ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-4315/09 от 15.06.2009 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

26 июня 2009 года Дело № А56-4315/2009

Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2009 года. Полный текст решения изготовлен 26 июня 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Градусова А.Е.  ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мишиной Е.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ООО "МастерВин"

заинтересованное лицо УФНС РФ по Ленинградской области

о признании недействительным решения

при участии

от заявителя: ФИО1 – доверенность от 11.02.2009 б/н

от заинтересованного лица: ФИО2 – доверенность от 13.04.2009 № 05-06/05885, ФИО3, - доверенность от 15.10.2008 № 15-06/12717

установил:

ООО «МастерВин» просит признать недействительным требование УФНС России по Ленинградской обл. от 12.12.2008 № 08-08-1/16063 об уплате денежных средств.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Налоговый орган заявленные требования не признал и просит их отклонить.

Согласно материалам дела по результатам проверки ООО «МастерВин» по вопросу выполнения обязательства об использовании федеральных специальных марок в соответствии с их назначением составлен акт от 27.11.2008. На основании данного акта и акта сверки от 02.12.2008 об использовании федеральных специальных марок, полученных ООО «МастерВин» по накладным от 16.09.2008 №№ 129-09 и 130-09, налоговый орган установил, что ФСМ «Вина» в количестве 20 000 шт., полученные для маркировки алкогольной продукции на емкость 0,7 литра, были штрихкодированы заявителем и нанесены на емкость 1,0 литра; ФСМ «Вина» в количестве 99 240 шт., полученные для маркировки алкогольной продукции на емкость 0,7 литра с содержанием этилового спирта в алкогольной продукции 18%, были штрихкодированы и нанесены на емкость 0,7 литра с содержанием этилового спирта в алкогольной продукции 19%; ФСМ «Вина натуральные» в количестве 80 468 шт., полученные для маркировки алкогольной продукции на емкость 1,0 литра, были штрихкодированы и нанесены на емкость 2,0 литра.

На основании данных обстоятельств налоговый орган пришел к выводу, что заявитель не произвел нанесение на алкогольную продукцию федеральных специальных марок (ФСМ) в установленном Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» порядке в количестве 199 708 штук, полученных по заявлению о выдаче марок от 22.08.2008 № 11, что, по мнению налогового органа, является неисполнением заявителем обязательства № 11 от 22.08.2008 «Об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением».

В связи с чем, ссылаясь на ст. 12 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ, п. 4.1 Постановления Правительства РФ от 21.12.2005 № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками», пункты 63, 64, 65 «Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории РФ», утвержденного приказом Минфина РФ от 04.05.08 № 50н, налоговый орган предъявил заявителю оспариваемое Требование от 12.12.2008 № 08-08-1/16063 об уплате денежных средств, в соответствии с которым налоговый орган требует в срок до 24.12.2008 уплатить денежные средства в сумме 3 292 812,22 руб.

Заявитель не оспаривает обстоятельства, указанные в акте проверки от 27.11.2008 и акте сверки от 02.12.2008 об использовании федеральных специальных марок, однако считает, что оспариваемое Требование налогового органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества, поскольку им исполнено обязательство № 11 от 22.08.2008 «Об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением» и налоговый орган неправомерно применил положения пунктов 63, 64, 65 «Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории РФ».

Арбитражный суд СПб и Ленинградской области рассмотрел и оценил материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле.

На основании ст. 12 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации; федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 данной статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе; требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации; изготовление федеральных специальных марок и акцизных марок, установление их цены, нанесение на них сведений, указанных в пункте 3.1 данной статьи, маркировка ими алкогольной продукции осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение положений ст. 12 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» утверждены Правила маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, Правила нанесения на ФСМ сведений о маркируемой алкогольной продукции, Требования к образцам ФСМ, а также форма отчета об использовании выданных федеральных специальных марок.

Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы Российской Федерации осуществляют контроль и надзор за производством и оборотом алкогольной продукции.

В соответствии с п. 5.3.5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, выдачу ФСМ для маркировки алкогольной продукции осуществляет Федеральная налоговая служба.

Приказом Министерства финансов РФ от 04.05.08 № 50н утвержден «Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории РФ» (Административный регламент).

Согласно п. 1 данного регламента Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий Федеральной налоговой службы, порядок взаимодействия между ее структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие ФНС России с организациями, иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации.

