ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-42606/08 от 25.01.2010 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

29 января 2010 года Дело № А56-42606/2008

Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 29 января 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ульяновой М.Н.  ,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ульяновой М.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - Администрация муниципального образования «Виллозское сельское поселение муниципального образования «Ломоносовский муниципальный район»

заинтересованное лицо (ответчик) - Комитет финансов Ленинградской области

о признании незаконными действий

при участии

от заявителя: не явился (извещен);

от заинтересованного лица (ответчика): не явился (извещен);

установил:

Администрация муниципального образования «Виллозское сельское поселение муниципального образования «Ломоносовский муниципальный район» (далее – Администрация МО«Виллозское сельское поселение МО«Ломоносовский муниципальный район», Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета финансов Ленинградской области (далее – Комитет, ответчик) по проведению проверки и составлению по ее результатам акта от 24.07.2008 № 01-16-622.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2008 производство по делу №А56-42606/2008 было прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2008 оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.07.2009 определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 отменено в части прекращения производства по делу о признании незаконными действий по проведению Комитетом финансов Ленинградской области проверки исполнения бюджета муниципального образования «Ломоносовский муниципальный район». В этой части дело направлено в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области для рассмотрения по существу.

При повторном рассмотрении дела в части, указанной в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.07.2009, заявитель в ходе судебного разбирательства уточнил в порядке статьи 49 АПК РФ заявленные требования: просит суд признать незаконными действия Комитета финансов Ленинградской областипо проведению в период с 15 июля 2008 года по 24 июля 2008 года проверки правильности формирования, исполнения бюджета и состояния бухгалтерского учета и отчетности МО «Виллозское сельское поселение муниципального образования «Ломоносовский муниципальный район» и составлению акта от 24.07.2008 № 01-16-622 в части, не относящейся к контролю за соблюдением требований бюджетного законодательства, обоснованности, целенаправленности и эффективности использования муниципальными образованиями Ленинградской области финансовой помощи.

Ответчик против требований заявителя возражал, ссылаясь на пункт 2 части 2.1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Положение о Комитете финансов Ленинградской области и Устав Ленинградской области в соответствующих частях, относящихся к исполнительно-распорядительным иконтрольным полномочиям в отношении муниципальных образований (л.д. 109-111, 122-123).

В настоящее судебное заседание стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие заявителя и ответчика, по материалам дела.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете финансов Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.12.2004 № 319, Комитет финансов Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области и обладает статусом финансового органа и органа государственного финансового контроля Ленинградской области - субъекта Российской Федерации, обеспечивающего формирование и реализацию единой бюджетно-финансовой политики Ленинградской области, составление проекта областного бюджета Ленинградской области и организацию казначейского исполнения областного бюджета Ленинградской области, исполнительно-распорядительные функции по управлению финансами Ленинградской области и координацию деятельности в сфере бюджетных правоотношений иных органов исполнительной власти Ленинградской области.

Комитет входит в единую систему исполнительной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Ленинградской области.

Как видно из материалов дела, в соответствии с поручением губернатора Ленинградской области от 25.04.2008 N 01-000663/08-0-0, обращением прокуратуры Ломоносовского района Ленинградской области от 16.06.2008 N 4-120в-08, постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 08.07.2008 N 851, приказом Комитета от 09.07.2008 N 01-16-622, распоряжением Контрольно-счетной палаты Ленинградской области от 10.07.2008 N 23-р назначена и проведена проверка исполнения расходной части бюджета муниципального образования «Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района» Ленинградской области за 2007 год. Проверка проведена сотрудниками контрольно-ревизионного отдела Комитета финансов Ленинградской области в период с 15.07.2008 по 24.07.2008 и по ее итогам составлен акт от 24.07.2008 N 01-16-622.

Полагая, что проверка местных бюджетов к компетенции Комитета не относится, а муниципальные образования и органы местного самоуправления объектами проверочных мероприятий, проводимых Комитетом являться не могут, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, указывая на то, что оспариваемыми действиями Комитета нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права муниципального образования на самостоятельное решение вопросов местного значения, относящихся к экономической сфере деятельности.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (пункт 1).

