ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-41327/14 от 03.09.2015 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

04 сентября 2015 года                                                                     Дело № А56-41327/2014

Резолютивная часть решения объявлена   сентября 2015 года .

Полный текст решения изготовлен   сентября 2015 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Синицыной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Немичевой И.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга

заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

третьи лица: 1) Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга, 2) Общество с ограниченной ответственностью "ЛЭНДПОРТ", 3) ОАО "Трест геодезических работ и инженерных изысканий", 4) ОАО "Научно-исследовательский, проектно-изыскательский институт "Ленметрогипротранс"

об оспаривании решения и предписания от 25.06.2014 по делу №44-1015/14

при участии

- от истца: ФИО1, по доверенности от 23.07.2015

- от ответчика: не явился, извещен

- от третьих лиц: 1), 2) – не явились, извещены; 3)ФИО2, по доверенности от 28.08.2014, 4) ФИО3, по доверенности от 01.08.2014

установил:

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (далее -заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной Антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 25.06.2014 по делу № 44-1015/14.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

Комитетом 30.05.2014 опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме размещено в сети «Интернет» на сайте www.zаkuрki.gov.ru, номер извещения 0172200002514000059. Начальная (максимальная) цена контракта - 493 984 493 руб. 94 коп.

Общество с ограниченной ответственностью «ЛЭНДПОРТ» обратилось в УФАС России с жалобой (вх. 13398 от 18.06.2014) на действия Комитета и Комитета по государственного заказу Санкт-Петербурга при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по инженерной подготовке территории строительства с разработкой рабочей документации по объекту: «Строительство Лахтинско-Правобережной линии от ст. «Спасская» до ст. «Морской фасад», в том числе 1-й пусковой комплекс от ст. «Спасская» до ст. «Большой пр.» для нужд Санкт-Петербурга (далее - аукцион).

В результате рассмотрения жалобы, а также проведения внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, операторе электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498 (далее - Административный регламент). Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России жалоба признана частично обоснованной в части доводов о неправомерном выборе Комитетом способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя); об установлении неправомерных требований о наличии у участников закупки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам на объектах метрополитена и лицензий на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну; о неразмещении на официальном сайте проектной документации; действия Комитета признаны нарушающими часть 5 статьи 24, часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 50 (пункт 1 части 1 статьи 33) Закона № 44-ФЗ, о чем вынесено решение от 25.06.2014 по делу № 44-1015/14, а также выдано предписание от 25.06.2014 об устранении нарушений законодательства о закупках.

Не согласившись с вышеуказанным решением и предписанием, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.

Требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Частями 1 и 2 статьи 48 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.

Под конкурсом с ограниченным участием согласно части 1 статьи 56 Закона № 44-ФЗ понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

Из пункта 1 части 2 статьи 56 Закона № 44-ФЗ следует, что проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -перечень № 1089).

В соответствии с пунктом 6 Перечня N 1089 выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей.

Так как из буквального содержания пункта 1 части 2 статьи 56 Закона № 44-ФЗ следует, что конкурс с ограниченным участием проводится при закупке товаров (услуг, работ), которые в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) метрополитены относятся к особо опасным и технически сложным объектам.

В соответствии с абзацем 5 пункта 8 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, под этапом строительства метрополитена понимается комплекс работ по организации строительства, включающий в себя строительство временных зданий и сооружений, проходку шахтных стволов с подходными выработками, оснащение горных комплексов, сооружение и оснащение стартовых котлованов для щитовой проходки тоннелей.

Как установлено судом по материалам дела, согласно разделу 5 технического задания местом выполнения работ в рамках предмета конкурса являются строительные площадки шахт N 571-574, а также вестибюля станции метро "Большой проспект".

В связи с изложенным, работы, являющиеся предметом конкурса, относятся к работам на особо опасных и технически сложных объектах.

Начальная (максимальная) цена контракта превышает 150 млн. рублей (493 984 493 руб. 94 коп.) следовательно, способ закупки заказчиком выбран правильно. Выводы

Управления о нарушении заказчиком положений части 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ являются ошибочными.

Пункты 4 и 7 раздела II "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации содержат требования о наличии у участников конкурса и представлении в составе заявки копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в том числе на особо опасные и технически сложные объекты) (подпункт 1.1.1): Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.2.5. Метрополитены; - копии действующей лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (подпункт 1.1.2).

Согласно пункту 42 Указа Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" сведения о горных выработках, естественных полостях, метрополитенах или других сооружениях, которые могут быть использованы в интересах обороны страны, отнесены к государственной тайне.