На основании п. 3 Административного регламента исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:

- частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации;

- частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации;

- частью второй Налогового кодекса Российской Федерации;

- Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 1999 г. N 320 "О порядке освобождения от маркировки производимой на территории Российской Федерации алкогольной продукции, упаковка которой не позволяет осуществлять маркировку специальными марками";

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе";

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками".

В соответствии с п. 41 Административного регламента исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

- прием документов, необходимых для выдачи заявителю марок;

- рассмотрение документов, представленных заявителем для выдачи марок;

- направление заявления о выдаче марок организации-изготовителю и получение изготовленных марок от организации-изготовителя;

- выдача заявителю марок;

- контроль за использованием выданных марок в срок, указанный в обязательстве, и за уничтожением неиспользованных и (или) поврежденных марок.

В данном случае на основании п. 4.1 Постановления Правительства РФ от 21.12.2005 № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» при приобретении федеральных специальных марок заявитель представил в налоговый орган документы, указанные в статье 12 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в т.ч. заявление о выдаче ФСМ от 22.08.2008 № 11 по установленной форме (Приложение № 2 к Административному регламенту) и обязательство № 11 от 22.08.2008 «Об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением» по установленной форме (Приложение № 3 к Административному регламенту).

При этом, в соответствии с п. 4.1 Постановления Правительства РФ от 21.12.2005 № 785 (в редакции, действовавшей в спорный период), обеспечение исполнения обязательства об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством (в данном случае – банковской гарантией), и в случае неисполнения обязательства денежные средства, являющиеся суммой обеспечения исполнения обязательства, перечисляются в федеральный бюджет в размере, кратном количеству федеральных специальных марок, по которому это обязательство не исполнено.

Согласно обязательству № 11 от 22.08.2008 ООО «МастерВин» обязуется в срок до 25.11.2008:

- произвести нанесение на алкогольную продукцию федеральных специальных марок в установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» порядке;

- произвести уничтожение неиспользованных и (или) поврежденных федеральных специальных марок в установленном порядке;

- представить отчет об использовании федеральных специальных марок в срок, указанный в обязательстве.

В случае неисполнения вышеуказанных действий денежные средства, эквивалентные сумме обеспечения исполнения обязательства и кратные количеству федеральных специальных марок, по которому обязательство не выполнено, будут перечислены в федеральный бюджет. Данное обязательство считается выполненным после исполнения в установленный срок всех предусмотренных в обязательстве действий и будет обеспечено банковской гарантией на сумму 25 000 000 руб.

Отчетом об использовании федеральных специальных марок в срок, указанный в обязательстве, актом проверки от 27.11.2008, актом сверки от 02.12.2008 об использовании федеральных специальных марок, другими материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом, что заявитель получил по накладным от 16.09.2008 № 129-09 - 1 005 000 шт. ФСМ «Вина» и № 130-09 - 195 000 шт. ФСМ «Вина натуральные», из которых 1 199 990 шт. ФСМ нанесены на потребительскую тару и 10 шт. ФСМ уничтожены в присутствии представителя УФНС России по Ленинградской обл., согласно акту уничтожения ФСМ от 21.11.2008 № 4.

Признавая Обязательство не исполненным, налоговый орган ссылается на то, что ФСМ в количестве 199 708 не нанесены, в установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» порядке, в виду несоответствия по литражу и процентному содержанию этилового спирта количества ФСМ, запрошенных в заявлении о выдаче марок от 22.08.2008 № 11, и фактически наклеенных.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» не содержит конкретного порядка нанесения ФСМ.

Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785 утверждены Правила маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, Правила нанесения на ФСМ сведений о маркируемой алкогольной продукции, Требования к образцам ФСМ, а также форма отчета об использовании выданных федеральных специальных марок.

В соответствии с п. 2 Требований к образцам ФСМ федеральные специальные марки имеют размер 90 x 26 миллиметров и надписи "Алкогольная продукция свыше 9 до 25%", "Алкогольная продукция свыше 25%", "Вина", "Вина шампанские и игристые" и "Вина натуральные".

На федеральных специальных марках с надписью "Алкогольная продукция свыше 25%" размещается надпись, обозначающая предельную вместимость используемой потребительской тары алкогольной продукции - "до 0,1 л", "до 0,25 л", "до 0,5 л", "до 0,75 л", "до 1 л", "свыше 1 л".

На федеральных специальных марках с надписями "Алкогольная продукция свыше 9 до 25%", "Вина", "Вина шампанские и игристые" и "Вина натуральные" не размещается надпись, обозначающая предельную вместимость используемой потребительской тары алкогольной продукции.

