ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-42957/15 от 03.11.2015 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

10 ноября 2015 года Дело № А56-42957/2015

Резолютивная часть решения объявлена 03 ноября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2015 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Рыбакова С.П.,

при ведении протокола судебного заседания Сурмилевой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению):

заявители: 1.Юридическое лицо по закону Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT - uskonnollinen yhdyskunta; 2. Религиозная организация «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России»

заинтересованное лицо: Выборгская таможня

о признании незаконным решения

при участии

от заявителя: 1. Богданов А.Н., по доверенности от 08.05.2015; 2. Дмитриев И.В., по доверенности 13.04.2015 №137;

от заинтересованного лица: Арсентьева Л.В., по доверенности от 12.01.2015 №05/00066;

установил:

Юридическое лицо по закону Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT - uskonnollinen yhdyskunta и Религиозная организация «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России» (далее- заявители)обратились в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном ст. 49 АПК РФ, в судебном заседании, состоявшемся 01.09.2015, о признании незаконным решения Выборгской таможни (далее- таможня, таможенный орган, заинтересованное лицо) об отказе в выпуске товаров, ввезенных Jehovan Todistajat uskonnollnen yhdyskunta по товаросопроводительным документам: дарственная спецификация от 23 февраля 2015 года № 19385-RU-l, CMR от 11.05.2015 № 19385-RU-1, книжка МДП (TIR CARNET) № ХК76486929 и об обязании таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем совершения действий по выпуску товара, ввезенного Jehovan Todistajat uskonnollnen yhdyskunta по товаросопроводительным документам: дарственная спецификация от 23 февраля 2015 года № 19385-RU-l, CMR от 11.05.2015 № 19385-RU-1, книжка МДП (TIR CARNET) № ХК76486929, в соответствии с заявленной таможенной процедурой таможенного транзита.

В судебном заседании представители заявителей поддержали уточненные заявленные требования. Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требований.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил.

13.05.2015 в зону таможенного контроля т/п МАПП Светогорск из Финляндии прибыло грузовое транспортное средство с регистрационным номером VGL-827/WHL-610. Согласно транспортным и коммерческим документам от грузоотправителя - «Свидетели Иеговы» в адрес получателя «Административный центр Свидетелей Иеговы в России» (п. Солнечное, ул. Средняя 6, 197739, Санкт-Петербург, Россия, ИНН 7821011020) перемещался товар - приглашения на региональный конгресс 2015 и программа регионального собрания общим количеством 5584 грузовых мест, общим весом 19873,00 кг. Согласно товаросопроводительным документам, местом доставки является - 10210100 Южный таможенный пост Санкт-Петербургской таможни.

На основании системы управления рисками и в соответствии со статьей 116 ТК ТС в боксе углубленного досмотра т/п МАПП Светогорск был проведен 100% таможенный досмотр товаров (АТД № 10206010/250515/000798).

В ходе проведения таможенного досмотра были отобраны образцы товара и отправлены на исследование. В соответствии со справкой об исследовании от 22.05.2015 № 154/15 Автономной некоммерческой организации по развитию социокультурной деятельности «Центр социокультурных экспертиз», в текстах печатных изданий, представленных на исследование:

- имеются признаки пропаганды взглядов Свидетелей Иеговы. В приглашении указано: «Это издание- часть всемирной библейской просветительной деятельности, которая проводится христианскими Свидетелями Иеговы и поддерживается добровольными пожертвованиями»;

- в материалах предлагается к чтению или пропагандируется печатная продукция, а именно: брошюра «Хотели бы вы узнать истину?».

В ходе анализа таможенным органом установлено, что на обложке брошюры «Хотели бы вы узнать истину?» имеется информация о книге «Чему на самом деле учит Библия?», которая внесена в Федеральный список экстремистской материалов под номером 2034.

