ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-41607/16 от 28.07.2016 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

29 июля 2016 года                                                                Дело № А56-41607/2016

Резолютивная часть решения объявлена   июля 2016 года .

Полный текст решения изготовлен   июля 2016 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Синицыной Е.В. 

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Афанасьевой А.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЗ-Спецсталь»

заинтересованное лицо: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

при участии

- от заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.01.2016

- от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 29.12.2015

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ОМЗ-Спецсталь» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – заинтересованное лицо, Управление, Ростехзнадзор) от 30.05.2016 №09-498-112/ПС о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

В период с 16.02.2016 по 17.03.2016 Управлением на основании распоряжения от 21.01.2016 №09-498/Рк при проведении мероприятия по контролю (надзору) на опасном производственном объекте (далее - ОПО): «Цех электросталеплавильный» рег. №А19-06229-0004; при эксплуатации подъемных сооружений (мостовых кранов рег. №№66381, 23268, 22902, 76757, 75181, 82002, 88637, 61281, 86496, 23403, 73537, 75180, 36521, 92867, 92865, 86620, 92863, 87040, 63488), принадлежащих (находящихся в эксплуатации) Обществу по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, Ижорские заводы, д. б/н, выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов, являющихся техническими устройствами, применяемыми на опасном производственном объекте, а именно:

- не представлена и не доведена под роспись до каждого работника инструкция, определяющая действия работников в аварийных ситуациях, эксплуатирующих ПС, чем нарушены требования пунктов 256, 257 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются» подъемные сооружения» (утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 №533 (далее Правила №533), зарегистрированы в Минюсте России 31.12.2013 №30992, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» далее – Закона №116-ФЗ);

- решение о вводе в эксплуатацию вновь приобретаемых грузозахватных приспособлений, товары не записываются в специальный журнал учета и осмотра специалистами, ответственными за безопасное производство работ. Заносятся результаты осмотра, согласно пункту 229 Правил №533, чем нарушены требования пункта 140 Правил №140, части 1 статьи 9 Закона №116-ФЗ;

- плановая проверка состояния рельсовых путей, проводимая после каждых 24 смен работы, не включает в себя проверку соответствия контролируемых параметров рельсовых путей требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС, проектной и конструкторской документации, что является нарушением требований части 1 статьи 9 Закона №116-ЗФ;

- на ОПО в местах производства работ мостовыми кранами уч. №№87040, 86496, 2340 находятся поврежденные сменные грузозахватные приспособления (стропы, захваты), которые признаны негодными к использованию в работе, но не изъяты из мест производства работ, чем нарушены требования пунктов 222, 228 Правил №533, пункта 1 статьи 9 Закона №116-ФЗ;

- в Обществе не обеспечено наличие комплекса поверенных испытательных (контрольных) грузов для проведения статических и динамических испытаний грузоподъемных кранов. Порядок проверки указанных грузов в Обществе не установлен, чем нарушены требования части 1 статьи 9 Закона №116-ФЗ;

- на ОПО при работе мостовых кранов, установленных в два яруса в Главном разливочном полете цеха №8, не предусмотрены блокировки, разрешающие работу кранов нижнего яруса только в случае, если грузовые подвески кранов верхнего яруса подняты в верхнее положение и заблокированы, а также возможность работы кранов верхнего яруса, если краны нижнего яруса выведены из зоны работы этих кранов и обесточены, чем нарушены требования пункта я статьи 9 Закона №116-ФЗ;

- в Обществе не установлен порядок опломбирования и запирания замком защитных панелей кранов, что является нарушением 125 Правил №533, части 1  статьи 9 Закона №116-ФЗ;

- на ОПО в зоне производства работ мостовыми кранами не размещены списки основных перемещаемых грузов с указанием их массы, чем нарушены требования пункта 221 Правил №533, части 1 статьи 9 закона №116-ФЗ;

- не разработан ППР на кантовку грузов с применением подъемных сооружений, что является нарушением пункта 117 Правил №533, части 1 статьи 9 Закона №116-ФЗ;

- записями в паспортах действующих мостовых кранов рег.№№22902, 23268, 23403, 61281, 63488, 66381, 73537, 75180, 75181, 76757, 82002, 86496, 86620, 87040, 88637, 92863, 92865, 92867, подвергнутых периодическому техническому освидетельствованию, не подтверждается, что краны отвечают требованиям Правил №533, что является нарушением пункта 172 (а), 193 Правил №533,

- не созданы условия неукоснительного выполнения специалистами требования настоящих Правил №533, должностных инструкций, в персоналом – производственных инструкций: складирование грузов литейной оснастки, прибыльных надставок, слитков, промежуточных ковшей осуществляется в нарушение требований, изложенных в представленных технологических картах, что является нарушением пунктом 150 (е), 255 (з) Правил №533.

По фактам данных правонарушений было возбуждено административное производство и вынесено постановление от 30.05.2016 №09-498-1127/ПС по которому Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.

В силу части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 1 статьи 116-ФЗ Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 117 Правил №533 кантовать грузы с применением ПС разрешается только на кантовальных площадках, снабженных амортизирующей поверхностью, или на весу по заранее разработанному ППР.

Согласно пункту 150 (е) Правил №533 эксплуатирующие организации обязаны обеспечить  содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта. В этих целях должны быть созданы условия неукоснительного выполнения специалистами требований настоящих ФНП, должностных инструкций, а персоналом - производственных инструкций.

