ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-43709/2021 от 15.07.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

15 июля 2021 года                                                              Дело № А56-43709/2021

Резолютивная часть решения объявлена июля 2021 года . Полный текст решения изготовлен июля 2021 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Синицыной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Марченко М.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Заявитель: Жилищно-строительный кооператив «Центр Долевого строительства»

Заинтересованное лицо: Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области

об оспаривании предписания № 38 от 26.02.2021.

при участии

от заявителя  - ФИО1, доверенность от 23.07.2020

от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 12.01.2021 ГЖИПО – 02-22

установил:

Жилищно-строительный кооператив «Центр Долевого строительства» (далее – заявитель, Кооператив) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ) об оспаривании предписания № 38 от 26.02.2021.

Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

На основании распоряжения от 20.01.2021 № 38 Комитетом государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области в отношении жилищно- строительного кооператива «ЦДС» проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой установлен факт нарушений лицензионных требований, а именно:

- ЖСК «ЦДС» не представлен протокол общего собрания (конференции) членов ЖСК «ЦДС» от 26.06.2017 №№ 10,11 предусмотренный ч.4 ст.117 Жилищного кодекса Российской  Федерации (далее - ЖК РФ)

- Не подтверждена законность избрания делегатов высшего органа управления кооператива (конференции), что предусмотрено   ст.115-117   ЖК   РФ, пунктом 8.16 устава ЖСК «ЦДС»

- Не представлены документы, удостоверяющие личность инициатора конференции, копия, оригиналы для ознакомления

- Не представлены документы, подтверждающие вступление инициатора в члены ЖСК «ЦДС»

- Не представлен реестр членов ЖСК «НДС»

- Не представлен реестр вручения членам ЖСК «ЦДС» уведомлений о проведении 26.06.2017 конференции (или документы, подтверждающие иной способ уведомления о проведении конференции)

- Не представлен список членов ЖСК «ЦДС», присутствовавших на конференции;

-Не представлены доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей членов ЖСК «НДС», присутствовавших на конференции;

- Не представлены документы, подтверждающие соблюдение порядка созыва конференции ЖСК «ЦДС»;

26.02.2021г. Комитетом Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области было вынесено Предписание №38 об обязании предоставить протокол конференции ЖСК «ЦДС» от 26.06.2017 № 10,11 с приложениями, обеспечить подтверждение законности избрания делегатов конференции ЖСК.  Срок исполнения до 31.05.2021г

Не согласившись с вынесенным предписанием, Кооператив обратился в суд с настоящим заявлением.

ЖСК создано как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления МКД (ч. 1 ст. 110 ЖК РФ, п. 1.1 Устава ЖСК).

Уставом ЖСК предусмотрено формирование конференции ЖСК, являющейся высшим органом управления ЖСК (ч. 1, 2 ст. 116 ЖК РФ). Таким образом, конференция ЖСК является высшим органом управления ЖСК.

Конференция ЖСК вправе рассматривать вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания членов ЖСК в соответствии со ст. 116 ЖК РФ, включая утверждение взносов на содержание общего имущества собственников в МКД, принятие решения об утверждении Устава ЖСК, о ликвидации или реорганизации ЖСК, избрании членов Правления ЖСК и др.

При таких обстоятельствах конференция ЖСК принимаемыми решениями оказывает колоссальное влияние, обеспечивая принятие решений по вопросам управления МКД, которые затрагивают интересы как членов ЖСК, так и собственников помещений, не являющихся членами ЖСК.

Делегаты Конференции ЖСК избираются общим собранием членов ЖСК из числа членов ЖСК по представлению Председателя Правления ЖСК до момента, когда число членов ЖСК превысит 50 членов (п. 8.17 Устава ЖСК).

Конференция ЖСК созывается Правлением ЖСК по собственной инициативе, по заявленному в Правление требованию Председателя Правления, Ревизора ЖСК, группы членов ЖСК численностью не менее 1/2 от общего числа членов ЖСК (п. 8.9.1 Устава ЖСК).

