ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-43129/20 от 22.09.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

26 сентября 2020 года                                                                  Дело № А56-43129/2020

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2020 года . Полный текст решения изготовлен сентября 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Анисимовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Цыбиной О.В.,

рассмотрев в судебном заседании 15.09.2020 – 22.09.2020 дело по заявлению:

заявитель: Жилищный комитет Санкт-Петербурга,

заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу,

о признании незаконным и отмене постановления от 14.05.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №078/04/7.32.4-62/2020

при участии

от заявителя: ФИО1 на основании доверенности  от 30.12.2019,

от заинтересованного лица: ФИО2 на основании доверенности от  14.11.2019,

установил:

Жилищный комитет Санкт-Петербурга (далее – Комитет, Организатор конкурсного отбора) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – заинтересованное лицо, УФАС по СПб) от 14.05.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №078/04/7.32.4-62/2020.

 Определением суда от 05.06.2020 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ АПК РФ).

Определением от 29.07.2020 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного производства и назначил судебное заседание на 15.09.2020 на 15.30 час.

В судебном заседании 15.09.2020 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 10.50 час. 22.09.2020. После перерыва судебное заседание продолжено.

В судебном заседании представитель Комитета на удовлетворении заявления настаивал, ссылаясь на отсутствие вины. Представитель заинтересованного лица против удовлетворения заявления возражал, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Исследовав представленные доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, в судебном заседании, суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения УФАС по СПб  жалобы (вх. от 19.07.2019 № 21623-ЭП/19) ООО «Невская Лифтовая Компания» (далее - заявитель) на действия Организатора конкурсного отбора в части неправомерного отказа в допуске к участию, УФАС по СПб вынесено решение № 78/26620/19 от 13.08.2019 о признании в действиях Организатора конкурсного отбора нарушения подпункта «б» пункта 52 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 (далее - Положение).

Предметом конкурсного отбора является включение в реестр квалифицированных подрядных организаций Санкт-Петербурга, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

Период действия результатов предварительного отбора – 3 (три) года с даты внесения записи об участнике предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Дата и время начала срока подачи заявок на участие в предварительном отборе: «24» мая 2019 г. с 00:01 (время московское).

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе: «13» июня 2019 г. в 09:00 (время московское).

Дата окончания рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе: «27» июня 2019 г.

В ходе изучения и анализа Комиссией УФАС по СПб материалов данного аукциона, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.

Из подпункта «о» пункта 23 Положения следует, что при проведении предварительного отбора устанавливается требование к участникам предварительного отбора о наличии в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Требования к специалистам по организации инженерных изысканий, специалистам по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистам по организации строительства, подлежащим включению в реестр соответствующих национальных объединений приведены в статье 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Сведения о физическом лице включаются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций соответственно в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в национальный реестр специалистов в области строительства (далее - национальный реестр специалистов) на основании заявления такого лица при условии его соответствия требованиям, в том числе наличие высшего образования по профессии специальности или направлению подготовки в области строительства (пункт 1 части 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 7 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень направлений подготовки в области строительства утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2017 № 688/пр (далее - Перечень).

Согласно подпункту «о» пункта 23 Положения о привлечении подрядных организаций и пункту 11 раздела 5 Документации о проведении предварительного отбора одним из требований к участникам предварительного отбора является наличие в штате участника минимального количества квалифицированного персонала: Участнику на момент подачи заявки на участие в предварительном отборе необходимо иметь в своем штате по месту основной работы не менее трех специалистов по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, имеющих высшее образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее чем пять лет (перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства определяется в соответствии с приложением № 2 к приказу Минстроя России от 06.04.2017 № 688/пр; стаж работы по специальности (по направлению подготовки, по специальности высшего образования) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства считается с момента начала трудовой деятельности в соответствии с данными трудовой книжки после получения диплома о высшем образовании).

