ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-43190/10 от 21.10.2010 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

27 октября 2010 года Дело № А56-43190/2010

Резолютивная часть решения объявлена 21 октября 2010 года. Полный текст решения изготовлен 27 октября 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовской Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ресовской Т.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

заявитель ЗАО «Вентиляционный завод «ЛИССАНТ»

заинтересованное лицо Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге

о признании незаконным и отмене постановления

при участии

- от заявителя предст. ФИО1 по доверенности от 08.02.2010

- от заинтересованного лица не явился

установил:

Закрытое акционерное общество «Вентиляционный завод «ЛИССАНТ» (далее-ЗАО «ВЗЛ», Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге от 16.09.2010 №4169 по делу об административном правонарушении № 40-09/3934.

Представитель Управления Росфиннадзора в заседание не явился. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие по имеющимся материалам и пояснениям заявителя.

Как следует из материалов дела, 17.07.2008 ЗАО «ВЗЛ» заключен договор № 1134 с ОАО «Завод Этон» (Беларусь) на поставку оборудования на сумму 550 751 руб., 23.07.2008 в ОАО «Банк Санкт-Петербург» был оформлен паспорт сделки №08070128/0436/0000/2/0.

В ходе исполнения обязательств по Контракту, согласно имеющейся в материалах дела ТТН № 1235914 от 16.11.2008, в ноябре 2008 года на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар.

Справка о подтверждающих документах от 18.12.2008 вместе с ТТН № 1235914 от 16.11.2008 была представлена Обществом в банк паспорта сделки 18.12.2008.

Обнаружив в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, Управлением

Росфиннадзора 14.07.2009 был составлен протокол № 40-09/3934 об административном правонарушении.

Постановлением от 16.09.2009 № 4169 Общество было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Считая постановление неправомерным, заявитель оспорил его в Арбитражном суде.

В части 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона Российской Федерации от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон №173-ФЗ) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Согласно пункту 3 статьи 23 Закона №173-ФЗ от 10.12.2003 порядок представления резидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным банкам устанавливается ЦБ РФ.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и соответствующей информации предусмотрен Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 №258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение №258-П).

Пунктами 2.1-2.4 Положения Центрального Банка РФ от 01.06.2004 №258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», в редакции действовавшей до 28.10.2008, предусмотрено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резиденты представляют в банк документы, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию РФ, в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию РФ товаров.

В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операции, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж», вступившим в силу 27.01.2008, справка о подтверждающих документах, указанная в п. 2.2 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 №258-П является формой учета и отчетности по валютным операциям.

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной в установленном порядке.

Материалами дела подтверждается представление Обществом в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах от 18.12.2008, в графе 1 которой указана дата оформления подтверждающего документа - 16.11.2008, из чего следует, что последняя представлена одновременно с подтверждающим документом, а именно ТТН №1235914 от 16.11.2008 (документ составлен и оформлен в ноябре 2008 года), что свидетельствует о превышении установленного пунктом 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П срока и совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Являясь субъектом валютных правоотношений, Общество обязано обеспечить выполнение требований валютного законодательства. Доказательств, свидетельствующих о наличии чрезвычайных обстоятельств, препятствующих Обществу своевременно исполнить требования валютного законодательства, суду не представлено.

Наличие события административного правонарушения и вина Общества в его совершении подтверждены материалами дела.

Протокол составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено, дело рассмотрено в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Довод заявителя о привлечении его к административной ответственности с нарушением срока давности судом не принимается, поскольку нарушение было обнаружено Управлением в ходе проведения документальной проверки соблюдения ЗАО «ВЗЛ» актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, составлен акт от 10.07.2009.

В силу статьи 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Суд считает невозможным признание данного административного правонарушения малозначительным, исходя из следующего.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Следовательно, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Правонарушения, предусмотренные статьей 15.25 КоАП РФ, нарушают установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, обеспечивать стабильность внутреннего валютного рынка и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений. В настоящем споре, при доказанности в деяниях заявителя всех элементов совершенного им правонарушения, для применения к нему мер административного реагирования не имеют правового значения мотивы невыполнения резидентом своей обязанности.

На основании изложенного оспариваемое постановление является законным и обоснованным, и требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Заявление ЗАО «Вентиляционный завод «ЛИССАНТ» о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге от 16.09.2010 №4169 по делу № 40-09/3934 оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья Ресовская Т.М.