ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-43637/2021 от 05.08.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

06 августа 2021 года                                                                     Дело № А56-43637/2021

Резолютивная часть решения объявлена августа 2021 года . Полный текст решения изготовлен августа 2021 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Синицыной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Марченко М.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Заявитель: Администрация Муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области

Заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области

Третье лицо: Закрытое акционерное общество  "Камея"

 об оспаривании решения  от 02.03.2021 по делу №047/01/15-01/2020.

при участии

от заявителя  - ФИО1, доверенность от 11.01.2021г

от заинтересованного лица – ФИО2, удостоверение №25097, доверенность 12.07.21 №01/39/441

от третьего лица – ФИО3, доверенность от 23.04.2019г № 78А56608709

установил:

Администрация Муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, УФАС) от 02.03.2021 по делу №047/01/15-01/2020.

Ходатайство Заявителя об отложении рассмотрения дела отклонено ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ст.158 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

Комиссия УФАС, рассмотрев заявление ЗАО «Камея» (вх. № 2075 от 25.02.2020) о возможном наличии признаков нарушений требований - Закона о защите конкуренции в действиях Администрации муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, а также в результате проведения проверки на основании Федерального закона «О защите конкуренции», установила нарушение в действиях Администрации части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, о чем 02.03.2021 вынесла решение по делу №047/01/15-01/2020.

Не  согласившись с вышеуказанным решением, Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 3 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 № 8-ФЗ (далее - Закон о погребении) под погребением понимаются обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о погребении в гарантированный перечень услуг по погребению входит:

1)     оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для
погребения;

3)     перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4)     погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

         Вместе с тем, системный анализ норм Закона о погребении свидетельствует о том, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон о погребении не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.

Следовательно, деятельность хозяйствующих субъектов в сфере погребения и похоронного дела должна осуществляться в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства с соблюдением организационных и правовых основ защиты конкуренции в части недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В силу части 2 статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Таким образом, нормами Закона о местном самоуправлении и Закона о погребении предусматривается возможность для органов местного самоуправления по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, на которую в силу требований части 1 статьи 9 Закона о погребении возлагаются обязанности по выполнению (оказанию) определенного законодательством перечня работ (услуг).

Вместе с тем, частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №. 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

Постановлением от 28.02.2017 № 34 Администрацией МО «Кузьмоловское городское поселение» принято решение о создании Муниципального казённого учреждения «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (далее - МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела»).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.2 Устава на МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» возложены в том числе следующие полномочия:

- выдача разрешения на перезахоронение (подзахоронение) в установленном порядке;

- выдача разрешения на установку (замену) надмогильного сооружения (надгробия);

- передача информации в уполномоченный орган местного самоуправления для регистрации в -  - книге регистрации надмогильных сооружений (надгробий);

- разработка и реализация мероприятий по созданию новых, а также эксплуатации, реконструкции (расширению), ремонту (текущему, капитальному), закрытию и переносу действующих кладбищ.

Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о погребении порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

Из вышеизложенного следует, что положениями Устава МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» (далее - Устав) определяется порядок согласования с МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» сопутствующих захоронению действий на территории кладбища, а также закрепляются полномочия по порядку организации деятельности общественного кладбища.

Вместе с тем, анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что деятельность специализированных служб по вопросам похоронного дела должна носить не «административно-властный», а «технический» характер, поскольку в части 1 статьи 9 Закона о погребении установлен строго поименованный перечень гарантированных услуг по погребению.

Кроме того, подпунктом 3 пункта 2.2 Устава определено, что МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» осуществляет приносящие доходы иные виды деятельности в области организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения, что прямо указывает на совмещение функций органа местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта в сфере погребения и похоронного дела.

