Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
26 декабря 2017 года Дело № А56-43695/2017
Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 26 декабря 2017 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Кротова С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мешковой Ю.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: Общество с ограниченной ответственностью "ПЕТРОСТАЛЬ" (адрес: Россия 188643, г ВСЕВОЛОЖСК, ЛЕНИНГРАДСКАЯ обл ВСЕВОЛОЖСКИЙ р-н, ул ЗАВОДСКАЯ 33/35, ОГРН: <***>);
ответчик: :Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (адрес: Россия, Санкт-Петербург, Смольного 3);
третье лицо: Администрация муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области (адрес: Россия 188680, д КОЛТУШИ, ЛЕНИНГРАДСКАЯ обл ВСЕВОЛОЖСКИЙ р-н, 32, ОГРН: <***>)
о признании незаконным уведомления № 47/012/024/2016-4742 от 14.04.2017 о приостановлении государственной регистрации права собственности на тепловую сеть с кадастровым номером 47:09:0000000:117, расположенную по адресу: <...> и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности,
при участии
от истца: ФИО1 по доверенности от 31.01.2017;
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 18.07.2017;
от третьего лица: ФИО3 по доверенности от 09.01.2017
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПЕТРОСТАЛЬ" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным решения, выраженного в уведомлении № 47/012/024/2016-4742 от 14.04.2017 о приостановлении государственной регистрации права собственности на тепловую сеть с кадастровым номером 47:09:0000000:117, расположенную по адресу: <...> и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Определением от 09.11.2017 судом принято уточнение исковых требований; заявитель просил признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, выраженное в уведомлении № 47/012/024/2016/-4742 от 14.04.2017 г. о приостановлении государственной регистрации права собственности ООО «Петросталь» на тепловую сеть с кадастровым № 47:09:0000000:117, расположенную по адресу: <...>; признать незаконным решение Управления, выраженное в уведомлении № 47/012/024/2016/-4742 от 14.07.2017 г. об отказе в государственной регистрации права собственности на тепловую; обязать Управление осуществить государственную регистрацию права собственности ООО «ПЕТРОСТАЛЬ» на тепловую сеть с кадастровым № 47:09:0000000:117.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал уточненные требования.
Заинтересованное лицо и третье лицо против удовлетворения заявленных требований возражали, по основаниям, изложенным в отзывах и в связи с наличием фактических обстоятельств, установленных судами в деле № А56-43284/2016.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из искового заявления, ООО «Петросталь» построены и введены в эксплуатацию жилые дома (строительный адрес: 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33-34, 35) по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Старая, ул. Верхняя д.1 к.1 (поз.27), д.1 к.2 (поз. 29), д.1 к.3 (поз. 31), д.3 к.1 (поз. 28), д.3 к.2(поз.30), д.3 к.3 (поз. 32), д.5 к.1 (поз. 33,33-а,34), д.5 к.2 (поз.35).
В составе проекта застройки комплекса жилых домов ООО «Петросталь» были разработаны тепловых сетей к указанным жилым домам и получены положительные заключения государственной экспертизы на объекты капитального строительства.
ООО «ПЕТРОСТАЛЬ» заключило с ЗАО «УНИСТРОЙ» договор подряда
№ 1/2007 от 10.01.2007, в соответствии с дополнительным соглашением № 1 к которому последним осуществлялись работы по прокладке внутренних сетей жилых домов поз. 27, поз. 28, поз. 29, поз. 30, поз. 31, поз. 32, поз. 33-34, поз. 35, а также работы по прокладке наружных тепловых сетей от ЦТП до УТ-3 и от дома поз. 28 до УТ-8.
Как следует из материалов дела, построенные ООО «ПЕТРОСТАЛЬ» тепловые сети были запроектированы не как самостоятельные линейные объекты, а включены в состав проектов жилых ломов как вспомогательные объекты, в связи чем сети были построены на основании разрешения на строительство домов, отдельные разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию сетей – не выдавались.
Сети введены в эксплуатацию в соответствии с актом приемки объекта капитального строительства в эксплуатацию от 12.11.2007 и поставлены на баланс заявителя согласно акту о приеме-передаче объекта основных средств от 14.11.2007.
ООО «ПЕТРОСТАЛЬ» на основании договора с ГУП «Леноблинвентаризация» от 14.12.2015 № 48-у осуществило техническую инвентаризацию и постановку на кадастровый учет тепловых сетей, по итогам которой сетям протяженностью 638 м был присвоен кадастровый № 47:09:0000000:117.
Ссылаясь на то, что осуществляя полномочия собственника, заявитель несет затраты на обслуживание сети на основании договора на техническое обслуживание сети от 28.10.2014, поддержание ее в надлежащем состоянии, позволяющем бесперебойно осуществлять транзит тепловой энергии в жилые дома по ул. Верхней,
о своих правах на тепловую сеть ООО «Петросталь» уведомило Администрацию Колтушского сельского поселения о праве собственности на тепловую сеть письмом от 15.12.2015 (исх. № 124-пс), в ответ на которое Администрация запросила правоустанавливающие документы на указанную тепловую сеть.
