину в сумме 2000 руб.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                                        Галкина Т.В.