ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-41295/20 от 11.10.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

11 октября 2020 года Дело № А56-41295/2020

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Анисимовой О.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:

заявитель: общество с ограниченной ответственностью «ВТМ» (адрес: Россия 190020, Санкт-Петербург, ул. Бумажная, дом 16/1, лит.А, оф.321, ОГРН: <***>);

заинтересованное лицо: Санкт-Петербургская таможня (адрес: Россия 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10/2, лит. А, ОГРН: <***>);

о признании незаконным и отмене постановления от 08.04.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10210000-1438/2020

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ВТМ» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни (далее – заинтересованное лицо, таможня) от 08.04.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10210000-1438/2020.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Лица, участвующие в деле, извещены в порядке, установленном статьями 121, 123, 228 АПК РФ, о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.

Решением в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 АПК РФ от 21.08.2020 по настоящему делу оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

В рамках настоящего дела 27.08.2020 от таможни поступило заявление о составлении мотивированного решения суда.

Исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, 31.07.2018 между компанией «SHAOXING SHANGYU YASUNG IMPORT AND EXSPORT CO., LTD» (Китай, продавец) и ООО «ВТМ» (Россия, покупатель) заключен контракт №0118 (далее - контракт).

Контракт поставлен 09.08.2018 на учет в ПАО «Банк «Санкт-Петербург» (далее - Банк УК) с присвоением уникального номера 18080069/0436/0000/2/1.

Согласно пункту 1.1 контракта «продавец обязуется передать в собственность покупателя аксессуары для тентовой промышленности, иные товары и материалы, далее - товар, согласно согласованных сторонами проформах-инвойсах в сроки, предусмотренные контрактом, а покупатель обязуется оплатить и принять товар».

Согласно пункту 2.2 контракта «номенклатура, количество, цена товара, поставляемого по контракту, определяется в согласованных сторонами проформах-инвойсах».

Согласно пункту 4.1 контракта «продавец обязан подготовить отгрузку
поставляемой партии товара в течение 20 дней с момента осуществления
покупателем первого авансового платежа от суммы поставки согласованной
сторонами в проформе-инвойсе».

Согласно пункту 4.2 контракта «продавец обязуется отгрузить товар покупателю в течение 7 дней с момента предоставления покупателю уведомления о готовности товара к отгрузке».

Согласно пункту 4.3 контракта «базисные условия поставки.

CIF: г. Санкт-Петербург (Россия), г. Владивосток (Россия), CFR: г. Санкт-Петербург (Россия), FOB: Шанхай (Китай), DAP: граница РФ, (ИНКОТЕРМС 2010, раздел А. «обязанности продавца» в части не противоречащей пунктам 8.1, 8.2 настоящего контракта)».

Согласно пункту 5.1 контракта «валюта контракта - доллар США».

Согласно пункту 5.3 контракта «цена оплаченного товара изменению не подлежит. Пересчет стоимости по пункту 2.2 производится исходя из цены товара».

Согласно пункту 5.7 контракта «общая стоимость контракта на момент его заключения составляет 2 000 000,00 долл. США (два миллиона долларов США)».

Согласно пункту 6.3 контракта «стороны согласовали следующие возможные способы оплаты товара: 6.3.1 оплата партии товара. Покупатель осуществляет авансовый платеж в размере от 30% (тридцати процентов) от общей стоимости партии товара после согласования сторонами инвойса-проформы. Следующие 70% (семьдесят процентов) покупатель оплачивает перед отгрузкой».

Пунктом 6.3.2 контракта установлено, что возможны иные варианты оплаты по данному контракту при этом, выбранный сторонами вариант должен быть отражен в выставляемом счете-проформе, оплата по данному счету подразумевает согласие покупателя с выдвигаемыми условиями оплаты и поставки.

Согласно пункту 6.3.3 контракта возможны иные варианты оплаты по данному контракту при этом, выбранный сторонами вариант должен быть отражен в выставляемом счете-проформе, оплата по данному счету подразумевает согласие покупателя с выдвигаемыми условиями оплаты и поставки.

