ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-43528/2011 от 02.12.2011 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

08 декабря 2011 года Дело № А56-43528/2011

Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2011 года. Полный текст решения изготовлен 08 декабря 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Соколовой С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стафеевой С.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: ЗАО "Общественно-деловой центр Охта",

ответчик: Межрайонная ИФНС России №7 по Санкт-Петербургу,

о признании незаконными решений от 28.03.2011 № 45, 64

при участии:

- от заявителя: ФИО1, доверенность от 30.12.2010 № 07/52, ФИО2, доверенность от 19.09.2011 № 01.07/18, ФИО3, доверенность от 19.09.2011 № 01.07/18,

- от ответчика: ФИО4, доверенность от 08.11.2011, ФИО5, доверенность от 12.01.2011 № 05-08-02/00187, ФИО6, доверенность от 11.01.2009 № 05-18/00008,

установил:

Закрытое акционерное общество «Общественно-деловой центр Охта» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее – Арбитражный суд) с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России №7 по Санкт-Петербургу (далее – инспекция, ответчик, налоговый орган) от 28.03.2011 № 64 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части отказа в праве на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в ноябре 2007 г. в размере 246 225 296 руб. (п. 2 резолютивной части решения), № 45 «Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 246 225 296 руб.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование. Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований.

Судом установлено следующее.

Межрайонной ИФНС России № 7 по Санкт-Петербургу в период с 14.09.2010 по 24.12.2010 проведена камеральная налоговая проверка ЗАО «Общественно-деловой центр “Охта”» по вопросу правильности исчисления и обоснованности предъявления к возмещению налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по внутреннему рынку по уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость № 2 за ноябрь 2007 г., представленной Обществом 24.09.2010.

Решением Инспекции № 64 Обществу отказано в праве на применение налоговых вычетов по НДС в ноябре 2007 г. в размере 264 225 296 руб., подтверждено право на применение Обществом налоговых вычетов по НДС в ноябре 2007 г. в размере 10 917 725 руб., право на возмещение налога в размере 10 769 245 руб. В связи с отсутствием события налогового правонарушения в привлечении Общества к налоговой ответственности на основании ст. 109 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) отказано.

В соответствии с выводами, изложенными в решении № 64, Инспекцией 28.03.2011 принято решение № 45 «Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, которым не подтверждается право Общества на предъявление налоговых вычетов в сумме 246 225 296 руб.

В обоснование решения Инспекция указывает на следующие обстоятельства.

Право на применение вычетов было получено Обществом в декабре 2006 года в связи с выполнением требований ст. 171, 172 НК РФ. Однако Общество заявило вычеты по счетам-фактурам 2006 г. только в сентябре 2010 г., представив в Инспекцию уточнённую налоговую декларацию за ноябрь 2007 г. В связи с про­пуском Обществом трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК в течение которого налогоплательщик должен реализовать свое право на применение налоговых вычетов, Обществу отказано в возмещении налога.

Общество считает, что оспариваемые решения Инспекции № 64 и № 45 в части отказа в праве на применение налоговых вычетов по НДС в ноябре 2007 г. в размере 246 225 296 руб., мотивированные тем, что Обществом пропущен трехлетний срок, предусмотренный п. 2 ст. 173 НК РФ на предъявление вычетов по НДС, неправомерны, основаны на неполном исследовании Инспекцией всех обстоятельств, нарушают права и законные интересы Общества и подлежат признанию незаконными как противоречащие положениям и требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд считает, что требования Общества не подлежат удовлетворению.

Судом установлено.

Обществом в декабре 2006 г. для реализации целевой программы Санкт-Петербурга «Строительство административного делового цента в Санкт-Петербурге» (далее - Программа), утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 30.03.2006 № 152-14 (далее - Закон № 152-14 «О целевой программе») были приобретены объекты недвижимости (здания, жилые помещения, земельные участки) у следующих организаций:

- ООО «Седервалль и Ритм»: договор от 15.11.2006 № 024/2006, счет-фактура от 31.12.2006;

- ОАО «Аквариус»: договор от 29.11.2006 № 029/2006, счета-фактуры от 29.12.2006 № 50-54;

- ОАО «Нева-ленд»: договор от 29.11.2006 № 030/2006, счета-фактуры от 29.12.2006 № 56-68;

- ОАО «Нева-ленд БЦ»: договор от 29.12.2006 № 031/2006, счета-фактуры от 29.12.2006 № 36, № 37.

В своем заявлении (т.1, л.д.6) Общество указывает, что на момент приобретения объектов недвижимого имущества оно осуществляло функции заказчика-застройщика. Указанный статус Общества позволял ему заключать с третьими лицами соответствующие договоры поставок, подряда, купли-продажи, в том числе объектов недвижимого имущества, принимать товары, результаты работ, услуг, кроме того вести бухгалтерский учет затрат, производимых в ходе строительства, так же как и всех результатов строительства, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1993 № 160, согласно которому данные функции возложены именно на застройщика, осуществляющего организацию строительства, контроль за его ходом и ведение бухгалтерского учета.

Следовательно, Общество обоснованно, как заказчик-застройщик, получило от продавцов счета-фактуры и приняло к учету объекты недвижимого имущества (нежилые помещения, земельные участки).

В то же время заявитель полагает, что факт получения счетов-фактур и принятие к учету имущества автоматически не влечет за собой возникновение права на применение вычета по НДС по понесенным расходам. В данной ситуации Общество не имело возможности применить вычеты ввиду того, что Законом № 152-14 «О целевой программе» не был определен собственник объектов недвижимости как вновь возведенных, так и реконструированных в процессе реализации программы. Статус Общества был обозначен лишь как «Исполнитель основных мероприятий», «заказчик - застройщик».