Частью VI Документации о проведении предварительного отбора установлено, что документы, установленные пунктами 13.7-13.10, подтверждают наличие у участника в штате минимального количества квалифицированного персонала, установленного пунктом 11 раздела V «Требования к участникам предварительного отбора» (13.8 копия штатного расписания; 13.9 штатно-списочный состав сотрудников, подготовленный по форме приложения № 2 к Документации о проведении предварительного отбора; 13.10 копии трудовых книжек, дипломов, сертификатов и аттестатов, удостоверений).

Согласно пункту 51 Положения о привлечении подрядных организаций в период рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора:

а) осуществляет проверку заявок на участие в предварительном отборе
на соответствие установленным требованиям;

б) проводит проверку заявки на участие в предварительном отборе и
входящих в ее состав документов на предмет объективности, достоверности,
отсутствия противоречий, в том числе проводит такие проверки в срок, не превышающий 14 календарных дней, по заявлениям физических и (или) юридических лиц, поступившим в ее адрес или в адрес органа по ведению реестра, о недостоверности информации, представленной участником предварительного отбора;

в) принимает решения по результатам проводимых проверок в случае, если они проводятся в связи с поступившими заявлениями, указанными в подпункте «б» настоящего пункта. При этом такое решение должно быть принято комиссией по проведению предварительного отбора до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о включении (об отказе во включении) участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Пунктом 52 Положения предусмотрено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора принимает одно из следующих решений:

а) включение участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций;

б)  отказ во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Согласно пункту 53 Положения решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях:

а) несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения;

б)   заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 настоящего Положения;

в)   установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.

В соответствии с пунктом 51 Положения Комиссия по предварительному отбору осуществила проверку заявки заявителя на участие в предварительном отборе и входящих в ее состав документов на соответствие установленным требованиям, на предмет объективности, достоверности, отсутствия противоречий.

В соответствии с Протоколом №21/13В-19 от 27.06.2019 заявка заявителя была отклонена на основании подпункта «а» пункта 53 Положения №615 (несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 Положения №615). Представленная в составе заявки форма «Штатно-списочный состав сотрудников» содержит информацию о 3-х сотрудниках, из которых у сотрудника (поз. 1) специальность «Машины и аппараты текстильной и легкой промышленности» отсутствует в приложении №2 к приказу Минстроя России от 06.04.2017 №688/пр. Таким образом, квалификационным требованиям соответствует только 2 заявленных сотрудника, не подтверждено наличие у участника предварительного отбора в штате по месту основной работы минимального количества квалифицированного персонала, установленного пунктом 11 раздела V документации.

В составе заявки заявителя в качестве подтверждения наличия у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала (в части образования) был представлен диплом о высшем образовании ФИО3 - образование: высшее по специальности «Машины и аппараты текстильной и легкой промышленности» (специализация: «Лифты и подъемно-транспортное оборудование городского хозяйства и предприятий отрасли»).

Согласно пункту 1.2 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования Российской Федерации от 14.04.2000 № 333тех/дс, по направлению подготовки «Технологические машины и оборудование», образовательная программа (специальность) «Машины и аппараты текстильной и легкой промышленности» реализуется в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста.

Также Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2011 № 201 установлено соответствие направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», перечень которых утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.09.2009 № 337 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 09.03.2010 № 168, от 12.08.2010 № 856 и от 11.03.2011 № 1352), направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации «дипломированный специалист», указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.09.2003 № 276-ст (с изм. № 1/2005 ОКСО, введенными в действие Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с 1 октября 2005 года, и № 2/2010 ОКСО, принятыми Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.03.2010 № 48-ст и введенными в действие с 1 июня 2010 года). Согласно указанному приказу, специальность 150406 «Машины и аппараты текстильной и легкой промышленности» соответствует специальности 151000 «Технологические машины и оборудование».

Пунктом 1.261 Перечня направление подготовки «Технологические машины и оборудование» (код 150400, 151000, 651600) отнесено к направлению подготовки в области строительства.

Так же пункт 1.261 Перечня содержит сноску - профили и специализации, относящиеся к области строительства.