Правовой основой межбюджетных отношений субъектов РФ является Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", бюджетное законодательство субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (далее – Закон №131-ФЗ) осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 270 Бюджетного кодекса РФ контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 2 части 2.1 статьи 157 Бюджетного кодекса РФ контрольный орган, созданный законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и (или) иной орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, вправе проводить проверки местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, контрольные полномочия субъектов РФ распространяются не только на региональный бюджет, но и на местные бюджеты, в случае если они являются получателями межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации в части использования этих бюджетных средств.

Бюджетный кодекс РФ определяет формы межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации, каждая из которых выступает предметом бюджетных контрольных правоотношений субъектов РФ.

В соответствии со статьей 135 Бюджетного кодекса РФмежбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

субсидий местным бюджетам;

субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с Областным законом от 13.11.2006 № 130-оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 2007 год» муниципальное образование «Виллозское сельское поселение» Ломоносовского муниципального района являлось получателем межбюджетных трансфертов на 2007 год. В акте проверки от 24.07.2008 № 01-16-622 отражено целевое использование муниципальным образованием «Виллозское сельское поселение» денежных средств, выделенных из областного бюджета в 2007 году. В этой части проведение ответчиком проверки не оспаривается заявителем (страницы 24-25 акта, л.д.33-34).

Между тем, материалами дела подтверждается, что проверка, проведенная Комитетом, представляла собой не только осуществление контроля за соблюдением муниципальным образованием «Виллозское сельское поселение» требований бюджетного законодательства в части использования выделенных бюджетных средств, но и касалась вопросов правильности формирования, исполнения бюджета и состояния бухгалтерского учета и отчетности муниципального образования, что отражено в Программе проверки, а также составленном по ее результатам акте от 24.07.2008 № 01-16-622 (за исключением страниц 24-25), и свидетельствует о проведении проверки в этой части с превышением полномочий, предоставленных Комитету вышеуказанными федеральными законами (л.д. 5-9, 10-40).

В силу пункта 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. В связи с этим деятельность по исполнению бюджета служит целям материального обеспечения исполнения местными органами власти своих полномочий и поэтому носит экономический характер.

Кроме того, при проведении подобных проверок у проверяемого лица возникает ряд обязанностей, например, по предоставлению доступа в принадлежащие ему или занимаемые им помещения, своевременному и в полном объеме предоставлению информации (справок, документов и материалов), а также по созданию условий для осуществления контрольных и аналитических мероприятий проверяющими должностными лицами и обеспечению последних рабочими местами. При этом неисполнение названных обязанностей может повлечь для проверяемого лица неблагоприятные последствия.

Таким образом, оспариваемые действия Комитета по проведению проверки затрагивают интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая изложенное, требования заявителя обоснованны, и подлежат удовлетворению.

При обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением Администрацией была уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. по платежному поручению от 07.10.2008 № 1041. Согласно статье 105 АПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения в арбитражный суд) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов. Статьей 53 АПК РФ также установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, органы местного самоуправления вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов. Таким образом, ошибочно уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконными действия Комитета финансов Ленинградской областипо проведению в период с 15 июля 2008 года по 24 июля 2008 года проверки правильности формирования, исполнения бюджета и состояния бухгалтерского учета и отчетности МО «Виллозское сельское поселение муниципального образования «Ломоносовский муниципальный район» и составлению акта от 24.07.2008 № 01-16-622 в части, не относящейся к контролю за соблюдением требований бюджетного законодательства, обоснованности, целенаправленности и эффективности использования муниципальными образованиями Ленинградской области финансовой помощи.

Возвратить Администрации муниципального образования «Виллозское сельское поселение муниципального образования «Ломоносовский муниципальный район» из федерального бюджета 2000 руб. ошибочно уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 07.10.2008 № 1041.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судья Ульянова М.Н.