Вместе с тем, как установлено судами трех инстанций в деле № А56-43284/2016,
15.04.2015 г. было проведено совещание Администрации и представителей ООО «Петросталь», на котором рассматривался вопрос передачи объектов инженерной инфраструктуры, в том числе тепловых сетей, в собственность МО Колтушское сельское поселение. По итогам совещания ООО «Петросталь» было направлено обращение с просьбой предоставить документы, подтверждающие право собственности на объекты инженерной инфраструктуры. Запрашиваемые документы предоставлены не были. На совещании 07.07.2015 представителям ООО «Петросталь» также предлагалось предоставить техническую документацию на объекты, подлежащие передаче в собственность МО Колтушское сельское поселение, а также документы, подтверждающие право собственности на эти объекты. Документы предоставлены не были. В целях недопущения возникновения чрезвычайной ситуации в период подготовки и осуществления отопительного сезона 2015 – 2016 гг. было дано разрешение Администрации на расходование средств бюджета МО Колтушское сельское поселение на содержание спорных тепловых сетей.
Заявители обладали сведениями о принятии решения Совета депутатов МО Колтушское сельское поселение от 01.10.2015 № 36 «О расходовании средств бюджета МО Колтушское сельское поселение на бесхозяйную тепловую сеть».
Также судами установлено, что в ходе реализации решения совета депутатов № 36 специалистом Администрации были приняты меры по изготовлению кадастровых паспортов на объекты теплоснабжения, собраны справки и документы, необходимые для постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей и для подачи документов на регистрацию в Росреестр Ленинградской области.
06.05.2016 в связи с выявлением участков бесхозяйных тепловых сетей на территории муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в целях организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории деревни Старая, в соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация приняла Постановление № 213, в соответствии с пунктом 1 которого теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйной тепловой сети, протяженностью 638 м, расположенной по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, д. Старая, от центрального теплового пункта по адресу: <...> от д. 1, корп. 4 до ввода в дома по ул. Верхняя д.1 к.1, д.1 к.2, д.1 к.3, д.3 к.1, д.3 к.2, д.3 к.3, д.5 к.1, д.5 к.2 было определено ООО «ТеплоСервис».
Согласно выпискам из ЕГРН, 09.08.2016 спорная тепловая сеть с кадастровым номером 47:09:0000000:117, протяженностью 638 м, расположенная по адресу:
<...> принята Администрацией поселения на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
В названном деле судами было также установлено, что на протяжении длительного периода времени и по настоящее время заявители не зарегистрировали право собственности на спорные тепловые сети.
В связи с тем, что спорные участки тепловой сети не принадлежат кому-либо на каком-либо праве и не относятся к границам эксплуатационной ответственности иной теплоснабжающей организации, суды пришли к выводу о том, что Администрация поселения правомерно приняла Постановление № 213.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ фактические обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами, имеют преюдициальное значение для участвовавших в делах лиц и не подлежат повторному доказыванию в настоящем деле.
06.04.2017 в Лужский отдел Управления на государственную регистрацию прав (перехода прав) заявителем представлен пакет документов № 47/012/024/2016-4742 в отношении объекта недвижимости с кадастровым № 47:09:0000000:117, тепловой сети, назначение - нежилое, протяженностью 638 м., расположенной по адресу: <...>.
Государственным регистратором по окончании проведения правовой экспертизы представленных заявителем документов принято решение о приостановлении осуществления действий по государственной регистрации права собственности (перехода права) в отношении объекта недвижимости с кадастровым № 47:09:0000000:117, тепловой сети, назначение - нежилое, протяженностью 638 м., расположенной по адресу: <...> сроком на три месяца, а именно с 14.04.2017 до 14.07.2017, о чем заявителю было направлено уведомление от 14.04.2017 № 47/012/024/2016-4742, поскольку согласно сведениям ЕГРН рассматриваемый объект недвижимости поставлен на учет как бесхозяйное имущество на основании заявления Администрации муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в связи с чем возникают противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Исходя из положений статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» № 931 от 10.12.2015, объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае:
- государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным законом;
- принятия вновь этого объекта ранее отказавшимися от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.
Запись о снятии объекта недвижимого имущества с учета вносится в ЕГРН одновременно с записью о государственной регистрации права собственности.
Таким образом, вышеуказанное основание послужило препятствием для осуществления действий по государственной регистрации права (перехода права) в отношении объекта недвижимости с кадастровым № 47:09:0000000:117, тепловой сети, назначение – нежилое, протяженностью 638 м., расположенной по адресу: <...>.
В связи с изложенным, по истечении указанного в части 2 статьи 26 Закона о регистрации и в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 14.04.2017 № 47/012/024/2016-4742 трехмесячного срока, государственным регистратором направлено в адрес Общества уведомление об отказе в государственной регистрации права (перехода права) № 47/012/024/2016-4742 от 14.07.2017.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ № 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Материалами дела подтверждается наличие установленных государственным регистратором противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, который может быть разрешен путем оспаривания зарегистрированных прав, а не действий государственного органа (в порядке 24 главы АПК РФ), в связи с чем оснований для признания действий Управления Росреестра по Ленинградской области как по приостановлению, так и по последующему отказу в регистрации перехода права судом не усматривается.
В соответствии с частью 5 статьи 15, часть 1 статьи 177 и частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт, выполненный в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Кротов С.М.