Пункт 6.3.4 контракта предусматривает, что в случае непоставки товара в оговоренные сроки:

- продавец обязуется поставить данный товар или заменить на другой товар, предварительно согласованный с покупателем в течение 90 дней, с момента оговоренного в проформе-инвойсе срока отгрузки, или вернуть авансовый платеж в течение 180 дней, с момента получения».

Согласно пункту 15.1 контракта «контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 30.07.2019 включительно, а в части взаиморасчетов - до полного выполнения обязательств сторонами».

В рамках контракта был осуществлен ввоз товара по декларации на товары (далее - ДТ) №10129060/260219/0004026 на сумму 3 200,00 долларов США.

В связи с непредоставлением Обществом в банк УК в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором зарегистрирована декларация на товары, справки о подтверждающих документах, 24.03.2020 таможней в отношении Общества составлен протокол №10210000-1438/2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ.

08.04.2020 в отношении Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в отсутствие представителя, таможней вынесено постановление №10210000-1438/2020, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Общество не согласилось с принятым постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в обоснование которого ссылалось на отсутствие события административного правонарушения, поскольку своевременно представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах.

В силу части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) подтверждающих документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Оспариваемым постановлением Обществу назначено административное наказание в виде предупреждения на основании части 1 статьи 4.1.1, части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон №173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и вставлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения контракта.

Согласно пункта 4 статьи 5 Закона №173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Пунктом 1.3 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 16.08.2017 №181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее – Инструкция № 181-И) установлено, что справка о подтверждающих документах, порядок и сроки представления которой установлены настоящей Инструкцией, является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов.

В силу пункта 8.8 Инструкции № 181-И при вывозе товара с территории Российской Федерации на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты или ввозе товара на территорию Российской Федерации на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде предоплаты (авансового платежа) и при наличии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с законодательством о таможенном регулировании путем подачи декларации на товары резидент должен представить в банк УК в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после месяца, в котором зарегистрированы декларации на товары (далее - отчетный месяц), справку о подтверждающих документах, заполненную в соответствии с приложением 6 к настоящей Инструкции, без представления декларации на товары.

В указанную в абзаце первом настоящего пункта справку о подтверждающих документах включаются сведения о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, за исключением сведений о временной декларации на товары, транзитной декларации на товары.

При поступлении в банк УК информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары в соответствии с Положением о передаче таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 №1459 «О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 1, ст. 55) (далее - Положение о передаче информации о декларациях на товары), указанная информация вносится банком УК в ведомость банковского контроля в автоматизированном режиме в соответствии с приложением 4 к настоящей Инструкции.

Таким образом, в целях учета валютных операций по контракту Общество обязано было представить в Банк УК СПД по ДТ №10129060/260219/0004026 в срок до 22.03.2019 включительно.

Из положений пункта 16.1 Инструкции №181-И следует, что при представлении резидентом, физическим лицом - резидентом, нерезидентом в уполномоченный банк документов и информации, требование о представлении которых установлено настоящей Инструкцией, уполномоченный банк должен осуществить предусмотренную главой 16 Инструкции181-И проверку представленных документов и информации, за исключением случая, установленного пунктом 16.6 настоящей Инструкции.

Согласно пункта 16.3 Инструкции №181-И при положительном результате проверки, указанной в пункте 16.1 настоящей Инструкции, уполномоченный банк в сроки, установленные для проверки, должен принять представленные резидентом, физическим лицом - резидентом документы и информацию. Принятая уполномоченным банком справка о подтверждающих документах должна быть направлена резиденту в срок, согласованный с резидентом, с указанием в ней даты ее принятия уполномоченным банком.

В силу пункта 16.5 Инструкции № 181-И при отрицательном результате проверки, указанной в пункте 16.1 настоящей Инструкции, уполномоченный банк не позднее сроков, установленных для проверки, должен вернуть представленные резидентом, физическим лицом - резидентом документы и информацию с указанием даты и причины отказа в их принятии. В случае отказа уполномоченного банка в принятии представленных резидентом, физическим лицом - резидентом документов и информации резидент, физическое лицо - резидент должны устранить замечания уполномоченного банка.

