ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-41154/2022 от 30.07.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

30 июля 2022 года                                                              Дело № А56-41154/2022

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской областив составе: судьи Гуляева С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петренко Е.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

о признании незаконными и отмене решения по делу № 44-567/22 от 14.02.2022

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью  «Автодом»

при участии

от заявителя – не явился, извещен

от заинтересованного лица – не явился, извещен

от третьего лица - не явился, извещен

установил:

Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, УФАС) по делу № 44-567/22 от 14.02.2022.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью  «Автодом» (далее – Общество).

В соответствии с ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку представителей не обеспечили. В порядке ч. 5 ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие их представителей.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Департаментом (Заказчиком) на официальном www.zakupki.gov.ru16.12.2021 размещено извещение № 0372100014921000029 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексной уборке служебных помещений и прилегающей территории. Начальная цена контракта 1 335 568,56 руб.

Закупка осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

В жалобе в Управление Общество указало на неправомерные действия закупочной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению последнего, в неправомерном отказе Обществу в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.

По результатам рассмотрения жалобы Управление вынесло решение о признании ее обоснованной (пункт 1); в действиях закупочной комиссии признано нарушение ч. 5 ст. 67 Закона № 44-ФЗ (пункт 2); решено не выдавать обязательное для исполнения предписание (пункт 3); материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении закупочной комиссии Заказчика (пункт 4).

Не согласившись с указанным решением, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив позиции сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент проведения спорной закупки), участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона № 44-ФЗ не допускается (ч. 5 ст. 67 Закона № 44-ФЗ в редакции, действовавшей на момент проведения спорной закупки).

Согласно протоколу рассмотрения заявок Обществу отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ по следующим основаниям:

«По поз. 1 «Диспенсер гигиенических средств тип 1» по показателю «Максимальная длина устанавливаемой бумаги в диспенсер: от 150 м» представлено значение не соответствующее инструкции по заполнению первой части заявки. Согласно инструкции в случае, если в Приложении 1 к документации об электронном аукционе требование к показателю товара установлено с использованием слова «максимальный» и его производных, а также значение показателя установлено в виде минимального значения с использованием слова «от», то участник указывает значение показателя без изменения. Порядок представления сведений о конкретных показателях товаров, и поставляемых при оказании услуг, относящихся ко второму виду показателей, является приоритетным по отношению к другим видам показателей. В заявке представлено: «Максимальная длина устанавливаемой бумаги в диспенсер: 200 м». Таким образом, значение, представленное участником закупки, не соответствует требованиям документации об электронном аукционе».

Как предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Пунктом 34 раздела 2 «Информационная карта документации об электронном аукционе» документации об аукционе предусмотрены следующие требования к составу первой части заявки:

«Первая часть заявки должна содержать (при заключении контракта на поставку товара):

а) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

б) наименование страны происхождения товара (включается при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира);

в) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным заказчиком в Приложении 1 к настоящей документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в Приложении 1 к настоящей документации об электронном аукционе…».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении № 1 «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности предлагаемого к поставке товара» к документации об аукционе.

В отношении товара по позиции 1 «Диспенсер гигиенических средств тип 1» Заказчиком установлено требование: «Максимальная длина устанавливаемой бумаги в диспенсер: от 150 м».

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.

Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.

В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:

1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2
ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.

Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.

Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в разделе 3 «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» документации об аукционе.

Согласно положениям данной инструкции:

«В описании товаров, в соответствии с Приложением 1 к документации об электронном аукционе «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности предлагаемого к поставке товара», содержащем требования к товарам, указаны следующие виды показателей:

1) показатель, для которого установлено максимальное и (или) минимальное значение такого показателя;

2) показатель, значение которого не может изменяться;

3) показатель, для которых указаны варианты значений.

Порядок описания характеристик товара, поставляемого при оказании услуг, предлагаемого участником закупки. По первому виду показателей участник закупки указывает конкретное значение показателя, для которого установлены максимальные и (или) минимальные значения. По показателям, относящимся к первому виду показателей, под конкретным значением понимается одно значение, за исключением случаев, если в Приложении 1 к  документации об электронном аукционе и государственном стандарте значение показателя товара установлено в виде максимального и минимального значения либо единица измерения указана у каждого числового значения показателя товара, в таких случаях конкретные показатели товара, поставляемого при оказании услуг, должны содержать значение показателя товара в виде максимального и минимального значения.

По второму виду показателей участник закупки указывает значение, установленное заказчиком, которое не может изменяться.

По третьему виду показателей участник закупки выбирает конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений».

Департамент полагает, что показатель «Максимальная длина устанавливаемой бумаги в диспенсер» надлежит отнести ко второму виду, а его значение должно быть представлено в составе первой части заявки в неизменном виде, применяя следующие указания инструкции:

«В случае, если в Приложении 1 к документации об электронном аукционе требование к показателю товара установлено с использованием слова «максимальный» и его производных, а также значение показателя установлено в виде минимального значения с использованием слова «от», то участник указывает значение показателя без изменения».

Между тем положениями инструкции по заполнению первой части заявки предусмотрены следующие указания:

«В случае, если Заказчиком установлено требование к максимальным и (или) минимальным значениям показателей товара с использованием предлогов «от», «до», «от ... до...» и в документации об электронном аукционе не установлено требование о соответствии товара государственному стандарту, то участник указывает значение показателя товара, не включая установленные крайние значения показателя товара.

Наименование показателя отделено от требования к значению показателя знаком «:», в случае отсутствия знака «:», наименование показателя и требование к его значению изменению не подлежит и приводится в заявке без изменений, даже если это противоречит вышеуказанным положениям данной инструкции».

В рассматриваемом случае, документацией разделяются понятия «Наименование показателя» и «требование к значению показателя».

Таким образом, применяя данные указания инструкции, наименованием спорного показателя является «Максимальная длина устанавливаемой бумаги в диспенсер», а требованием к его значению является «от 150 м», при этом само требование слова «максимальный» и его производных не содержит.

Как правильно указало Управление, при установленных обстоятельствах спорную характеристику представляется возможным отнести к первому виду показателей, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения.

УФАС обоснованно отметил, что анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорной позиции им предложен к поставке товар с характеристикой: «Максимальная длина устанавливаемой бумаги в диспенсер: 200 м», что не противоречит требованиям документации об аукционе.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В связи с этим  УФАС пришло к правильному выводу, что аукционная комиссия Заказчика не имела достаточных основания для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе. Таким образом, в ее действиях усматривается нарушение ч. 5 ст. 67 Закона № 44-ФЗ.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае доказательств несоответствия оспариваемого решения УФАС требованиям действующего законодательства не представлено.

В связи с этим суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                  Гуляев С.Б.