ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-40849/2017 от 24.04.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

28 апреля 2018 года Дело № А56-40849/2017

Резолютивная часть решения объявлена 24 апреля 2018 года. Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2018 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Галкиной Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Савченко Э.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ФОНД ИМУЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"

заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

третьи лица: 1) ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПЕТЕРБУРГТЕПЛОЭНЕРГО",

2) КОМИТЕТ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ И ИНЖЕНЕРНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА,

3) Комитет по тарифам Санкт-Петербурга,

4) КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА,

5) ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕПЛОЭНЕРГО"

о признании недействительным решения по делу №1-17-51/78-05-16 от 21.03.2017

при участии

от заявителя: ФИО1, дов-ть от 03.04.2018

от заинтересованного лица: ФИО2, дов-ть от 14.11.2017

от третьих лиц: 1) ФИО3, дов-ть от 01.02.2018;

2) не явился, извещен;

3) ФИО4, дов-ть от 29.12.2017,

4) ФИО5, дов-ть от 28.12.2018;

5) не явился, извещен

установил:

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ФОНД ИМУЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – заинтересованное лицо, УФАС, управление) по делу №1-17-51/78-05-16 от 21.03.2017.

Заявитель поддержал заявленные требования.

Заинтересованное лицо и ООО «Петербургтеплоэнерго» возражали против удовлетворения заявленных требований, по основаниям изложенным в отзывах.

Комитет имущественных отношений и Комитет по тарифам поддержали позицию заявителя.

Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга и ООО «Теплоэнерго», не явились в судебное заседание. В соответствии со ст. 156 АПК РФ, дело рассмотрено без участия этих третьих лиц.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, установил:

УФАС по Санкт-Петербургу рассмотрена жалоба ООО «Петербургтеплоэнерго» на действия организатора торгов и конкурсной комиссии совершенные при определении победителя торогов.

По результатам рассмотрения дела УФАС приняло решение от 21.03.2017 по делу №1-17-51/78-05/16.

Согласно решения УФАС:

1. Признала наличие нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции в
действиях, выразившихся в создании преимущественных условий одному из
участников торгов (ООО «Теплоэнерго»), при организации и проведении
открытого конкурса на право заключения договора аренды объектов инженерной
инфраструктуры - тепловых сетей по адресу: Санкт-Петербург, пос. Шушары,
Колпинское шоссе, участок 22 (квартал VIII), находящихся в государственной
собственности Санкт-Петербурга (далее - Конкурс), а именно:

1.1 в действиях АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» (Конкурсной комиссии) при проведении Конкурса, выразившиеся в допуске к участию в конкурсе ООО «Теплоэнерго», заявка которого содержала недостоверные сведения о нулевом уровне базовых операционных расходов как нарушающие положения действующего законодательства, регламентирующие вопросы государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;

1.2.в действиях Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, выразившиеся в определение в конкурсной документации значения критерия конкурса как одного из показателей надежности, энергосбережения и энергетической эффективности -показателя «а) удельное потребление энергетических ресурсов на единицу полезного отпуска тепловой энергии в году, предшествующем первому году срока договора аренды (2015) - 25,25 кВт.ч/Гкал, в 2016 и последующих годах - 26,75 кВт.ч/Гкал».

1.3 в действиях Комитета имущественных отношений, выразившиеся в утверждении Конкурсной документации, содержащей показатель критерия конкурса «а) удельное потребление энергетических ресурсов на единицу полезного отпуска тепловой энергии в году, предшествующем первому году срока договора аренды (2015) - 25,25 кВт.ч/Гкал. в 2016 и последующих годах - 26,75 кВт.ч/Гкал», и форму Заявки на участие в конкурсе с приложением «Предложение участника конкурса», в п.2 которого участник должен указать «удельный расход электрической энергии на производство и передачу тепловой энергии: параметр критерия конкурса в виде максимального размера кВт.ч/Гкал»:

2. Выдать ответчикам предписания о совершении при организации и
проведении конкурсов в соответствии с требованиями ст. 28.1 Закона о
теплоснабжении на право заключения договоров аренды объектов инженерной
инфраструктуры - тепловых сетей, находящихся в государственной собственности,
действий, направленных на обеспечение конкурентных условий участникам
конкурса, исключающих создание участнику (участникам) преимущественных
условий участия в торгах.