Согласно пункта 16.2.2 Инструкции №181-И проверка осуществляется уполномоченным банком в отношении справки о подтверждающих документах, указанной в пункте 8.8 настоящей Инструкции, - в срок не позднее десяти рабочих дней после даты ее представления в уполномоченный банк.

Пунктом 16.7 Инструкции №181-И установлено, что требования настоящей Инструкции о представлении резидентом, физическим лицом - резидентом в уполномоченный банк документов и информации в установленные настоящей Инструкцией сроки будут выполнены в случае, если они представлены резидентом, физическим лицом - резидентом в уполномоченный банк в сроки, установленные настоящей Инструкцией, и приняты уполномоченным банком в сроки, установленные пунктом 16.2 настоящей Инструкции.

Из пунктов 8.8, 9.2 Инструкции №181-И следует, что банком УК осуществляется формирование и ведение ведомости банковского контроля на основании, в том числе, следующих документов и информации: контракта (кредитного договора), справки о подтверждающих документах, информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, полученной в соответствии с Положением о передаче информации о декларациях на товары.

Материалами дела подтверждается, что СПД, заполненная в соответствии с приложением №6 к Инструкции № 181-И (с указанием уникального номера контракта), представлялась Обществом в уполномоченный банк 01.03.2019.

СПД от 01.03.2019 возвращена уполномоченным банком 15.03.2019 с указанием причины отказа «ГТД в Банк не поступила, возможно некорректно оформлена и не указан уникальный номер контракта, Вам необходимо выяснить данный вопрос в таможне и нести корректировку в ГТД».

15.03.2019 исх.Т-0111 ООО «РТЛ Брокер» по поручению Общества обратилось в Московскую таможню по вопросу внесения изменений после выпуска товаров в ДТ №10129060/260219/0004026, в связи с технической ошибкой - невнесением в ДТ уникального номера контракта (графа 44 ДТ), что таможней в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

22.03.2019 Обществом в уполномоченный банк СПД представлена повторно, возвращена уполномоченным банком 05.04.2019 с указанием причины отказа «ГТД в Банк не поступила, истек срок ожидания».

Представленная 05.04.2019 СПД возвращена уполномоченным банком 19.04.2019 с указанием причины отказа «ГТД в Банк не поступила, истек срок ожидания (10 рабочих дней)».

Представленная 26.04.2019 СПД принята уполномоченным банком 16.05.2019.

Согласно пункта 3 Положения о передаче таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 №1459 (далее – Положение №1459), Федеральная таможенная служба обеспечивает передачу уполномоченному банку в электронном виде по перечню согласно приложению №2 информации о декларациях на товары, в которых указан уникальный номер контракта (номер, присваиваемый уполномоченным банком при постановке резидентом контракта на учет), информация о котором передана этим уполномоченным банком в Федеральную таможенную службу в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной таможенной службой, не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами товаров.

В силу пункта 5 Положения №1459, в случае внесения в декларацию на товары изменений, затрагивающих ранее переданную в Центральный банк Российской Федерации и уполномоченные банки информацию о декларациях на товары, Федеральная таможенная служба обеспечивает передачу Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации об указанных изменениях в порядке, аналогичном порядку передачи информации о декларациях на товары, установленному настоящим Положением, не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения указанных изменений таможенными органами.

Из обращения от 15.03.2019 исх.Т-0111 ООО «РТЛ Брокер» в Московскую таможню по вопросу внесения изменений после выпуска товаров в ДТ №10129060/260219/0004026 следует, что при подаче данной ДТ Обществом не внесены сведения об уникальном номере контракта, в связи с чем в силу пункта 3 Положения №1459 информация о данной ДТ передаче в уполномоченный банк не подлежала.

Ввиду чего уполномоченный банк не мог в полном объеме провести проверку представленной в СПД информации.