ФИО4 получено высшее образование по специализации «Лифты и подъемно-транспортное оборудование городского хозяйства и предприятий отрасли» (указано в приложении к диплому, также предоставленное в составе заявки). Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» лифты и эскалаторы отнесены к системам инженерного обеспечения зданий.

Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитааьного строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624, работы по монтажу лифтов (пункт 23.2), пусконаладочные работы лифтов (пункт 24.2) отнесены к работам по строительству.

Учитывая изложенное, ФИО4 имеет образование по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства.

Таким образом, при подведении итогов предварительного отбора Комиссия по предварительному отбору по ведению реестра не учла, что Перечень содержит не только наименования специальностей высшего образования, но и наименования направлений подготовки высшего образования, применяемые при реализации образовательных программ высшего образования образовательными организациями высшего образования.

На основании изложенного Комиссия по предварительному отбору неправомерно отказала заявителю во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций на основании подпункта «б» пункта 53 Положения о привлечении подрядных организаций и подпункта пункта «б» пункта 2.6 части X Документации о проведении предварительного отбора.

На основании изложенного, и принимая во внимание, что в составе заявки заявителя на участие в предварительном отборе представлены все документы в соответствии с требованием действующего законодательства, УФАС по СПб пришла к выводу, что Организатор конкурсного отбора неправомерно отказал заявителю во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Определением Санкт-Петербургского УФАС России от 31.01.2020 № 04/3075/20 законный представитель Комитета вызван для составления протокола об административном правонарушении на 27.02.2020 в 14 часов 00 минут по адресу: Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А.

В ответ на указанное определение Комитетом представлены письменные пояснения по делу, в которых заявлено о несоответствии решения антимонопольного органа, на основании которого возбуждено настоящее дело, действующему законодательству.

27.02.2020 в отношении Комитета в присутствии его представителей ФИО1, действующего на основании доверенности от 30.12.2019, ФИО5, действовавшей на основании доверенности от 27.02.2020, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

Постановлением УФАС по СПб от 14.05.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №078/04/7.32.4-62/2020, вынесенным в отсутствии представителя Комитета, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, Комитету за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере  30 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Комитет обратился в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене, указав в обоснование заявления  на наличие в составе заявки ООО «Невская Лифтовая Компания» информации только о 2-х сотрудниках, соответствующих установленным квалификационным требованиям,  то есть по существу на несоответствие решения УФАС по СПб № 78/26620/19 от 13.08.2019 действующему законодательству. Кроме того, заявитель ссылался на проведение предварительного отбора подрядных организаций коллегиальным совещательным органом Жилищного комитета Санкт-Петербурга – комиссией  Жилищного комитета по проведению предварительного отбора подрядных организаций, на решения которой Комитет повлиять не может, в связи с чем Комитет полагал, что вина Комитета в совершении вмененного правонарушения отсутствует.

Как установлено частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, влечет  наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективную сторону данного правонарушения образует нарушение порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, установленного законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1.1 статьи 180 и частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 №615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее – Положение №615).

В соответствии с Положением №615 «предварительный отбор» - совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор; «реестр квалифицированных подрядных организаций» - сформированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная настоящим Положением информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона либо у которых могут осуществляться закупки в случаях, предусмотренных пунктом 193 настоящего Положения.

В соответствии с пунктами 1.1 и 3.2.44 Положения о Жилищном комитете, утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 №175, Жилищный комитет (далее - Комитет) является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и уполномочен вести реестр квалифицированных подрядных организаций Санкт-Петербурга, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и(или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга.

Из Положения №615 следует, что орган по ведению реестра до начала проведения предварительного отбора принимает решение о создании комиссии по проведению предварительного отбора, определяет ее состав, включая председателя и секретаря комиссии, и порядок ее работы. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора принимает одно из следующих решений: а) включение участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций; б) отказ во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций в случаях, указанных в пункте 53 настоящего Положения (пункты 12, 52 Положения №615).

Результаты рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе и решение вопросов, указанных в пунктах 51 и 52 настоящего Положения, оформляются протоколом комиссии по проведению предварительного отбора, который подписывается всеми членами комиссии, участвующими в заседании (пункт 55 Положения № 615).