Нарушением явилось действие Фонда имущества (Конкурсной комиссии) при допуске участника, заявка которого содержала недостоверные сведения об условии исполнения договора, которое является критерием оценки заявок на участие в конкурсе, именно о нулевом базовой уровне операционных расходов.

Базовый уровень операционных расходов является одним из критериев Конкурса, что установлено следующими документами:

1) Письма Комитета по тарифам №01-13-2679/15-1-1 от 17.12.2015, в котором указано: «В соответствии с п./п. 6 п. 7, п. 11, 14 Федерального закона № 190-ФЗ Комитет предлагает следующие предельные (минимальные и (или) максимальные) долгосрочные параметры регулирования, являющиеся значениями критериев конкурса: предельный (максимальный) базовый уровень операционных расходов в году, предшествующем первому году срока действия договора аренды (2015) - 6691,57 тыс. руб., в 2016 - 7418,88 тыс. руб.

2) Распоряжений КИО №209-рз от 11.02.2016, 210-рз от 11.02.2016, 2011-рз
от 11.02.2016, 212-рз от 11.02.2016, 213-рз от 11.02.2016, в п. 2.4. которых
установлено: «Значениями критериев конкурса являются: 2.4.1. Предельные
следующие предельные (минимальные и (или) максимальные) долгосрочные
параметры регулирования: ... - предельный (максимальный) базовый уровень
операционных расходов в году, предшествующем первому году срока действия
договора аренды (2015) - 6691,57 тыс. руб., в 2016 - 7418,88 тыс. руб.,

3) Конкурсной документации, а именно:

- п. 12.2.1. «Предельный (максимальный) базовый уровень операционных расходов в году, предшествующем первому году срока действия договора аренды (2015) - 6691,57 тыс. руб., в 2016 - 7418,88 тыс. руб.»;

4) Приложения №1 к Конкурсной документации, а именно приложения к
Заявке на участие в открытом конкурсе «Предложение участника конкурса»:

1. Базовый уровень операционных расходов: параметр критерия конкурса в
виде максимального размера тыс. руб.;

5) Приложения № 2 к конкурсной документации, а именно: Договора аренды
объектов инженерной инфраструктуры, находящихся к государственной
собственности Санкт-Петербурга (далее - Договор): п. 1.6.1. Базовый уровень
операционных расходов - кВтч/Гкал.

Значения вышеуказанного в п. 1.6. Договора одного из долгосрочных параметров государственного регулирования (цен) тарифов в сфере теплоснабжения, такого как «базовый уровень операционных расходов», который в соответствии с в п. 12 Конкурсной документации является критерием конкурса, является предложением в Заявках участниках об условиях исполнения Договора.

Комиссией Управления Решением в действиях Фонда имущества установлено
нарушение, выразившееся в допуске к участию в конкурсе ООО «Теплоэнерго»,
заявка которого содержала недостоверные сведения о нулевом уровне базовых
операционных расходов как нарушающие положения действующего
законодательства, регламентирующие вопросы государственного регулирования
тарифов в сфере теплоснабжения.

Предельное значение критерия конкурса по долгосрочному параметру регулирования - базового уровня операционных расходов установлено Распоряжениями Организатора торгов (Распоряжения №209-рз от 11.02.2016, 210-рз от 11.02.2016, 2011-рз от 11.02.2016, 212-рз от 11.02.2016, 213-рз от 11.02.2016) по согласованию с Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (письмо Комитета по тарифам №01-13-2679/15-1-1 от 17.12.2015) в п. 12.1 Конкурсной документации как «предельный (максимальный) базовый уровень операционных расходов в году, предшествующем первому году срока договора аренды (2015) - 6691,57 тыс. руб., в 2016 0 7418,88 тыс.руб.». В указанных документах отсутствуют сведения об установлении предельно минимального уровня базовых операционных расходов.

Предельного минимального уровня базовых операционных расходов в Конкурсной документации не установлен.

Предложение участника конкурса в заявке о базовом уровне операционных расходов в соответствии с требованиями части 16 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и п. 24.1 Правил № 67 не должно превышать предельного (максимального) уровня базовых операционных расходов, установленного в конкурсной документации. Превышение предельного (максимального) уровня базовых операционных расходов является основанием для отказа в допуске.