Согласно пункту 255 (з) Правил №533 эксплуатирующая организация не должна допускать ПС в работу, если при проведении проверки установлено, что не выполнены мероприятия по безопасному ведению работ и требования, изложенные в ППР, ТК, нарядах-допусках.

В соответствии с пунктом 172 (а) Правил №533 результатом технического освидетельствования является ПС и его установка на месте эксплуатации соответствуют требованиям эксплуатационной документации и настоящих ФНП;

Согласно пункту 193 Правил №533 результаты технического освидетельствования ПС записываются в его паспорт специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования. При освидетельствовании вновь смонтированного ПС запись в паспорте должна подтверждать, что ПС смонтировано и установлено в соответствии с руководством по эксплуатации, с настоящими ФНП и выдержало испытания.

Записью в паспорте действующего ПС, подвергнутого периодическому техническому освидетельствованию, должно подтверждаться, что ПС отвечает требованиям настоящих ФНП, находится в работоспособном состоянии и выдержало испытания. Разрешение на дальнейшую работу ПС в этом случае выдается специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, с соответствующей записью в паспорте.

В соответствии с пунктом 125 Правил №533 эксплуатирующая организация должна обеспечить выполнение требования промышленной безопасности, а именно: установить порядок опломбирования и запирания замком защитных панелей кранов.

В соответствии с пунктом 221 (д) безопасное использование грузозахватных приспособлений включает в себя выполнение эксплуатирующей организацией следующих функций: размещение в зоне производства работ ПС списка основных перемещаемых им грузов с указанием их массы. Крановщикам (операторам) и стропальщикам, обслуживающим краны стрелового типа, краны-манипуляторы и краны-трубоукладчики при ведении строительно-монтажных работ, такой список должен быть выдан на руки.

Согласно пункту 222 Правил №533 съемные грузозахватные приспособления и тара, признанные негодными к использованию в работе, в том числе по причине отсутствия необходимой маркировки, а также грузозахватные приспособления с истекшим сроком безопасной эксплуатации (службы) не должны находиться в местах производства работ.

В соответствии с пунктом 228 Правил №533 в процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары эксплуатирующая организация в лице назначенного приказом специалиста (или специалистов согласно требованиям подпункта "ж" пункта 23 настоящих ФНП) должна периодически производить их осмотр не реже чем: траверс, клещей, захватов и тары - каждый месяц; стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней; редко используемых съемных грузозахватных приспособлений - перед началом работ. Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться по инструкции, утвержденной распорядительным актом эксплуатирующей организации (при отсутствии норматива или браковочных показателей изготовителя) и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы.

На основании пункта 229 Правил №533 результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносят в журнал осмотра грузозахватных приспособлений.

Согласно пункту 256 Правил №533 в организации, эксплуатирующей ОПО с ПС, должны быть разработаны и доведены под роспись до работников инструкции, определяющие их действия в аварийных ситуациях.

В соответствии с пунктом 257 Правил №533 в инструкциях, разрабатываемых всогласно требованиям пункта 256 настоящих ФНП, наряду с требованиями, определяемыми спецификой ОПО, должны быть указаны следующие сведения для работников, занятых эксплуатацией ПС:

а) оперативные действия по предотвращению и локализации аварий;

б) способы и методы ликвидации аварий;

в) схемы эвакуации в случае возникновения взрыва, пожара, выброса токсичных веществ в помещении или на площадке, обслуживаемой ПС, если аварийная ситуация не может быть локализована или ликвидирована;

г) порядок использования системы пожаротушения в случае локальных возгораний оборудования ОПО;

д) порядок приведения ПС в безопасное положение в нерабочем состоянии, схема и порядок эвакуации крановщика (оператора), покидающего кабину управления ПС;

е) места, отведенные в ОПО, для нахождения ПС в нерабочем состоянии;

ж) места отключения вводов электропитания ПС;

з) места расположения медицинских аптечек первой помощи;

и) методы оказания первой помощи работникам, попавшим под электрическое напряжение, получившим ожоги, отравившимся продуктами горения;

к) порядок оповещения работников ОПО о возникновении аварий и инцидентов.

Ответственность за наличие указанных инструкций лежит на руководстве ОПО, эксплуатирующем ПС, а их исполнение в аварийных ситуациях - на каждом работнике ОПО.

Факт нарушении Обществом пунктов 256, 257, 229, 228, 222, 125, 221 (д), 117, 172 (а), 193, 150 (е), 225 (з) Правил №533 подтверждается материалами дела (акт проверки от 17.03.2016 №09-498-1880/А, подписанный представителем заявителя без возражений, протокол об административном правонарушении от 21.03.2016 №09-498-600/ПТ).

Внесение изменений в пункты 212, 213, 187, 134 Правил №533 в целом не повлияло на законность вынесенного постановления.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при той степени заботливости и осмотрительности, которая требуется, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В силу пункта 18.1 Постановления Пленума N 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным настоящим Кодексом.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.

Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Однако, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце третьем пункта 21 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет собой существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Доказательства наличия каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями отсутствуют.

Частичное устранение выявленных правонарушений не является основанием для освобождения заявителя от административной ответственности.

Размер административного штрафа, назначенного обществу постановлением Управления от 30.05.2016 №09-498-112/ПС, проверен судом и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, в размере минимальной санкции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ. По мнению суда, назначенное обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                                                                  Синицына Е.В.