Материалами дела установлено, что предлагаемая к чтению печатная продукция, изображенная на первой стороне «приглашения на региональный конгресс 2015» брошюра «Хотели бы вы узнать истину?» таможенному органу не предъявлялась и экспертами Автономной некоммерческой организации по развитию социокультурной деятельности «Центра социокультурных экспертиз» на наличие признаков экстремистской деятельности (экстремизма) в понятии установленном Федеральным законом Российской Федерации от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» не исследовалась.

В соответствии с положениями статей 152 и 159 ТК ТС с целью осуществления контроля за перемещаемыми товарами, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз и вывоз государствами - членами Таможенного союза, утвержденными Решением Комиссии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 №134 и Федеральным законом «О противодействии экстремисткой деятельности» от 25.07.2002 №114-ФЗ таможенным органом в адрес перевозчика 25.05.2015 был направлен запрос о предоставлении таможенному органу недостающих документов и сведений, а именно 3 экземпляра брошюры «Хотели бы вы узнать истину?» для исследования экспертами Автономной некоммерческой организации по развитию социокультурной деятельности «Центра социокультурных экспертиз» на наличие признаков экстремистской деятельности (экстремизма) в понятии, установленном Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ.

В течение срока выпуска со дня регистрации транзитной декларации перевозчиком запрошенные документы не представлены. Как указывают заявители, информация по данной печатной продукции не могла быть представлена ввиду того, что данное печатное издание не перемещалось через таможенную границу.

Таможенный орган, на основании пункта 2 статьи 198 ТК ТС, по причине не исполнения перевозчиком «JEHOVAN TODISTAJAT» запроса должностного лица т/п МАПП Светогорск о предоставлении дополнительных документов, а так же, на основании статьи 201 ТК ТС при не соблюдении условий пункта 1 статьи 195 ТК ТС по окончании срока 04.06.2015 в выпуске товаров было отказано.

В отношении товара (приглашения на региональный (региональный)) конгресс 2015) принято решение о назначении таможенной экспертизы № 10206010/150715/ДВ/000022 в Федеральном бюджетном учреждении Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.

Согласно выводам эксперта федерального бюджетного учреждения Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы, изложенным в акте экспертного заключения №№2490/15, 2491/15 от 10.09.2015 в тексте названия библейской речи, расположенном на обложке Приглашения на религиозный конгресс 2015 на русском языке «Иисус Христос Победит мир как и когда?» отсутствуют лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к действиям (в том числе насильственным, дискриминационным) против какой-либо группы, выделенной про национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или ее представителей; в тексте, расположенном на обложке Приглашения (на первой стороне) «Для чего Иисус приходил на землю?», «Чтобы спасти мир?», «Чтобы править миром?», «Чтобы победить мир?» отсутствуют лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к действиям (в том числе насильственным, дискриминационным) против какой-либо группы, выделенной про национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или ее представителей; в тексте названия библейской речи, расположенном на обложке Приглашения на религиозный конгресс 2015 на русском языке «Иисус Христос Победит мир как и когда?», а также в тексте, расположенном на обложке Приглашения (на первой стороне) «Для чего Иисус приходил на землю?», «Чтобы спасти мир?», «Чтобы править миром?», «Чтобы победить мир?» отсутствуют лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по принципу пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии; в тексте названия библейской речи, расположенном на обложке Приглашения на религиозный конгресс 2015 на русском языке «Иисус Христос Победит мир как и когда?», а также в тексте, расположенном на обложке Приглашения (на первой стороне) «Для чего Иисус приходил на землю?», «Чтобы спасти мир?», «Чтобы править миром?», «Чтобы победить мир?» отсутствуют лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды, ненависти (розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.

Заявители, считая решение таможенного органа, имевшее место 04.06.2015 об отказе в выпуске товара, незаконным, обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу пункта 1 статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с названным Кодексом.

Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (пункты 2 и 3 статьи 179 ТК ТС).