На основании п. 3 Правил маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками - ФСМ должны наноситься:

с надписью "Вина" - на вино с содержанием этилового спирта более 9 процентов и до 22 процентов объема готовой продукции включительно, за исключением натурального вина;

с надписью "Вина натуральные" - на натуральное вино с содержанием этилового спирта более 9 процентов и до 15 процентов объема готовой продукции включительно, за исключением игристого вина, газированного вина, шипучего вина и шампанского;

В соответствии с п. 1 Правил нанесения на ФСМ сведений о маркируемой алкогольной продукции сведения о маркируемой алкогольной продукции наносятся на федеральные специальные марки организацией, осуществляющей производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации.

Пунктом 2 данных Правил (в редакции, действовавшей в спорный период) предельно четко определен алгоритм взаимных действий организации, осуществляющей производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации, и налогового органа по нанесению сведений о маркируемой алкогольной продукции на ФСМ, в соответствии с которым нанесение сведений о маркируемой алкогольной продукции на федеральные специальные марки осуществляется в следующей последовательности:

а) организация представляет в территориальный налоговый орган заявку о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сведений об алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками;

б) территориальный налоговый орган осуществляет прием заявки, фиксацию представленных сведений об алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками, в единой информационной системе и направляет организации, представившей заявку, подтверждение о фиксации представленных сведений об указанной алкогольной продукции в единой информационной системе или уведомление об отказе в фиксации указанных сведений с обоснованием причин отказа;

в) организация после получения подтверждения налогового органа о фиксации сведений об алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками, в единой информационной системе осуществляет нанесение сведений о маркируемой алкогольной продукции на федеральные специальные марки в соответствии с установленным Министерством финансов Российской Федерации перечнем и форматом сведений о маркируемой продукции с использованием технических средств единой информационной системы.

На основании п. 3 Правил нанесения на ФСМ сведений о маркируемой алкогольной продукции заявка о фиксации в единой информационной системе сведений об алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками должна содержать в т.ч.:

- вид алкогольной продукции;

- наименование алкогольной продукции;

- количество единиц маркируемой алкогольной продукции;

- содержание этилового спирта в алкогольной продукции;

- предельная вместимость потребительской тары, в которую разлита алкогольная продукция;

- дата и номер заявления о выдаче федеральных специальных марок;

- количество федеральных специальных марок, на которые наносится информация о маркируемой ими алкогольной продукции, с указанием содержащихся на них надписях о виде алкогольной продукции и предельной вместимости используемой потребительской тары.

В данном случае заявитель представил в налоговый орган заявку с указанием всех предусмотренных для отражения ней сведений. В частности, даты и номера заявления о выдаче федеральных специальных марок и сведения о фактически маркируемой алкогольной продукции, соответствующие сведениям, установленным налоговым органом в ходе проверки, и отраженным в акте проверки от 27.11.2008 и акте сверки от 02.12.2008 об использовании федеральных специальных марок.

Налоговый орган данные сведения принял, не признав их не соответствующими порядку, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 N 785, и произвел фиксацию в единой государственной автоматизированной информационной системе, выполнив тем самым возложенную на него государственную функцию по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации и реализовав предоставленные ему полномочия по контролю и надзору за производством и оборотом алкогольной продукции.

В соответствии с требованиями Правил нанесения на ФСМ сведений о маркируемой алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785, в случае выявления недостоверных и искаженных сведений, а также в случае отсутствия сведений, указанных в пункте 3 данных Правил, налоговый орган обязан был направить заявителю уведомление об отказе в фиксации с обоснованием причин отказа.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, неоднократно выраженной им в судебных актах КС РФ, полномочия налогового органа по осуществлению возложенных на него функций носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от выполнения возложенных на него контрольных функций. При осуществлении возложенной на него функции государственной фиксации и контроля налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности использования и нанесения ФСМ и тем более при обнаружении признаков несоответствия установленному нормативному порядку обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием отказать в государственной фиксации сведений с обоснованием причин отказа. Из чего следует, что, получив официальное подтверждение о фиксации представленных сведений об указанной алкогольной продукции в единой информационной системе, заявитель вправе предполагать, что у налогового органа нет сомнений в достоверности представленных данных и их соответствии установленным требованиям. Иное, по мнению КС РФ, означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.