Заявитель считает, что на момент приобретения объектов недвижимого имущества существовала неясность в статусе участников Программы, так как Законом № 152-14 «О целевой программе» не установлено, в чью собственность переходит недвижимое имущество, созданное в процессе реализации Программы. Данное обстоятельство препятствовало применению вычетов по НДС.

Указанная неясность была устранена только лишь в ноябре 2007 г., когда был принят Закон Санкт-Петербурга от 02.11.2007 № 503-98 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Строительство административного делового центра в Санкт-Петербурге» (далее - Закон от 02.11.2007 № 503-98). Данным законом уточнен статус Общества и определен как «инвестор», «заказчик-застройщик», которому будут принадлежать на праве собственности все вновь возведенные и реконструированные в процессе реализации Программы объекты. Закон от 02.11.2007 № 503-98 опубликован в Информационном бюллетене администрации Санкт-Петербурга и вступил в силу 23.11.2007.

Таким образом, именно с 23 ноября 2007 г. Общество и вправе заявить вычет по НДС в порядке, предусмотренном абз. 1 п. 6 ст. 171 НК РФ для инвесторов, как лицо, являющееся собственником объектов недвижимого имущества, вновь созданных (реконструированных) в ходе строительства.

Суд не может согласиться с доводами заявителя.

В п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российсокй Федерации (далее - ВАС РФ) от 11.07.2011 № 54 указано, что судам необходимо учитывать, что положения законодательства об инвестициях (в частности, ст. 5 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", ст. 6 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений") не могут быть истолкованы в смысле наделения лиц, финансирующих строительство недвижимости, правом собственности (в том числе долевой собственности) на возводимое за их счет недвижимое имущество.

Согласно абз. 1 п. 6 ст. 171 НК РФ, с 01.01.2006 при строительстве объектов недвижимости (основных средств) применяется особый порядок вычетов, который предусматривает возможность принятия к вычету до окончания строительства этих объектов недвижимости (основных средств) сумм НДС, предъявленных налогоплательщику подрядными организациями.

В силу пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых гл. 21 НК РФ объектами налогообложения.

Пунктом 1 ст. 172 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании соответствующих требованиям ст. 169 НК РФ счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

Из пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ следует, что основным условием принятия к вычету предъявленных налогоплательщику сумм НДС по товарам (работам, услугам) является использование их для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения".

Согласно п. 2 ст. 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Таким образом, вычеты налога могут быть заявлены, когда выполнены все условия, с наличием которых законодатель связывает право на их получение, но не позднее трех лет после окончания такого налогового периода.

Никаких иных условий для предъявления НДС к вычету, действовавших в период выставления счетов-фактур Обществу, законодательством предусмотрено не было.

Глава 21 НК РФ связывает право на вычет с целью приобретения товаров (работ, услуг).

Общество не оспаривает, что названный объект недвижимости изначально приобретался для целей использования в операциях, облагаемых НДС.

Приобретенное имущество было оприходовано Обществом на счетах бухгалтерского учета, право собственности на недвижимость зарегистрировано.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 24.02.2004 № 10865/03 указано, что основными факторами, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, являются их производственное назначение, фактическое наличие, учет и оплата.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 09.06.2009 № 17188/08, к числу условий, на основании которых лицо может претендовать на налоговый вычет, относится, в том числе, определение того, кому предъявлялись к оплате счета-фактуры подрядчиками по выполненным работам с начислением НДС и на кого из участников строительства было возложено ведение общих дел.

Довод Общества о необходимости передачи инвестору имущества, создаваемого в рамках исполнения целевой про­граммы, не основан на оформленных в установленном законом порядке до­говорных отношениях.

Закон № 152-14 «О целевой программе» на который ссылается заявитель не является договором (кон­трактом).

Кроме того, судом установлено, что налоговые вычеты НДС, связанные с выполнением Программы, применялись Обществом с ян­варя 2007 г. Таким образом, действия Общества свидетельствуют о том, что до внесения изменений от 02 ноября 2007 года в Закон № 152-14 «О целевой программе», оно заявляло свое право на предъявление вычетов НДС, уплаченных при выполнении мероприятий целевой программы.

Согласно п. 1 ст. 173 НК РФ превышение налоговых вычетов по НДС над суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом об­ложения названным налогом, подлежит возмещению налогоплательщику за исключением слу­чаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода. Данное условие реализации права налого­плательщика на возмещение сумм НДС совпадает с закрепленным в качестве общего правила в п. 7 ст. 78 НК РФ, регламентирующей порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога.

Как отмечено в Определении ВАС РФ от 23.03.2010 N ВАС-1199/10 по делу N А40-19460/09-117-82 непременным условием для применения налогового вычета и соответствующе­го возмещения сумм НДС является соблюдение трехлетнего сро­ка, установленного пунктом 2 статьи 173 Кодекса.

Упомянутый трехлетний срок является пресекательным.

Судом установлено, что Общество в декабре 2006 г. приобрело основные средства, приняло к учету приобретенное имущество и получило от поставщиков счета-фактуры. Счета-фактуры оформлены на Общество и полностью отвечают требованиям ст. 169 НК РФ.

Таким образом, в декабре 2006 г. Обществом полностью были соблюдены все необходимые условия для принятия НДС к вычету согласно ст. 171, 172 НК РФ.

Следовательно, налоговые вычеты за декабрь 2006 г., заявлены в сентябре 2010г. по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Оценив все имеющиеся в деле доказательства, суд полагает, что оспариваемые ненормативные акты налогового органа соответствуют нормам Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований ЗАО "Общественно-деловой центр "Охта" отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Соколова С.В.