ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-4206/14 от 06.05.2014 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

14 мая 2014 года Дело № А56-4206/2014

Резолютивная часть решения объявлена 06 мая 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 14 мая 2014 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Исаевой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Климентьевым Д.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Свиньин и Партнеры»

заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу

третье лицо: Управление Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу

о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, обязании осуществить возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в размере 1 530 000 руб. 00 коп.

при участии:

- от заявителя: ФИО1, доверенность от 17.01.2014 № СП-14/14; ФИО2, доверенность от 17.01.2014 № СП-14/14;

- от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность от 26.12.2013 № 117;

- от третьего лица: Шуб Л.П., доверенность от 14.01.2014 № 7200-14-01/78;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Свиньин и Партнеры» (далее – Управляющая компания, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее – Управление, заинтересованное лицо) в возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, обязании Управления осуществить возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в размере 1 530 000 руб. обществу.

Заявитель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил просительную часть требований и просит арбитражный суд признать незаконным отказ Управления от 13.01.2014 № 1/02-26041о, в возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, обязать Управление принять решение о возврате обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Свиньин и Партнеры» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Вестор» излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в размере 1 530 000 руб. 00 коп.

Утонения приняты арбитражным судом.

Третье лицо представило отзыв, решение вопроса об удовлетворении требований оставило на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, доводы сводятся к следующему.

Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.10.2009 № 395 (далее - Положения) и Законом о регистрации.

13.01.2014 Управлением выдан отказ заявителю в возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины.

В силу п. 2 ст. 1017 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.

Статьей 11 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее - Закон № 156-ФЗ) установлено, что имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Управляющая компания осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона о регистрации наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

В силу ст. 11 Закона о регистрации за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пп. 22.1 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом, составляет 15 000 руб.

В соответствии с п. 4 ст. 24 Закона о регистрации заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом представляются управляющей компанией, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд.

Специальных норм о порядке государственной регистрации доверительного управления на имущество паевых инвестиционных фондов, в частности, исключений по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию ограничения (обременения) права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество в виде доверительного управления, законодательство РФ не содержит. Таким образом, указанная регистрация осуществляется в общем порядке, с предоставлением надлежащих заявлений и уплатой государственной пошлины за регистрационные действия.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд установил.

Заявитель, имеющий бессрочную лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами от 01.10.2008 № 21-000-1-00588, выданную Федеральной службой по финансовым рынкам, действующее в качестве доверительного управляющего (Д.У.) Закрытым паевым инвестиционным фондов недвижимости «Вектор» под управлением Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Свиньин и Партнеры» (далее - Фонд), 06.12.2013 направило в Управление требование (заявление исх. № СП-13/12-1381 от 06.12.2013) о возврате государственной пошлины, внесенной в размере, превышающем размер, установленный гл. 25.3 НК РФ.

В соответствии со ст. 333.40 НК РФ возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Срок для возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, установленный действующим законодательством, истек 09.01.2014. Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины Управлением по состоянию на 21.01.2014 не произведен. 21.01.2014 заявителем получен отказ в возврате излишне оплаченной государственной пошлины, изложенный в письме от 13.01.2014 №1/02-26041о.

Полагая отказ управления незаконным, общество обратилось суд с рассматриваемым заявлением.

Суд не может согласиться с доводами заинтересованного лица, а требования заявителя подлежат удовлетворению в виду нижеследующего.

Управляющая компания осуществляет доверительное управление Фондом. Доверительное управление Фондом осуществляется на основании Правил доверительного управления Фондом, зарегистрированных Федеральной службой по финансовым рынкам 25.10.2007 в реестре за № 1039-58228667.

На основании п. 3 ст. 11 Закон № 156-ФЗ управляющая компания осуществляет доверительное управление фондом путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества.

Пунктом 26.1 Правил Фонда предусмотрено, что имущество, составляющее Фопд, может быть инвестировано в недвижимое имущество и права аренды недвижимого имущества.

11.01.2013 и 15.01.2013 Управляющей компанией в Управление были поданы документы на регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев Фонда на объекты недвижимого имущества, приобретаемые в состав активов Фонда, - 102 квартиры, расположенные в жилых домах по адресу: Санкт-Петербург, <...>. Принимая во внимание ранее полученные Управляющей компанией письма Управления от 03.10.2012 №№78-78-35/095/2012-293 - 78-78-35/095/2012-360 и №№78-78-35/040/2012-064 - 78-78-35/040/2012-111 с требованием при регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда, помимо государственной пошлины за регистрацию права общей долевой собственности в размере 15 000 руб. произвести оплату государственной пошлины за регистрацию обременения в виде доверительного управления в размере 15 000 руб. за каждый объект недвижимости.

Заявитель произвел оплату государственной пошлины:

- за государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда, (пп. 22.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) - по 15 000 руб. за регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев фонда на каждый вышеуказанный объект недвижимости;

- за государственную регистрацию обременения в виде доверительного управления по 15 000 руб. за каждый объект недвижимости.

В силу п. 2 ст. 1017 Гражданского кодекса РФ договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.

Согласно абзацу 6 пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество.

Указанные нормы являются общими, и определяют порядок государственной регистрации недвижимого имущества, а также порядок регистрации ограничений (обременении). Ни одна из перечисленных норм закона не устанавливает обязанности управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом паевого инвестиционного фонда, проводить государственную регистрацию ограничения права на имущество, полученное в процессе управления паевым инвестиционным фондом.

Законом № 156-ФЗ установлен иной (отличный от установленного Гражданским кодексом Российской Федерации) порядок (форма) заключения договора доверительного управления и регистрации недвижимого имущества, входящего в состав каскою инвестиционного фонда.