В данном случае заявитель осуществил нанесение ФСМ на алкогольную продукцию после получения результата государственного контроля – фиксации в ЕГАИС и в соответствии с зафиксированными в ЕГАИС данными.

В обоснование своих доводов налоговый орган ссылается на положения пунктов 63, 64, 65 Административного регламента.

Данные пункты включены в раздел «Контроль за использованием выданных марок в срок, указанный в обязательстве, и за уничтожением неиспользованных и (или) поврежденных марок».

В соответствии с п. 60 Административного регламента основанием для начала исполнения административного действия по контролю за использованием выданных марок в срок, указанный в обязательстве, и уничтожением неиспользованных и (или) поврежденных марок является истечение срока, указанного в обязательстве.

На основании п. 62 Административного регламента заявитель представляет отчет об использовании федеральных специальных марок в срок, указанный в обязательстве, согласно приложению N 10 к Административному регламенту, в территориальный налоговый орган, выдавший марки.

При отсутствии в территориальном налоговом органе Отчета налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня истечения срока, указанного в обязательстве, направляет заявителю в письменной форме уведомление с предупреждением о предъявлении требования об уплате денежных средств.

Далее, на основании п. 63 Административного регламента, в случае, если в течение пяти рабочих дней со дня получения налоговым органом уведомления о вручении уведомления, указанного в пункте 62 Административного регламента, обязательство, в том числе в виде представления Отчета, заявителем не исполнено, территориальный налоговый орган предъявляет (направляет) заявителю указанное требование исходя из всей суммы обеспечения, указанной заявителем в Расчете суммы обеспечения исполнения обязательства об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением.

При этом, в соответствии с положениями п. 64 Административного регламента при определении количества марок, по которому обязательство не исполнено, используются данные Отчета, которые сверяются с количеством приобретенных, использованных и уничтоженных марок, сведения о которых зафиксированы в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, количеством марок, на которые нанесена информация о маркируемой алкогольной продукции, иными документами (сведениями), подтверждающими исполнение обязательства в срок.

При несовпадении сведений о количестве марок, по которому обязательство не исполнено, указанных в Отчете, с имеющимися в территориальном налоговом органе сведениями о количестве марок, по которому обязательство не исполнено, до определения размера требований об уплате денежных средств налоговый орган проводит с представителем заявителя сверку указанных сведений.

В случае неисполнения заявителем обязательства в срок, указанный в этом обязательстве, при условии представления им Отчета, требование об уплате денежных средств предъявляется исходя из суммы обеспечения, определяемой в соответствии с пунктом 63 Административного регламента, и кратной количеству марок, по которому это обязательство не исполнено.

Пункт 65 Административного регламента предусматривает, что Требование об уплате денежных средств, в случае неисполнения заявителем обязательства в срок, указанный в этом обязательстве, территориальным органом направляется заявителю не позже тридцати календарных дней со дня истечения срока, указанного в обязательстве, при условии соблюдения процедур, предусмотренных пунктами 63 - 64 Административного регламента.

На основании ст. 65, п. 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта налогового органа закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на налоговый орган.

Арбитражный суд оценил положения вышеуказанных нормативных актов - ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 21.12.2005 № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками», «Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории РФ», утвержденного приказом Минфина РФ от 04.05.08 № 50н, в их совокупности и взаимной связи, исследовал и оценил совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств дела и доводы сторон с учетом положений ст. 71 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ и при рассмотрении данного дела исходит из следующего.

ФНС РФ и ее территориальные подразделения являются органами специальной компетенции и действуют исключительно в пределах полномочий, предоставленных им Законом и принятых на его основании и во исполнение подзаконными нормативными актами. Данные полномочия всегда являются ограниченными и конкретными. Функции налогового органа, в т.ч. контрольные, в рассматриваемых правоотношениях определены и ограничены положениями указанных нормативных актов.

В данном случае налоговый орган при проведении проверки действовал в пределах предоставленных ему полномочий, следовательно, возражения заявителя в данной части являются неправомерными. Истечение срока, указанного в обязательстве, во всех случаях является основанием для начала исполнения налоговым органом административного действия по контролю за использованием выданных марок в срок, указанный в обязательстве, и уничтожением неиспользованных и (или) поврежденных марок, независимо от представления либо не представления отчета.