Тем не менее, кроме специальной нормы п. 24.1 Правил № 67, Правилами № 67 установлена общая норма об основаниях отказа в допуске заявок участников конкурса.

Согласно п/п 1 п. 24 Правил № 67 Заявитель не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае непредставления документов, определенных пунктом 52 настоящих Правил, либо наличия в таких документах недостоверных сведений.

В соответствии с п/п 3) п. 52 Правил № 67 Заявка на участие в конкурсе должна содержать предложения об условиях исполнения договора, которые являются критериями оценки заявок на участие в конкурсе.

Согласно п. 25 Правил № 67 отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пунктах 24 и 24.1 настоящих Правил, не допускается.

Тем не менее, в случае установления факта недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных заявителем или участником конкурса с пунктом 52 Правил №67, в том числе в случае недостоверности сведений об условиях исполнения договора (п/п 3 п. 52 Правил № 67), конкурсная комиссия обязана отстранить такого заявителя или участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе их проведения.

Согласно Правилам №67 при проведении конкурса на право заключения договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, указанные в заявке на участие значения критериев конкурса не только должны соответствовать установленным конкурсной документацией предельным значениям критериев конкурса, но и как предложения об условиях исполнения договора должны быть достоверными. В противном случае Правилами № 67 установлена обязанность конкурсной комиссии об устранении такого участника от участия в конкурсе.

Управление установило недостоверность сведений о предложенном в Заявке ООО «Теплоэнерго» нулевом уровне базовых операционных расходов, который как критерий оценки заявок является одним из условий исполнения договора аренды объектов инженерной инфраструктуры - тепловых сетей.

В результате получения в аренду выставленного на конкурс имущества целевым назначением «передача тепловой энергии» победитель получает доступ на рынок по передаче тепловой энергии, который относится к рынкам естественных монополий.

При осуществлении деятельности на рынке по передаче тепловой энергии субъект естественной монополии обязан учитывать отдельно расходы по данному виду деятельности и по иным видам деятельности, иначе это будет нарушением требований закона. При этом материалами антимонопольного дела установлено, что Заявитель не отрицает, что он будет нести расходы по естественно-монопольному виду деятельности, а следовательно они не могут быть нулевыми.

Регулируемая экономическая деятельность по передаче тепловой энергии не может осуществляться без соответствующих расходов (затрат), в том числе относящихся к составу расходов, определенных п. 58 Основ ценообразования.

Однако по приведенным в п. 3.3. Решения доказательствам недостоверности сведений о нулевом базовом уровне операционных расходов в заявлении Заявителем не приведено ни одного опровергающего довода.

В составе Конкурсной комиссии присутствовал представитель Комитета по тарифам Санкт-Петербурга - органа, к чьим полномочиям относится как определение критериев конкурса, в частности базовых операционных расходов, так и вопросы контроля за деятельностью теплосетевых организаций в части тарифообразования.

Кроме того, в Письме Комитета по тарифам, в котором определены критерии Конкурса, в отношении критерия базового уровня операционных расходов фактически указывается, что указанный критерий рассчитан и установлен с учетом того, «что ООО «Петербургтеплоэнерго» в настоящий момент эксплуатирует указанные сети, а также является собственником источника тепловой энергии, к которому подключены эти сети, объемы операционных и неподконтрольных расходов определены методом сравнения аналогов на основании затрат по оказанию услуг по передаче тепловой энергии, принятых Комитетом по тарифам ООО «Петербргтеплоэнерго» на 2015-2016 годы, пропорционально протяженности тепловых сетей».

ООО «Теплоэнерго» должно было рассчитать свои операционные расходы аналогично указанному методу расчета при утверждения тарифов на передачу тепловой энергии.

Представитель Комитета по тарифам должен был обратить внимание на недобросовестность одного из участников конкурса, предложившего осуществлять деятельность по передаче тепловой энергии с нулевым базовым уровнем операционных расходов.

Таким образом, при рассмотрении антимонопольного дела было доказано, что сведения участника Конкурса о нулевом базовом уровне операционных расходов являются недостоверными, что согласно п/п 3 п. 52 Правил № 67 является основанием для отстранения участника от участия в конкурсе.

Исходя из изложенного, заявленные требования общества удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 146, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1.Возобновить производство по делу.

2.Отказать в удовлетворении требования.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Галкина Т.В.