Таким образом, Управление пришло к правомерному выводу о незаконном возложении на МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» закрепленных в Уставе полномочий в силу запрета части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции установлено, что целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция -соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Достаточным основанием  для вывода о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В связи с наличием в действиях Администрации МО «Кузьмоловское городское поселение» признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области выдано Предупреждение (исх. № Пр/03/01-01 от 24.07.2020) о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), путем внесения изменений в Устав МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела», а именно, исключением из подпункта 2.2 пункта 2 Устава следующих положений:

-выдача разрешения на перезахоронение (подзахоронение) в установленном порядке;

-выдача разрешения на установку (замену) надмогильного сооружения (надгробия);

-передача информации в уполномоченный орган местного самоуправления для регистрации в книге регистрации надмогильных сооружений (надгробий);

-разработка и реализация мероприятий по созданию новых, а также эксплуатации, реконструкции (расширению), ремонту (текущему, капитальному), закрытию и переносу действующих кладбищ.

Срок исполнения Предупреждения № Пр/03/01-01 от 24.07.2020 установлен до 25 октября 2020 года.

Информации об исполнении Предупреждения № Пр/03/01-01 от 24.07.2020 в адрес Ленинградского УФАС России не поступало.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом № 447/1 от 09.11.2020 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении Администрации МО «Кузьмоловское городское поселение» возбуждено дело № 047/01/15-01/2020 по признакам нарушения требований части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с решением Совета депутатов № 182 от 17.09.2020 «О внесении изменений в Положение «О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского района Ленинградской области», утвержденного решением Совета депутатов № 152 от 30.05.2007», права учредителя созданных, реорганизованных муниципальных предприятий и учреждений на территории МО «Кузьмоловское городское поселение» осуществляет Совет депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение», так пунктом 1 Решения Совета депутатов № 182 от 17.09.2020 установлено следующее:

«1. Внести в Положение ««О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского района Ленинградской области», утвержденного решением Совета депутатов № 152 от 30.05.2007 следующие изменения:

Статью 1.1 изложить в следующей редакции:

1.1 Решения о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий и учреждений на территории муниципального образования принимает Совет депутатов в соответствии с Уставом МО «Кузьмоловское городское поселение». Совет депутатов является учредителем созданных, реорганизованных муниципальных предприятий и учреждений. Совет депутатов осуществляет функции и полномочия учредителя, определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивает отчеты об их деятельности».

В соответствии с Решением Совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» № 193 от 22.10.2020 «О внесении изменений в Устав Муниципального казенного учреждения ««Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» Советом депутатов в Устав внесены изменения, не касающиеся порядка осуществления деятельности МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела».

Предупреждение о необходимости внесения изменений в подпункт 2,2 пункта 2 Устава МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» № Пр/03/01-01 выдано Ленинградским УФ АС России 24.07.2020 со сроком исполнения 25.10.2020.

Таким образом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области пришла к правомерному выводу о неисполнении Администрацией МО «Кузьмоловское городское поселение» выданного Предупреждения согласно его содержанию.

Довод Администрации МО «Кузьмоловское городское поселение» о невозможности исполнить Предупреждение Ленинградского УФ АС России № Пр/03/01-01 от 24.07.2020 ввиду отсутствия полномочий по внесению изменений в Устав МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» не может быть принят во внимание в силу следующего.

Согласно вышеизложенной последовательности действий, на момент принятия соответствующего Решения Совета депутатов № 182 от 17.09.2020 органу исполнительной власти - Администрации МО «Кузьмоловское городское поселение» было известно о наличии признаков ограничения конкуренции и необходимости внесения изменений в подпункт 2.2 пункта 2 Устава МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела», согласно выданному Ленинградским УФАС России Предупреждению № Пр/03/01-01 от 24.07.2020.

При этом Устав утвержден именно Администрацией, факт нарушения антимонопольного законодательства положениями Устава выявлен Управлением в момент наличия у Администрации полномочий по внесению изменений в Устав.

При этом, в материалы дела не представлено подтверждений совершения Администрацией МО «Кузьмоловское городское поселение» каких-либо действий, направленных на устранение признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции до вынесения оспариваемого решения.

На основании вышеизложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области пришла к правомерному выводу о наличии нарушения антимонопольного законодательства и квалифицировала действия Администрации МО «Кузьмоловское городское поселение» по части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца  со дня принятия решения.

Судья                                                                                                 Синицына Е.В.