Основанием для перечисления суммы обеспечения исполнения обязательства в федеральный бюджет, в соответствии с п. 4.1 Постановления 785 и обязательством № 11 от 22.08.2008, является не исполнение обязательства. При наличии условий, предусмотренных пунктами 62 – 65 Административного регламента, налоговый орган направляет Требование.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом, что заявитель в соответствии с обязательством № 11 от 22.08.2008 в установленный срок: произвел нанесение на алкогольную продукцию полученных ФСМ; произвел уничтожение неиспользованных и (или) поврежденных федеральных специальных марок в установленном порядке; представил отчет об использовании ФСМ в срок, указанный в обязательстве.

Налоговый орган, обосновывая вывод о не исполнении обязательства ввиду не нанесения ФСМ в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785, не доказал факт нанесения заявителем ФСМ с нарушением порядка, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785.

Данное Постановление непосредственно не предусматривает какого-либо порядка нанесения ФСМ, как такового. Указанным Постановлением утверждены Правила маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, Правила нанесения на ФСМ сведений о маркируемой алкогольной продукции, Требования к образцам ФСМ, а также форма отчета об использовании выданных федеральных специальных марок.

Пунктом 5 данного Постановления Министерству финансов Российской Федерации поручено утвердить порядок приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок; утвердить перечень сведений о маркируемой алкогольной продукции, наносимых на федеральные специальные марки и считываемых с использованием технических средств единой информационной системы, а также формат нанесения указанных сведений; утвердить порядок направления подтверждения о фиксации сведений об алкогольной продукции в единой информационной системе и уведомления об отказе в фиксации указанных сведений. Приказом Министерства финансов РФ от 17.01.2006 № 9н утверждены Порядок приобретения ФСМ и Порядок учета ФСМ, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям ФСМ.

Данные нормативные акты не определяют порядок нанесения ФСМ, в тоже время полученные и нанесенные заявителем ФСМ не противоречат установленным данными актами требованиям.

В связи с чем ссылка налогового органа на данные акты, как акты, определяющие порядок нанесения ФСМ, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785, является необоснованной.

Форма обязательства (с содержащимися в ней формулировками) приведена в приложении N 3 к Административному регламенту, утвержденному приказом МФ РФ. Представленное в материалы дела обязательство № 11 от 22.08.2008, по своей форме и содержанию, идентично приведенному в приложении N 3 к Административному регламенту. Осуществляя буквальное и систематическое толкование, Суд признает, что ссылка в обязательстве № 11 от 22.08.2008 на установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785 порядок, предполагает соблюдение заявителем при нанесении ФСМ нормативных положений данного Постановления, в т.ч. утвержденных им Правил маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, Правил нанесения на ФСМ сведений о маркируемой алкогольной продукции, требований к образцам ФСМ, а также формы отчета об использовании выданных федеральных специальных марок.

Актом проверки от 27.11.2008, актом сверки от 02.12.2008 и др. материалами дела подтверждается, что заявитель нанес ФСМ с надписью «Вина» в количестве 1 005 000 шт. на вина с содержанием этилового спирта 16-19%, с надписью «Вина натуральные» в количестве 194 990 шт. на вина натуральные с содержанием этилового спирта 13-15%, что не противоречит п. 3 Правил маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками.

В соответствии с п. 2 Требований к образцам федеральных специальных марок на ФСМ с надписями "Вина", "Вина натуральные" не размещается надпись, обозначающая предельную вместимость используемой потребительской тары алкогольной продукции, в отличие от ФСМ с надписью "Алкогольная продукция свыше 25%".

Делая вывод о не нанесения ФСМ в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785, налоговый орган ссылается на несоответсвие количества ФСМ по литражу и процентному содержанию этилового спирта, запрошенных в заявлении о выдаче марок от 22.08.2008 № 11, и фактически наклеенных согласно отчету об исполнении обязательства.

Однако данное соотношение не предусмотрено указанными нормативными актами, как в качестве критерия исполнения обязательства, так и в ином качестве.

Более того, п. 64 Административного регламента прямо предусматривает, что при определении количества марок, по которому обязательство не исполнено, используются данные Отчета, которые сверяются с количеством приобретенных, использованных и уничтоженных марок, сведения о которых зафиксированы в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, количеством марок, на которые нанесена информация о маркируемой алкогольной продукции, иными документами (сведениями), подтверждающими исполнение обязательства в срок.

Расхождений сведений в данной части налоговым органом не установлено.