В соответствии со ст. 20 ЖК РФ, Положением о комитете, утвержденным постановлением правительства Ленинградской области от 10.01.2014 № 1, комитет имеет право в рамках осуществления полномочий по государственному региональному жилищному надзору осуществлять проверку соблюдения требований законодательства при проведении и оформлении результатов общего собрания (конференции) членов жилищно-строительных кооперативов.

Указанная проверка проводится в виде документарной проверки путем исследования протокола общего собрания с обязательными приложениями.

С учетом ч. 1 ст. 7 ЖК РФ в части распространения требований об оформлении общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах на общие собрания членов (конференций) ЖСК, в соответствии с п. 19 Требований к оформлению протоколов общих собраний, утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр и действовавших до 04.03.2019, п. 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний, утвержденных приказом Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр и действующих с 04.03.2019, обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:

а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о
собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени,
отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;

б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;

в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о
проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и
доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 ЖК РФ;

г) списки присутствующих и приглашенных лиц;

д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих
и приглашенных лиц;

е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего
собрания;

ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей,
принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, атакже сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.

Указанные Требования действовали в период проведения и оформления результатов конференции ЖСК, и в настоящее время.

По состоянию на дату принятия решений конференции ЖСК от 26.06.2017 в обязанности ЖСК входило направление копий решений и протокола общего собрания в комитет как орган жилищного надзора, в том числе в электронном виде путем размещения на специализированном электронном ресурсе. При этом подлинники указанных документов подлежали хранению ЖСК в определенном решением общего собрания (конференции) (ч. 1 - 1.1 ст. 46 ЖК РФ в редакции, действующей на 26.06.2017, Порядок, установленный приказом Минстроя от 25.12.2015 № 937/пр).

С 11.01.2018 направлению в комитет подлежат подлинники таких решений и протоколов.

Вместе с тем, копии или оригиналы соответствующих документов ЖСК от 26.06.2017 № 10, 11 в комитет не представлены ни по завершении конференций, ни на запрос в ходе проведения проверки на основании распоряжения комитета от 21.01.2021 № 38.

Доводы ЖСК о причинах непредставления указанных документов не принимаются по следующим основаниям.

Специальных сроков хранения протоколов общих собраний (конференций) жилищно­-строительных кооперативов действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем при решении данного вопроса надлежит руководствоваться законодательством об архивном  деле.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4 и ч. 3 ст.6 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 утвержден Перечень управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (действовал до 17.02.2020), в соответствии с п. 18 которого протоколы общих собраний пайщиков, собраний, сходов граждан подлежат постоянному хранению.

Указанный приказ действовал в период проведения конференции ЖСК от 26.06.2017 и оформления ее результатов.

В настоящее время сроки хранения таких документов также определены как постоянные на основании п. 18 Приказа Росархива от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения».

В соответствии с п. 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме (пункт введен постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 № 1434), реестр собственников помещений в многоквартирном доме включены в состав технической документации и иных документов, связанных с управлением , многоквартирным домом (пп. «д(1)», «д(3)» п. 26 Правил № 491).

ЖСК обязано хранить такую документацию (п. 27 Правил № 491).

Учитывая приведенные нормы, а также значимость указанных документов для решения вопросов управления МКД, срок хранения истребованных комитетом у ЖСК на основании предписания от 26.02.2021 № 38 документов не может составлять 3 года,  следовательно, должен быть представлен комитету во исполнение данного предписания.

Истребование данных документов осуществляется в целях защиты прав и законных интересов собственников помещений в МКД, членов ЖСК, поскольку в случае выявления соответствующих нарушений комитет на основании ст. 20 ЖК РФ имеет право обратиться в суд с требованием о признании решений конференции ЖСК недействительными.

Таким образом, предписание от 26.02.2021 № 38 не нарушает права и законные интересы ЖСК, не возлагает на ЖСК не предусмотренные действующим законодательством обязанности, а также не препятствует осуществлению его предпринимательской деятельности.

На основании вышеизложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                                                 Синицына Е.В.