Пунктом 62 Положения №615 установлено, что в реестр квалифицированных подрядных организаций включается информация об участниках предварительного отбора, в отношении которых комиссией по проведению предварительного отбора принято решение о включении подрядной организации в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Распоряжением Жилищного комитета от 08.09.2016 №1396-р утверждено  Положение о порядке проведения Жилищным комитетом предварительного отбора подрядных организаций в целях формирования реестра квалифицированных подрядных организаций Санкт-Петербурга, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и(или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга, согласно приложению (далее – Положение №1396-р).

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В примечании к статье 2.4 КоАП РФ указано, что лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Субъектами административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, являются как должностные лица, так и юридические лица.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 15 постановления Пленума Верховного  Суда РФ от  24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Исходя из того, что предварительный отбор представляет собой совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), целью которых является формирование реестра квалифицированных подрядных организаций,  из распоряжения  Жилищного комитета от 08.09.2016 №1396-р следует, что порядок проведения предварительного отбора устанавливает именно Комитет, Комитет может являться субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 69 АПК РФ установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Арбитражного города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2020 по делу А56-117813/2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020, отказано в удовлетворении заявления Комитета о признании незаконным решения УФАС по СПб от 13.08.2019 №78/26620/19 и предписания от 13.08.2019 №78/26621/19.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.09.2020  указанные судебные акты по делу А56-117813/2019 оставлены без изменения, а кассационная жалоба Комитета  - без удовлетворения.

В связи с чем, факт нарушения 27.06.2019 Комитетом как организатором  конкурсного отбора подпункта «б» пункта 52 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615, выразившегося в отказе ООО «Невская Лифтовая Компания» во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций, считается установленным и повторному доказыванию не подлежит.

Таким образом, материалами административного дела подтверждено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу пункта 1.3 Положения о Жилищном комитете Комитет как орган исполнительной власти субъекта РФ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Губернатора Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением.

Распоряжением Жилищного комитета №1394-р от 08.09.2016 Организатор торгов принял решение о создании комиссии, а также утвердил Положение о комиссии, определив порядок ее работы и состав.

Таким образом, Организатор торгов с целью выполнения функции по ведению реестра своим решением создал Комиссию, самостоятельно определив ее состав и порядок работы, соответственно имел обязанность обеспечить соблюдение со стороны созданного им коллегиального органа таких принципов добросовестной конкуренции, как публичность, открытость и прозрачность, а также общеправового принципа законности.

Доказательств, свидетельствующих о принятии Комитетом необходимых и достаточных мер по соблюдению установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Суд считает, что УФАС по СПб представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Комитета состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено. В материалах дела имеются надлежащие доказательства извещения заявителя о месте и времени протокола об административном правонарушении, а также рассмотрения дела об административном правонарушении. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Комитет не был лишен гарантий защиты прав, предоставленных ему законодательством при привлечении к административной ответственности.

Оснований, установленных статьи 2.9 КоАП РФ для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного суд не находит в силу следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ №10), если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Пунктом 18 названного Постановления Пленума ВАС РФ №10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. В связи с чем административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в возможном наступлении каких-либо вредных, общественно опасных последствий совершенного правонарушения, в ограничении допуска к участию в закупках, но и в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, отсутствие должного контроля со стороны ответственных должностных лиц.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, положения статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», принимая во внимание, что доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, не представлено, суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Комитета  от административной ответственности.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Наказание назначено Комитету в пределах санкции части 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ в размере 30000 рублей с учетом наличия смягчающего ответственность  обстоятельства (исполнение предписания антимонопольного органа).

В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав Комитета, обстоятельства имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности судом не установлены, назначенное административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности. Назначенное заявителю наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения, является соразмерным совершенному правонарушению и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать Жилищному комитету в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14.05.2020 о назначении административного наказания  по делу об административном правонарушении №078/04/7.32.4-62/2020.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                            Анисимова О.В.