При этом сведения, подлежащие отражению в Отчете, предусмотрены формой отчета об использовании выданных федеральных специальных марок, утвержденной Постановлением 785. Данная форма не предусматривает соотношения по литражу и процентному содержанию этилового спирта со сведениями, отраженными в заявлении о выдаче ФСМ, являющемуся приложением к Административному регламенту, утвержденному приказом МФ РФ.

О наличии иных нарушений нормативных положений Постановления № 785, в т.ч. утвержденных им актов, налоговый орган не заявил и доказательств их наличия не представил.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства налоговый орган не доказал, что заявителем при нанесении ФСМ нарушены нормативные положения, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785.

Налоговый орган выполнил возложенную на него государственную функцию по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации и реализовал предоставленные ему полномочия по контролю и надзору за производством и оборотом алкогольной продукции, произведя фиксацию в единой государственной автоматизированной информационной системе. С учетом изложенной выше правовой позиции КС РФ, направив официальное подтверждение о фиксации представленных сведений об указанной алкогольной продукции в единой информационной системе, налоговый орган, как уполномоченный от имени государства орган, подтвердил, что у него нет сомнений в достоверности представленных данных и их соответствии установленным требованиям. Иное, по мнению КС РФ, означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.

В данном случае заявитель нанес ФСМ в соответствии с п. 3 Правил нанесения на ФСМ сведений о маркируемой алкогольной продукции после получения результата государственного контроля – фиксации в ЕГАИС и в соответствии с зафиксированными в ЕГАИС данными.

Кроме того, в связи с оценкой указанных обстоятельств Арбитражный суд считает необходимым отметить следующий аспект установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств.

На основании п. 4.1 Постановления Правительства РФ от 21.12.2005 № 785 (в редакции, действовавшей в спорный период) исполнение обязательства об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением обеспечивается способами, предусмотренными гражданским законодательством, что направлено на защиту государственных интересов в случае неисполнения обязательства. В данном случае исполнение обязательства обеспечено банковской гарантией, что стимулирует на надлежащее исполнение обязательства и предполагает, что в случае неисполнения обязательства федеральный бюджет вправе получить возмещение своих потерь за счет денежных средств, являющихся суммой обеспечения исполнения обязательства.

На основании Постановления 785 размер суммы обеспечения исполнения обязательства определяется Министерством финансов Российской Федерации исходя из суммы акцизов, подлежащих уплате по соответствующему виду алкогольной продукции, и порядок его определения установлен Приказом Министерства финансов РФ от 04.05.08 № 50н Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории РФ.

Отражаемые в заявлении о выдаче ФСМ сведения о процентном содержании этилового спирта и емкости подлежащей маркировки потребительской тары наряду со ставкой акциза необходимы и используются для расчета суммы обеспечения исполнения обязательства.

В данном случае расчет суммы обеспечения произведен в соответствии с отраженными в заявлении сведениями и по установленной форме (приложение № 4 к Административному регламенту) в размере 22 675 305 руб. Фактически обязательство от 22.08.2008 № 11 обеспечено банковской гарантией на сумму 25 000 000 руб.

Вместе с тем Арбитражный суд учитывает, что выявленные налоговым органом обстоятельства, хотя и не свидетельствуют о нарушении обязательства об использовании приобретенных ФСМ, однако, свидетельствуют о наличии принципиальной возможности занижения любым получателем ФСМ суммы обеспечения, что противоречит цели этого обеспечения и при определенных обстоятельствах может привести к потерям бюджета. В связи с чем налоговый орган, как уполномоченный от имени государства орган, при осуществлении возложенных на него контрольных и иных функций обязан принимать соответствующие меры по предотвращению возможных негативный последствий для государственных интересов.

Применительно к рассматриваемой ситуации, поскольку расчет суммы обеспечения исполнения обязательства не влияет на исполнение основного обязательства об использовании приобретенных ФСМ, выявленные налоговым органом обстоятельства не являются доказательством не исполнения обязательства от 22.08.2008 № 11.

С учетом изложенного, при отсутствии нарушения обязательства от 22.08.2008 № 11, отсутствуют законные основания для предъявления оспариваемого требования налогового органа.

При таких обстоятельствах требования заявителя являются обоснованными, правомерными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

1. Признать недействительным требование УФНС России по Ленинградской обл. от 12.12.2008 № 08-08-1/16063 об уплате денежных средств.

2. Взыскать с УФНС России по Ленинградской обл. в пользу ООО «МастерВин» расходы по госпошлине в сумме 4 000 руб.

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления Решения в законную силу.

Судья А.Е. Градусов