При этом пунктом 1 статьи 193 ТК ТС предусмотрена возможность предварительного таможенного декларирования товаров, когда таможенная декларация подается в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.

В соответствии со статьей 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:

1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с названным Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;

2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с названным Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с:

пунктом 2 статьи 202 названного Кодекса - международными договорами государств - членов Таможенного союза;

пунктом 3 статьи 202 названного Кодекса - законодательством государств - членов Таможенного союза;

3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с названным Кодексом.

При этом выпуск товаров осуществляется таможенными органами в срок, не превышающий сроки, указанные в статье 196 названного Кодекса.

При применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 193 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию (пункт 2 статьи 196 ТК ТС).

В то же время пунктом 4 статьи 196 ТК ТС предусмотрено, что сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

В соответствии с подпунктом 5 части 2 статьи 220 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС допускается в числе прочего в случае запроса дополнительных документов и сведений в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, или проверки товаров в форме их таможенного досмотра в случаях выявления несоответствия сведений о декларируемых товарах в таможенной декларации сведениям, содержащимся в представленных документах, и (или) маркировке или другим сведениям на упаковке товаров, и (или) внешнему виду товаров, наличия предварительной информации о возможных нарушениях при таможенном декларировании, полученной от других контролирующих или надзирающих органов, а также в случае идентификации товаров как товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации с возможными нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле, указанными в части 1 статьи 162 названного Федерального закона, - до получения запрошенных дополнительных документов или завершения таможенного досмотра товаров.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, а при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

Под риском в силу пункта 8 статьи 127 ТК ТС понимается степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств Совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков называется профилем риска (пункт 5 статьи 127 ТК ТС).

В ходе проведения таможенного досмотра были отобраны образцы товара. Автономной некоммерческой организации по развитию социокультурной деятельности «Центр социокультурных экспертиз» установлено, что в текстах печатных изданий, представленных на исследование имеются признаки пропаганды взглядов Свидетелей Иеговы, а также в материалах предлагается к чтению или пропагандируется печатная продукция, а именно: брошюра «Хотели бы вы узнать истину?» на обложке которой имеется информация о книге «Чему на самом деле учит Библия?», которая внесена в Федеральный список экстремистской материалов под номером 2034.

Согласно статье 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети "Интернет" на сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации. Решение о включении информационных материалов в федеральный список экстремистских материалов может быть обжаловано в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Функции и полномочия по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет Федерального списка экстремистских материалов в соответствии со статьей 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", подпунктом 30.28 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, возложены на Минюст России.

Федеральный список экстремистских материалов размещен на официальном сайте Минюста России (http://www.miniust.ru/ru/activity/nko/fedspisok) на основании распоряжения Минюста России от 30.06.2010 N 502-р.

Таможенный орган при принятии решения обязан руководствоваться исключительно нормами действующего законодательства, устанавливающего основания и порядок ограничения ввоза на таможенную территорию Российской Федерации экстремистских материалов.

В связи с тем, что задекларированный товар брошюра «Хотели бы вы узнать истину?» и «Приглашения на региональный конгресс 2015» не находятся в Федеральном списке экстремистских материалов, размещенном в сети Интернет, таможенный орган провел дополнительный анализ экстремистского содержания товара, запросил дополнительные документы от декларантов.

Довод заявителя о том, что печатные издания, не являлись экстремистскими на момент вынесения оспариваемого решения, судом отклоняется, поскольку, наименования ввезенного товара и наименование книги, указанное на брошюре, включенное в список экстремистских материалов, является идентичным. Совмещение нескольких наименований в одном печатном издании не свидетельствует о том, что иные материалы не включены в указанный список.

При таких обстоятельствах арбитражным судом установлено о наличии у таможенного органа законных оснований для вынесения оспариваемого решения.

Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с отказом в удовлетворении требований подлежат отнесению на заявителей.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Расходы по госпошлине отнести на заявителей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Рыбаков С.П.