В силу статьи 27 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон N 5485-1) допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

С учетом изложенных обстоятельств, суд признает правомерным включение заказчиком в конкурсную документацию требований по предъявлению действующей лицензии, разрешающей осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в раздел III которого "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" в часть 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" включены метрополитены (пункт 33.2.5 названного перечня).

С учетом положений части 3.1 статьи 52 ГрК РФ суд считает обоснованным включение в конкурсную документацию требования о наличии у участника конкурса выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в том числе на особо опасные и технически сложные объекты).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в нем.

Как следует из оспариваемого решений УФАС, нарушение закона Комитетом
выразилось в указании заказчиком в техническом задании на то, что проектная документация является документом для служебного пользования и не может быть размещена в открытом доступе,

Из материалов дела следует, что проектная документация разработана открытым акционерным обществом научно-исследовательский, проектно-изыскательский институт "Ленметрогипротранс" с использованием выполненной ОАО "Трест ГРИИ" топографической съемки с нанесением подземных коммуникаций. Материалы данной топографической съемки имеют ограничительный гриф "для служебного пользования", установленный ОАО "Трест ГРИИ". Приказом Федеральной службы геодезии и картографии России от 14.12.2000 N 181-пр утвержден перечень объектов местности, запрещенных для открытого опубликования (далее - Перечень N 181 -пр).

Согласно пункту 8 раздела II Перечня N 181-пр к объектам местности и элементам содержания топографических карт и планов, запрещенным для открытого опубликования, относятся следующие промышленные объекты: электроподстанции, склады горючего, газгольдеры, устья шахтных стволов и штолен (в том числе на туннелях и подземных каналах), выходы нефти, нефтяные бассейны и ямы, магистральные нефте- и газопроводы (в том числе дюкеры, станции перекачки и компрессорные станции на них), контрольные и усилительные пункты и бункеры на кабелях и трубопроводах, подводные и подземные кабели связи, аэродромы (за исключением разрешенных к открытому опубликованию), гидроаэродромы, посадочные площадки, участки дорог, оборудованные для взлета самолетов.

В соответствии с примечанием к пункту 1 раздела I Перечня N 181-пр под опубликованием топографических карт и планов в открытой печати имеется в виду распространение картографических материалов без ограничений: публикация, сообщение по телевидению и радио, размещение в вычислительных сетях общего пользования, оглашение на международных и внутрироссийских съездах, конференциях, совещаниях, симпозиумах, публичная защита диссертаций, демонстрация в кинофильмах, видеофильмах, диафильмах и слайдфильмах, экспонирование в музеях, на выставках, ярмарках, продажа их без ограничения круга потребителей, вывоз материалов за границу или передача их гражданам, не имеющим допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Место выполнения работ в рамках предмета конкурса - строительные площадки шахт N 571-574, а также вестибюля станции метро "Большой проспект". Работы должны быть выполнены в соответствии с указанным в техническом задании проектом "Проектная документация. «Строительство Лахтинско-Правобережной линии от ст. «Спасская» до ст. «Морской фасад», разработанным с использованием топографической съемки с нанесением подземных коммуникаций.

В связи с этим данная документация является документированной служебной информацией ограниченного распространения, то есть несекретной информацией, касающейся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью по смыслу пункта 1.2 раздела I "Инструкции о порядке обращения с документированной служебной информацией ограниченного распространения в организациях, учреждениях, предприятиях и т.д.", изданной в 2001 году Главгосэкспертизой России. Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что неразмещение заказчиком на официальном сайте (в открытом доступе) данной проектной документации в рассматриваемом случае не противоречит положения Закона N 44-ФЗ.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что кто-либо из потенциальных участников конкурса обращался в адрес заявителя в установленном Законом N 44-ФЗ порядке с запросом о разъяснении положений документации о конкурсе, следовательно, размещенная на электронной площадке документация была достаточна и понятна всем заинтересованным лицам и позволяла участникам размещения заказа подготовить заявки на участие в.

Антимонопольный орган не представил в материалы дела иных доказательств того, что данное обстоятельство нарушило права и охраняемые законом интересы кого-либо из участников конкурса.

При вышеуказанных обстоятельствах нарушение часть 5 статьи 24, часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 50 (пункт 1 части 1 статьи 33) Закона № 44-ФЗ отсутствует.

На основании вышеизложенного суд считает заявленные Комитетом требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконными Решение и Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25.06.2014 по делу № 44-1015/14.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                                              Синицына Е.В.