Статьей 11 Закона № 156-ФЗ установлено, что присоединение к договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом осуществляется путем приобретения инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда (далее - инвестиционный пай), выдаваемых управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление этим паевым инвестиционным фондом

В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона № 156-ФЗ при государственной регистрации прав на недвижимое имущество для включения такого имущества в состав паевого инвестиционного фонда в подразделе 2 Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним указывается название паевого инвестиционного фонда, в состав которого включается данное имущество, и делается следующая запись: «Собственники данного объекта недвижимости и данные о них, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации нрав на недвижимое имущество и сделок с ним», устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов владельцев инвестиционных паев.

Согласно п. 2.1. ст. 15 Закона № 156-ФЗ при государственной регистрации прав на имущество для включения его в состав паевого инвестиционного фонда запись о зарегистрированном нраве должна содержать сведения о том, что собственники указанного имущества и данные о них устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных наев и счетов депо владельцев инвестиционных паев, с указанием названия (индивидуального обозначения) паевого инвестиционного фонда.

В соответствии с п. 4 ст. 24 Закона о регистрации заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом представляются управляющей компании, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд. То есть указанная норма права во взаимосвязи с Законом № 156-ФЗ устанавливает лицо, уполномоченное на обращение за государственной регистрацией любых прав и сделок, совершаемых с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд. Указанная норма нрава не устанавливает подачу двух заявлений - о регистрации права собственности и о регистрации обременении в виде доверительного управления.

Согласно п. 25 приказа Росрегистрации от 25.07.2007 № 157 «Об утверждении Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, и сделок с ним» государственная регистрация права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, приобретенное управляющей компанией в процессе доверительного управления паевым инвестиционным фондом для включения в состав паевого инвестиционного фонда, осуществляется на основании заявления сторон договора. При этом заявление от имени владельцев инвестиционных паев подает управляющая компания, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд. Требований об одновременной подаче управляющей компанией также и заявления о доверительном управлении с оплатой государственной пошлины в указанном пункте нет. Пунктом 26 упомянутого приказа установлено, что одновременно с государственной регистрацией права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев рекомендуется осуществлять государственную регистрацию ограничения (обременения) права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество под тем же номером государственной регистрации в виде доверительного управления на основании договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом (правил доверительного управления). Однако данное требование не является императивным.

Таким образом, действующим законодательством при регистрации прав на недвижимое имущество, приобретаемое в состав активов паевого инвестиционного фонда, не предусмотрено совершение иных регистрационных действий помимо государственной регистрации нрав на недвижимое имущество для включения такого имущества в состав паевого инвестиционного фонда. Доверительное управление на имущество, приобретенное управляющей компанией в процессе доверительного управления паевым инвестиционным фондом, возникает в силу закона, должно быть зарегистрировано без оплаты государственной пошлины.

Подпунктом 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины «за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действии, предусмотренных пп. 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31 и 61 настоящего пункта.

Соответственно, при осуществлении регистрации прав на недвижимое имущество для включения такого имущества в состав паевого инвестиционного фонда подлежит регистрации право общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, за что оплачивается государственная пошлина, в размере, предусмотренном п. 22.1. п. 1 ст. 333.33 НК РФ. Совершение иных регистрационных действий и оплата дополнительной государственной пошлины законом не предусмотрено.

В соответствии со ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем по предусмотрено настоящей главой» и «возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

На основании вышеизложенного 06.12.2013 Управляющая компания направила в Управление требование (заявление исх. №СП-13/12-1381 от 06.12.2013) о возврате в сроки, установленные действующим законодательством, государственной пошлины, внесенной в размере, превышающем размер, установленный гл. 25.3 НК РФ на сумму 1530000 руб. 00 коп.

Срок для возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, установленный действующим законодательством, истек 09.01.2014. Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины Службой по состоянию на 21.01.2014 не произведен. 21.01.2014 Управляющей компанией получено Письмо Службы с отказом в возврате излишне оплаченной государственной пошлины.

Кроме того Законом № 156-ФЗ установлено, что заключение договора (присоединение к договору) доверительного управления паевым инвестиционным фондом осуществляется путем приобретения инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда. Регистрация договора доверительного управления имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, законом не предусмотрена.

Договор доверительного управления Фондом был заключен Управляющей компанией и владельцами инвестиционных паев при формировании Фонда - выдаче Управляющей компанией инвестиционных паев Фонда, которая состоялась в 2008 г.

В январе 2013 г. Управляющая компания обращалась в Управление за регистрацией права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев Фонда на имущество, составляющее Фонд. Соответственно, указание заинтересованного лица в обоснование отказа в возврате излишне оплаченной государственной пошлины, на произведенные регистрационные действия по регистрации договора доверительного управления, необоснованно.

Согласно ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.

При этом гл. 25.3 НК РФ не содержит исключения по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию ограничения (обременения) права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество в виде доверительного управления.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2012 №03-05-05-03/18 утратило актуальность в связи с изменением законодательства, а именно, в пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ и пп. 22.1. п. 1 ст. 333.33 НК РФ были внесены изменения, которые вступили в силу в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.11.2012 № 205-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» 29.12.2012, т.е. после издания письма.

Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к выводу о том, что доверительное управление имуществом, приобретаемым Управляющей компанией в процессе доверительного управления паевым инвестиционным фондом, возникает в силу закона, может быть зарегистрирован без уплаты соответствующей государственной пошлины.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы, понесенные заявителем в связи с уплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции в общей сумме 2000 руб., подлежат взысканию в пользу заявителя с заинтересованного лица.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 13.01.2014 № 1/02-26041о, в возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу принять решение о возврате обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Свиньин и Партнеры» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Вестор» излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в размере 1 530 000 руб. 00 коп.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Свиньин и Партнеры» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Вестор» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Исаева И.А.