Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
24 декабря 2008 года Дело № А56-40770/2008
Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2008 года. Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Левченко Ю.П. ,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терешенковым А.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Региональная общественная организация инвалидов "Надежда"
заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России №23 по Санкт-Петербургу
об оспаривании решения, бездействия и обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы с начисленными процентами
при участии
от заявителя – Марчуковой Ю.С.,
от заинтересованного лица – Корнеева С.Д.
установил:
Региональная общественная организация инвалидов "Надежда" (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением с требованиями к Межрайонной инспекции ФНС РФ № 23 по Санкт-Петербургу (далее – Инспекция, налоговый орган), в котором просит признать:
- незаконным бездействие Инспекции, выразившееся в невозврате заявителю с 07.01.2008 излишне уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 117 000 руб.
- незаконным решение этого же налогового органа об отказе в возврате на расчетный счет Региональной общественной организации инвалидов «Надежда» излишне уплаченных
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату
страховой части трудовой пенсии (КБК 18210202010060000160), в сумме 117 156 руб., изложенное в Письме от 06.10.2008.
Заявитель просит при этом обязать Инспекцию произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленных на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 117 156 руб. и выплатить проценты в сумме 9198,35руб., за нарушение Инспекцией срока возврата излишне уплаченных страховых взносов.
В заседании Заявитель поддержал свои требования в полном объеме, ссылаясь на несоответствие закону оспариваемых им бездействия и решения.
Инспекция возражает против удовлетворения всех заявленных требований, основываясь на доводах изложенных в отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Полагая, что у него имеются излишки уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для их учета в страховой части трудовой пенсии, Заявитель 07.12.2007 обратился в налоговый орган с заявлением № 04, в котором просил Инспекцию возвратить эти излишне уплаченные страховые взносы в сумме 117000руб.
Указанное заявление было оставлено Инспекцией без реагирования, и тогда 30.07.2008 Заявитель повторно обратился в налоговый орган с просьбой возвратить излишне уплаченные страховые взносы, увеличив их сумму до 117 156 руб. (л.д.10).
Письмом Инспекции от 06.10.2008 Заявителю было отказано в возврате указанной суммы страховых взносов (л.д.9).
В этом решении Инспекция сослалась на то, что она не является органом, уполномоченным возвращать излишне уплаченные страховые взносы.
Согласно статье 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 названного Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Вместе с тем в целях регулирования бюджетных правоотношений на основании статьи 6 и пункта 2 статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ), Федерального закона от 21.07.2007 N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (приложение 1) Федеральная налоговая служба признана главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимкам, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Администратор доходов бюджета, согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В числе бюджетных полномочий администратора доходов бюджета, определенных пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указаны полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата, процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручений в органы Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также по принятию решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представлению соответствующих уведомлений в органы Федерального казначейства. Администратор доходов бюджета осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Таким образом, на основании действующего бюджетного законодательства Российской Федерации администраторы доходов бюджета в лице налоговых органов наделены бюджетными полномочиями по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Указанная позиция также была изложена Министерством Финансов в письме № 03-02-07/2-87 от 12.05.2008. Поэтому доводы Инспекции об отсутствии у нее полномочий возвращать страховые взносы и о законности отказа возвратить их отклоняются.
Соответственно, требования Заявителя подлежат удовлетворению, но не полностью, а в части.
Реально уплату страховых взносов в излишках, которые назвал Заявитель, он подтвердил только в сумме 116106руб., представив копию платежного поручения от 21.04.2006г. (л.д.20). Причем в этом платежном поручении, как отмечает Заявитель, ошибочно указано и на то, что назначением платежа была уплата НДС за 1 квартал 2006г., тогда как обязанность уплаты этого налога за этот налоговый период отсутствовала. На большую сумму платежных документов не представлено.
По поводу включения в свое письмо (заявление) от 07.12.2007г. №4 суммы в размере 117000руб. Заявителем не было дано никаких разъяснений. По поводу включения в письмо (заявление) от 30.07.2008г. №5 суммы в размере 117156руб. Заявитель сослался на ставшую ему известной от Инспекции информацию о переплате страховых взносов именно в этом размере. При этом Заявитель сослался также на справку №12299 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, которая составлена по состоянию на 01 октября 2008г.(л.д. 5), в которой указана та же сумма переплаты страховых взносов.
Как отмечено выше, доказательств уплаты страховых взносов в сумме, превышающей 116106руб. не представлено, а поэтому у суда не имеется оснований для вывода об обязанности Инспекции возвращать страховые взносы в сумме 1050руб., поскольку осталось не объяснимым, когда именно и в связи с чем в этой сумме стала числиться переплата. Не исключено, что уплата страховых взносов в сумме 1050руб. произошла за пределами трехгодичного срока, который, согласно п.7 ст. 78 НК РФ, является пресекательным для подачи заявления о возврате.
Принимая во внимание, что Заявителем не был превышен такой срок в отношении излишне уплаченных страховых взносов в сумме 116106руб. и он дважды включал ее в свои заявления о возврате, в соответствующем объеме его требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Признать незаконным бездействие межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Санкт-Петербургу, выразившееся в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 116106руб., а также признать недействительным решение от 06 октября 2008г., принятое тем же налоговым органом по поводу заявления Региональной общественной организации инвалидов «Надежда» о возврате страховых взносов в той же сумме.
2. В удовлетворении заявления в остальной части отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья Левченко Ю.П.