При таких обстоятельствах и учитывая, что в силу Инструкции №181-И требования Инструкции о представлении в уполномоченный банк СПД в установленные настоящей Инструкцией сроки считаются исполненными в случае, если СПД представлена резидентом в уполномоченный банк в сроки, установленные настоящей Инструкцией, и принята уполномоченным банком в сроки, установленные пунктом 16.2 настоящей Инструкции, следует признать, что требование пункта 8.8 Инструкции №181-И Обществом в установленный срок не исполнено, что свидетельствует о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ.

Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований валютного законодательства и актов органов валютного контроля в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно, как и доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению норм и правил действующего законодательства, по надлежащему заполнению ДТ, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии его вины во вмененном правонарушении в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Протокол составлен и постановление принято уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено. В материалах дела имеются надлежащие доказательства извещения заявителя о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также рассмотрения дела об административном правонарушении. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество не было лишено гарантий защиты прав, предоставленных ему законодательством при привлечении к административной ответственности.

Вместе с тем, совершенное Обществом правонарушение суд считает возможным признать малозначительными по следующим основаниям.

Согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является деяние, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно абзацу 2 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях» возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума №10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимого исходить из конкретных обстоятельств его совершения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но решить вопрос социальной опасности деяния.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении лица, привлекаемого к ответственности, к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Применительно к спорной ситуации, суд отмечает следующее.

Пунктом 8.8 Инструкции № 181-И обязанность по предоставлению в уполномоченный банк ДТ совместно с СПД на резидента не возложена.

Решение вопроса о наличии/отсутствии оснований для регистрации ДТ (в том числе в связи с отсутствием в ДТ сведений, подлежащих указанию в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, и (или) в связи с заполнением ДТ не в соответствии с установленным порядком ее заполнения (подпункт 4 пункта 5 статьи 111 Таможенного кодекса ЕАЭС) осуществляется таможенным органом до регистрации ДТ в ходе проверки.

В силу пунктов 4, 7 «Инструкции о порядке регистрации или отказа в регистрации декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии» от 02.07.2014 №98 (далее – Инструкция № 98), при подаче ДТ таможенный орган проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в регистрации ДТ, после проведения указанной проверки таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации ДТ в срок не более 2 часов с момента подачи ДТ. При наличии оснований для отказа в регистрации ДТ (заявления, перечня) таможенным органом оформляется отказ в регистрации ДТ (заявления, перечня) с обязательным указанием причин и даты отказа в регистрации ДТ (заявления, перечня).

Согласно пункта 5 Инструкции №98 при отсутствии оснований для отказа в регистрации ДТ таможенный орган регистрирует ДТ в журнале регистрации деклараций на товары в письменном и (или) электронном виде с использованием информационных технологий путем присвоения регистрационного номера, формируемого в порядке, определенном Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения».

ДТ №10129060/260219/0004026 зарегистрирована уполномоченным таможенным органом 26.02.2019, несмотря на очевидную необходимость, исходя из представленных сведений о внешнеэкономической сделке и документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, указания в ДТ номера документа, подтверждающего соблюдение требований в области валютного контроля.

Обществом в соответствии с пунктом 16.5 Инструкции №181-И 15.03.2019 незамедлительно устранены замечания уполномоченного банка и повторно 22.03.2019 в пределах установленного пунктом 8.8 Инструкции №181-И представлена СПД.

Таможней не представлены сведения о дате передачи в соответствии Положением №1459 в уполномоченный банк информации об откорректированной ДТ №10129060/260219/0004026, содержащей сведения об уникальном номере контракта.

С учетом вышеизложенного, оценив конкретные обстоятельства совершенного правонарушения в их совокупности, учитывая отсутствие пренебрежительного отношения Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, регистрацию ДТ таможенным органом, своевременное совершение Обществом действий, направленных на представление СПД в установленные сроки, отсутствие доказательств неблагоприятных последствий, суд полагает, что совершенное Обществом правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло причинения вреда, нарушения прав и законных интересов иных лиц, и является малозначительным.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Санкт-Петербургской таможни от 08.04.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10210000-1438/2020.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.

Судья Анисимова О.В.