Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
10 июля 2019 года Дело № А56-40531/2019
Резолютивная часть решения объявлена июля 2019 года .
Полный текст решения изготовлен июля 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе
судьи Гуляева С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ждановой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Негосударственного образовательного учреждения«Лицей «САША»
к Администрации Московского района города Санкт-Петербурга
о признании незаконным решения от 06.11.2018 №01-45-13080/18-0-1 об отказе в предоставлении субсидии на финансовое обеспечение возникших в 2018 году затрат при реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования
при участии
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 07.12.2017
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 04.03.2019
установил:
Негосударственное образовательное учреждение «Лицей «САША» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации Московского района города Санкт-Петербурга (далее – Администрация) от 06.11.2018 №01-45-13080/18-0-1 об отказе в предоставлении субсидии на финансовое обеспечение возникших в 2018 году затрат при реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв.
Представитель Администрации против удовлетворения заявленных требований возражал, по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 25.10.2018 Учреждение обратилось в Администрацию с заявлением и приложенными документами на предоставление субсидии (обращение зарегистрировано за №01-45-13080/18-0-0).
06.11.2018 Администрацией в соответствии с Порядком предоставления в 2018 году субсидий частным дошкольным образовательным организациям для реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2018 года № 197 (приложение №2 к Постановлению) (далее - Порядок), и на основании отрицательного заключения от 29.10.2018, принято решение №01-45-13080/18-0-1 об отказе в предоставлении Учреждению субсидии на финансовое обеспечение возникших в 2018 году затрат при реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Основанием для отказа послужило отсутствие свидетельства о государственной аккредитации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, что, по мнению Администрации, противоречит пункту 2.3.4 Порядка.
Учреждение обжаловало данное решение в арбитражный суд. Учреждение считает, что отказ в предоставлении субсидии на финансовое обеспечение возникших в 2018 году затрат при реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования создаст для Учреждения препятствия для ведения предпринимательской деятельности, возложит существенную дополнительную финансовую нагрузку, являющуюся препятствием для обеспечения необходимого уровня и качества реализуемых заявителем общеобразовательных программ дошкольного образования.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что Учреждение является зарегистрированным юридическим лицом, имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам от16.05.2018 года 78ЛОЗ №0002246, выданную Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга, на предоставление двух уровней образования: дошкольное образование, начальное общее образование.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон №273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесены полномочия:
- по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, а также дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 6 и 3 части 1 указанной статьи).
Федеральным законом в сфере образования прямо предусмотрено право на получение субсидий на реализацию программ дошкольного образования частными дошкольными образовательными организациями или частными общеобразовательными организациями, образовательная деятельность которых подтверждена государственной аккредитацией.
Статьей 23 Закона №273-ФЗ установлено, что образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности (часть первая статьи 23). В Российской Федерации устанавливаются, в том числе: следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
- дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
- общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования (часть вторая статьи 23).
В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона №273-ФЗ наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
Таким образом, предоставление субсидии образовательной организации федеральным законодателем ставится в прямую зависимость от основной деятельности образовательной организации и её типа.
Полномочия Правительства Санкт-Петербурга и уполномоченных в сфере финансового обеспечения деятельности частных образовательных организаций в соответствии с указанными выше нормами федерального законодательства определены Законом Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» (пункт 2 статьи 4), постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 453, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2018 № 197.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2018 № 197 «О предоставлении в 2018 году субсидий в целях финансового обеспечения затрат для реализации основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ частным образовательным организациям» были утверждены следующие Порядки предоставления в 2018 году субсидий:
- частным дошкольным образовательным организациям для реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования согласно приложению № 1 (далее - Порядок 1);
-частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам согласно приложению № 2 (далее - Порядок 2);
-частным образовательным организациям для реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей согласно приложению № 3 (далее - Порядок 3).
Порядком 1 предусмотрено, что субсидии предоставляются на безвозмездной основе частным дошкольным образовательным организациям для реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
Порядком 2 предусмотрено, что субсидии предоставляются на безвозмездной основе частным общеобразовательным организациям, имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам и государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Как видно из представленных материалов, Учреждение обратилось в администрацию с заявлением и комплектом документов на предоставлении субсидии в 2018 году в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2018 № 197, которое было зарегистрировано администрацией 25.10.2018, регистрационный № 01-45-13080/18-0-0.
В заявлении Учреждение просило предоставить ему субсидию в 2018 году на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования как частной образовательной организации. К заявлению были приложены документы согласно перечню, указанному в заявлении, в том числе копия устава, копия лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Заявление было подано Учреждением со ссылкой на форму заявления, указанную в приложении № 2 к Порядку 2, то есть предполагающую подачу заявления частной общеобразовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
Однако в составе документов отсутствовало свидетельство о государственной аккредитации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, обязанность предоставления которой для общеобразовательной организации прямо предусмотрена пунктом 2.3.4 Порядка 2.
Заявление не соответствовало форме заявления, установленного Порядком 2.
В соответствии с уставом Учреждения в редакции, утвержденной решением собственника учреждения от 15.02.2018, Учреждение является общеобразовательной организацией, осуществляющей в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
В соответствии со статьей 92 Закона №273-ФЗ по основным образовательным программам (начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования), реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, должна проводится государственная аккредитация образовательной деятельности. Данная норма закона определяет, что целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях.
Исходя из преемственности целей, задач и содержания образования (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования), установленных Законом №273-ФЗ и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (пункт 1.6 стандарта), подтверждение статуса Учреждения в качестве общеобразовательной организации, реализующей образовательные программы различных уровней в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, обязательно в силу закона.
В соответствии с пунктом 1.13 устава Учреждения предусмотрено, что тип, вид, категорию учреждения, также как и уровень реализуемых им образовательных программ, право на выдачу документов об образовании государственного образца, свой статус общеобразовательной организации Учреждение подтверждает свидетельством о государственной аккредитации.
Порядок 2 не предусматривает предоставление субсидий общеобразовательным организациям в отсутствие аккредитации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а Порядок 1 не предусматривает предоставление субсидии на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования не дошкольным образовательным организациям. К последним в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Закона №273-ФЗ Учреждение не относится, поскольку не осуществляет в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.
Согласно уставу Частного учреждения осуществление образовательных программ дошкольного образования является дополнительной целью деятельности Частного учреждения (пункт 1.2; 2.1.1 устава).
Данный факт был отмечен Администрацией при рассмотрении документов.
По завершении рассмотрения заявления и документов Администрацией было установлено их несоответствие установленным формам документов, о чем было составлено отрицательное заключение от 06.11.2018.
Письмом от 06.11.2018 Администрация уведомила Учреждение об отказе в предоставлении субсидии по основаниям, предусмотренным пунктом 2.3.4 Порядка 2.
Суд считает, что при рассмотрении заявления и документов Учреждения Администрацией не нарушены требования постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2018 № 197, а содержание письма Администрации от 06.11.2018, как результат рассмотрения документов, не противоречит требованиям законодательства.
На основании изложенного требования заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.